научная статья по теме ГЛОБАЛИСТСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ Социология

Текст научной статьи на тему «ГЛОБАЛИСТСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ»

Политическая социология

© 2011 г.

Н.И. ГУБАНОВ, Н.Н. ГУБАНОВ

ГЛОБАЛИСТСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ

ГУБАНОВ Николай Иванович - доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Тюменской госмедакадемии. ГУБАНОВ Николай Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (E-mail: gubanov48@mail.ru).

Аннотация. Для анализа межцивилизационных конфликтов введён новый концепт - "глобалистский менталитет". Показано, что одним из необходимых условий предотвращения межцивилизационных конфликтов служит формирование в ходе диалога цивилизаций глобалистского или общецивилизационного менталитета. Описаны элементы зарождающего глобалистского менталитета, который включает в себя совокупность конструктивных ментальных сходств различных цивилизаций и способен обеспечивать стабильность и преемственность развития человечества.

Ключевые слова: цивилизация • глобализация • менталитет • глобалистский менталитет • контактная ментальность • мультилингвизм

Детерминация социальных процессов имеет не только экономический и политический, но и духовный характер. Для благополучного состояния отдельной цивилизации необходима оптимальная пропорция, или мера ментального различия и ментального сходства социальных групп. Она должна обеспечивать в обществе, с одной стороны, поддержание конструктивной напряжённости и порождение культурных инноваций в процессе экзистенциального диалога, а с другой, - не приводить к конфронтации и насилию. Нарушение её, отклонение в ту или иную сторону способно вызывать негативные последствия в обществе: стагнацию, конфронтацию, которая в крайних случаях может переходить в самоуничтожение [1].

Противоречия существуют между менталитетами внутри и между цивилизациями. Поэтому мера должна существовать как в отдельных обществах, так и в человеческой цивилизации в целом. Речь идет о наличии закона меры ментального различия и сходства социальных групп и цивилизаций как условии общественной солидарности и прогресса. Мир, с одной стороны, должен сохранять необходимое для прогресса конструктивное, или комплементарное ментальное разнообразие, а с другой, - избавляться от деструктивных различий, обретая конструктивную общность. В настоящее время конфликты между цивилизациями, в частности, европейской (западной) и мусульманской обостряются. Поэтому поддержание конструктивной ментальной общности различных цивилизаций наряду с решением экономических и политических вопросов - насущная проблема человечества, одна из его глобальных проблем.

По мнению С. Хантингтона, в ХХ1-м столетии источником мировых конфликтов будут не экономические противоречия, а культурные, воплощающиеся в религиозных, нравственных, эстетических представлениях и понятиях [2], т.е., в различии ментали-тетов представителей разных цивилизаций. К основным типам он относит западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую цивилизации. Его теория столкновения обсуждается во всём мире. Некоторые учёные отказывают ей в научном статусе, другие видят в ней основу для плодотворных исследований. Справедливо отмечают В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, А.Ю. Хоц, проанализировавшие мнения экспертов по конфликтологии, «теория "столкновения цивилизаций" есть ...фиксирование уже существующих в реальности тенденций, которые, если им не противодействовать, в будущем могут составить основное содержание мирового глобального развития» [3, с. 81]. Исследователи доказывают, что это не конфликтообразующая концепция (как её пытались изобразить некоторые авторы), а необходимая диагностика важнейших проблем современного мира, позволяющая своевременно увидеть опасность и создать противо-действенные механизмы.

Развитие общества имеет многовариантный характер: из точек бифуркации оно может пойти по одному из множества путей и реализовать один из возможных сценариев. Сценарий "столкновение цивилизаций" необходимо поменять на "диалог цивилизаций", а в последующем - "сотрудничество цивилизаций". Одно из условий предотвращения межцивилизационных конфликтов - формирование глобалистского, общецивилизационного менталитета.

Менталитет - система качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной общности, сформировавшаяся на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта. Она детерминирует специфический характер восприятия мира, эмоционального реагирования, речи, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность существования социальной общности, а также стимулирует социальный прогресс посредством продуцирования культурных новаций [4]. В него следует включать особенности тех составляющих психики, которые подвержены межсубъектной дифференциации. У людей и социальных групп они могут быть различными, как то: сенсорные и перцептивные, в том числе установки, представления-цели и представления о значимых ценностях и нормах поведения; мотивационные, представленные специфическими потребностями, интересами, идеалами, ценностными ориентациями, целями; чувственно-эмоциональные, в том числе и веровательные; волевые и характерологические; мнемонические; когнитивно-интеллектуальные (задатки, способности, знания); мыслительные, или рациональные; особенности темперамента. К ментальным особенностям относятся качества личности (способности, черты характера и др.) и содержание духовного мира (идеи, установки, представления и др.). Мотивационные особенности служат ядром, которое в значительной степени определяет характер всех других его компонентов.

Носитель менталитета - индивидуальный или коллективный субъект. В первом случае менталитет - это то, что отличает одного человека от других в социально-психологическом плане. Во втором - его признаки показывают, что общего в духовном мире группы, и что её отличает от других групп. Чаще он исследуется в социальной группе. Особенности, составляющие групповой менталитет, по отношению к группе (например, нации) выступают как общее, а по отношению к более широкой общности (скажем, населению всей страны или всему человечеству) - как единичное. Его категория обладает значительными эвристическими возможностями - это сравнительно новое знание для отечественной социологии и социально-гуманитарных наук. Понятие, во-первых, служит интегральной характеристикой уникальности духовного мира субъекта, во-вторых, способствует пониманию специфического типа восприятия мира субъектом и, в-третьих, объясняет особый способ его поведения и деятельности. Ду-

ховный мир регулирует активность (общение, поведение, деятельность) субъекта в целом, а менталитет в составе духовного мира детерминирует специфический характер этой активности, её направленность. Новые эвристические потенции категории менталитета по сравнению с традиционными для отечественной социологии и социальной философии категориями индивидуального, группового, массового и общественного сознания, общественной психологии, идеологии, мировоззрения, духовного мира заключаются в возможности выявления специфики активности, поиска ответов на вопросы не только почему происходит данная индивидуальная и массовая деятельность, но также почему эта деятельность имеет данный характер, почему именно таким образом субъект воспринимает явления мира. Например, категория менталитета позволяет дифференцировать ответы на вопросы: "Почему человек работает?" и "Почему он работает по данной специальности?"; "Почему люди участвуют в политическом движении?" и "Почему они участвуют в этом движении, а в других не участвуют?"; "Почему человек разделяет религиозные взгляды?" и "Почему он разделяет именно эти взгляды?" и т.п. [5]. Понятие менталитета, применительно к взаимодействию цивилизаций, позволяет исследовать вопрос о том, почему в одних случаях такое взаимодействие плодотворно для взаимодействующих сторон, а в других, - имеет негативные последствия из-за деструктивных различий социумов. Покажем насущную для человечества необходимость формирования менталитета, который именуем глобалистским.

Основная закономерность развития человечества в настоящее время - глобализация: установление политических, экономических, культурных связей между странами и возрастание их зависимости друг от друга. В результате государства теряют долю своего суверенитета, а человечество преобразуется в единое сообщество -мегасоциум. Глобализация имеет положительные и отрицательные стороны. К позитивным ее аспектам относятся обогащение культур, заимствование передовых технологий, возможности экономического роста. К негативным - исчезновение культур малочисленных народов, несправедливость в распределении экономической выгоды между странами, унификация образования. Существенный негатив состоит в том, что усиление взаимодействия стран и народов при наличии существенных деструктивных отличий в их менталитетах чревато обострением конфликтов. Одним из проявлений такого обострения служит распространение терроризма.

В.И. Красиков, обсуждая проблему терроризма в современном мире, пишет, что одна из главных причин "трансформации естественных крайностей в экстремизм -это сильное нежелание понять другие ментальные состояния и культуры" [6, с. 45]. В.М. Власова показывает, что "проблема взаимопонимания и доверия людей друг к другу ... становится ... жизненно важной необходимостью... И решение её невозможно отодвинуть на длительный срок. Сам человек обсчитал возможные сроки..., называются периоды 30-80, максимум 100 лет, в течение которых человечество должно перейти в другую систему ценностей, технологий, связей, приоритетов. В противном случае мировая катастрофа в форме ядерной зимы, экологических катаклизмов... неизбежна" [7, с. 313-314].

Б.С. Гершунский справедливо утверждает, что в настоящее время важно видеть процесс поляризации духовной энергии противостоящих друг другу социумов, придерживающихся различных идеологических доктрин, националь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком