научная статья по теме ГЛОБАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ПРОШЛОГО РОССИИ. СТАТЬЯ 4 Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ГЛОБАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ПРОШЛОГО РОССИИ. СТАТЬЯ 4»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 6

МЕТОДОЛОГИЯ

И.Н. ИОНОВ

Глобальная история и изучение прошлого России

Статья 4*

Статья продолжает анализ особенностей современной глобальной истории, начатый в предыдущих номерах журнала [Ионов, 2011; 2012; 2013], и способов применения ее подходов к изучению российской истории. Показана роль различных психологических, антропологических и социологических школ, в частности экологии разума Г. Бейтсона и психологии освобождения Ф. Фанона, постколониальной критики и исторической социологии Н. Элиаса и К. Вутерса в изучении проблем глобальной психоистории.

Ключевые слова: глобальная история, глобальная психоистория, связанная история, постколониальная критика, гештальт-терапия, двойное послание, авторитарная личность, информа-лизация, реформализация.

The article continues the analysis of features of the modern global history, begun in previous issues of the magazine [Ionov, 2011; 2012; 2013], and methods of application of its approaches to studying of the Russian history. The role of various schools of psychology, anthropology, and sociology, particularly the ecology of mind of G. Bateson, the psychology of liberation of F. Fanon, the postcolonial criticism, the historical sociology of N. Elias and C. Woutcrs in the study of global psychohistory is shown.

Keywords: global history, global psychohistory, connected history, post-colonial criticism, Gestalt therapy, double bind, authoritarian personality, informalization, reformalization.

Я не белый. Я русский!

О. Маскаев

Правильно оценить потенциал воздействия идей Н. Элиаса о "процессе цивилизации", описанных в статье 3 [Ионов, 2013], на глобальную историю невозможно, не обратив внимание на параллельно развивавшиеся сходные идеи психологов, антропологов и социологов, которые можно обозначить как глобальную психоисторию (http:// en.wikipedia.org/wiki/Psychohistory). Так называют попытки комбинировать открытия психотерапии и социального знания. Основы глобальной психоистории - не только теория цивилизаций, постколониальная критика, но и антропологически ориентированная психология, психиатрия и психотерапия [Фромм, 1995; Mannoni, 1956; Fanon, 2008; Бейтсон, 2000].

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 13-06-00301 а).

И о нов Игорь Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

"Процесс цивилизации" и невроз

Наиболее близка стремлению Элиаса изучать нормы поведения, формирующиеся в светском обществе и связанные с ними психологические напряжения и дисфункции, школа гештальт-терапии, возникшая в 1940-е гг. Один из ее создателей германо-американский психолог Ф. Перлз писал, что необходимое условие развития личности -активное воздействие субъекта на внешние влияния. Поступающая извне экзистенциально важная информация должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята. Если же она поглощается целиком, она разрушительно влияет на личность. Навязанный родителями или истеблишментом неассимилированный опыт - интро-ект, часто оказывается несовместимым с личными убеждениями. Однако он может доминировать при принятии решений. В результате возникает невротическое двоение сознания [Гештальт-терапия... 2000].

Светская жизнь, с которой Элиас связывал "процесс цивилизации" - по мнению Перлза, прямая патология, дефлексия. Она воспроизводит невроз, который выражается в «салонных разговорах, болтливости, шутовстве, ритуальности и условности поведения, тенденции "сглаживать" конфликтные ситуации». Это - первый уровень невроза, связанный с отказом от своего "я", за которым следуют уровень фобий, когда невротик испытывает страх от возврата к искренним отношениям, и тупик, когда утрата точки опоры извне расценивается как катастрофа. Разрушительный потенциал интроекта раскрывается тогда, когда актуальные потребности индивида "не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя", что проявляется в самоагрессии. В итоге невротик не может выстроить отношения с самим собой, обществом и жизнью, порой ставя запросы общества (в том числе коллективные формы социального психоза) выше жизни [Гештальт-терапия... 2000]. Это можно сравнить с характерными признаками боваризма [Ионов, 2013, с. 141-148].

Близкую интерпретацию ситуации зависимости дал англо-американский антрополог Г. Бейтсон, изучавший "трагедию недоверия, ненависти и разрушения, пульсирующих и самораспространяющихся через поколения" в ХХ в. [Бейтсон, 2000, с. 438]. Бейтсон еще в 1956 г. показал связь между возникновением раскола сознания, шизофрении - и существованием в семье патогенной коммуникативной сети, основанной на взаимоисключающих вербальных и невербальных указаниях (двойная связка, двойное послание). Бейтсон продемонстрировал, что в "шизофреногенной семье" имеют место запреты на воспоминания о непоследовательности или враждебности родителей, различение симулируемых ими и реальных чувств, а также на метакоммуникацию, то есть на анализ контекста их высказываний и поведения. Это порождает у детей хронический когнитивный диссонанс, "ощущение обманутости" и "постоянное травмирование". Такая коммуникация "может повредить... идентичности вплоть до распада организации... опыта". Поэтому дети оказываются неспособны анализировать жизненные ситуации и предпочитают уклоняться от общения, изъясняться при помощи малопонятных метафор, чтобы сохранить миф о целостности семьи и заботе родителей (дефлексия и конфлуэнция - конформизм сознания и ритуализация поведения у Перлза) [Бейтсон, 2000, с. 232-233, 239, 266-267, 275; Гештальт-терапия... 2000].

Обращаясь к психиатрическим терминам, полезно учитывать, что дискурс вокруг зависимого сознания складывался в период созревания антипсихиатрического движения 1960-х гг., в рамках которого психотерапия противостояла психиатрии как экзистенциально ориентированное направление - биологически ориентированному. Для психотерапевтов, к которым принадлежали Перлз и Бейтсон, была характерна широкая интерпретация терминов, отличная от интерпретации психиатров. Это движение сыграло роль в гуманизации психиатрии, но введенное им словоупотребление далеко не общепризнанно, особенно если речь идет о девиациях поведения, не выходящих за рамки общественно признанной (пусть и смещенной) нормы [Власова, 2006].

Бейтсон считал ключевым моментом истории ХХ в. Версальский договор 1919 г. потому, что его заключение было связано с "двойным посланием". С одной стороны, это были опиравшиеся на идеи общего блага "14 пунктов" В. Вильсона о мире без аннексий и контрибуций, с другой - сам договор Антанты с Германией, предполагавший как аннексии, так и контрибуции. Для Бейтсона это был момент смещения установок западного политического мышления. Дело не только в том, что тут мы сталкиваемся с "одним из величайших предательств в мировой истории", которое прямо вело к новой мировой войне. Для антрополога главным казалось то, что следствием Версаля стала "тотальная деморализация" как германской политики, так и политики союзников, деградация их моральных устоев. Идея общего блага была дискредитирована. Последующий период, по его мнению, был невротизированной "жизнью среди разложения... в лабиринте галлюцинаций, который мы создали вокруг себя" [Бейтсон, 2000, с. 438-441]1. Современное политическое положение подтверждает мысль Бейтсона о том, что соблазн вновь повторять подобные манипуляции не исчез, а его последствия могут вести к новой мировой войне.

Идею западного общества как невротического обосновал немецкий философ и психолог Э. Фромм, который ставил это понятие в контекст представлений о зависимости и показал, что "чувства и мысли могут быть индуцированы извне, но субъективно восприниматься как собственные". Он обозначил личность, для которой это характерно, как садо-мазохистскую, авторитарную - переоценивающую значимость как подчинения, так и власти. Для нее характерен автоматический конформизм, отождествление себя с нацией, умение безропотно переносить несправедливость, иллюзия собственного мнения и уход от осмысления реальности в область псевдочувств и псевдомышления, создание рационализаций, которые подтверждают ее эмоционально окрашенные предубеждения. При этом рационализации могут быть логичны и разумны [Фромм, 1986, с. 172-173, 178-179]. Рационализации, в сущности, есть способ преодоления когнитивных диссонансов с помощью все объясняющего когнитивного консонанса, которому придается сверхценностное значение (например, священных текстов, играющих суггестивную роль) [Соорег, 2007, р. 9; Климентова, 2012]. Тем самым Фромм еще более резко, чем Элиас, критикует "процесс цивилизации" и формируемый им тип рациональности.

Отношения культурной зависимости, которые описывали Элиас, Перлз, Бейтсон и Фромм, А. Грамши назвал гегемонией, отличая ее от политического господства (см. [Эткинд, 2013, с. 17, 38]). Они характерны для самых разных стран и социальных групп, но ярче всего проявляются в "плюральных сообществах", о которых писал Э. Вульф (см. подробнее [Ионов, 2011, с. 141]). Особенно яркими их исследователями были французский этнограф и психолог О. Маннони, долго работавший на Мадагаскаре, и психиатр и философ с Мартиники Ф. Фанон, вскрывшие психологический аспект некоторых глобальных проблем, в частности проблем колонизации.

Психология угнетения и "двойное сознание"

Прорыв в изучении психологических проблем "плюральных сообществ" совершил в 1950 г. Маннони. Он попытался сформулировать представление о психологических проблемах людей, находящихся в ситуации зависимости и угнетения, колонизаторов и колонизуемых, представив их во фрейдистском духе как комплекс неполноценности и комплекс зависимости. До него комплекс неполноценности приписывался только покоренным народам. Маннони показал, что этот комплекс в наибольшей мере свойствен прежде всего самим европейским колонизаторам, вообще европейцам. Для малагасийцев, например, он был исключением. Комплекс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком