научная статья по теме «ГЛЯДЯ НАЗАД, ШАГАЕМ ВПЕРЁД…». ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему ««ГЛЯДЯ НАЗАД, ШАГАЕМ ВПЕРЁД…». ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»

АЛЕКСАНДР БАКУСОВ

«Глядя назад,

• •

шагаем вперед...»

Опыт реконструкции историко-культ

Александр Георгиевич Бакусов, главный архитектор РНБ, лауреат Государственной премии РФ

История создания архитектурного комплекса зданий Российской национальной библиотеки и реконструкции исторических интерьеров.

The history of the architectural complex of the Russian National Library and the renovation of historic inte-

Реконструкция РНБ, Главное здание РНБ, архитектура

Reconstruction of the NLR, NLR Main Building, architecture

Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперёд.

А. И. Герцен

Можно ошибаться, но нельзя строить

ошибки.

И. В. Гёте

Каждое из зданий Российской национальной библиотеки имеет огромное значение для изучения эволюции как самого библиотечного здания,так и взаимодействия двух основных функций библиотеки: фондохранилища и обслуживания читателей. Приоритетными задачами при проведении в этих зданиях ремонтных работ и реконструкции является модернизация библиотечных процессов и воссоздание утраченных интерьеров.

Архитектурный КОМПЛЕКС зданий Российской национальной библиотеки (РНБ), расположенный в центре Петербурга, на площади Островского, д. 3, Невском проспекте, д. 37, и Садовой улице, д. 18 и 20, представляет собой сложный конгломерат зданий, принадлежащих различным периодам истории Библиотеки. Основу комплекса составляют четыре корпуса, построенные как специальные библиотечные

здания по проектам архитекторов Е. Т. Соколова в 1801 г., К. И. Росси в 1835 г., В. И. Собольщикова в 1864 г. и Е. С. Воротилова в 1901 г. В строительстве и отделке зданий принимали участие архитекторы: Л. Руска, А. Ф. Щедрин, М. А. Овсянников, А. Н. Воронихин, И. П. Скотти, И. И. Горностаев, К. Я. Ма-евский, А. А. Даугель; скульпторы — А. Трискорни, С. С. Пименов, С. И. Галь-берг, В. И. Демут-Малиновский, М. Г. Крылов, Н. А. Токарев.

В состав комплекса, кроме исторических библиотечных корпусов, входят административное здание (Садовая, д. 18) и реконструированное здание (Садовая, д. 20), в котором располагается информационный центр с книжным магазином, культурный центр, музей истории Библиотеки, гостиница.

На всём протяжении существования Библиотека воспринималась обществом не просто как хранилище книжных собраний и рукописей, а как Храм культуры, центр культурной жизни не только Петербурга, но и всей России.

Комплекс библиотечных зданий, каждое из которых строилось исходя из конкретных потребностей Библиотеки в тот или иной исторический отрезок времени, имеет огромное значение для изучения эволюции как самого библиотечного здания, так и взаимодействия двух основных функций библиотеки: фондохранилища и обслуживания читателей.

Являясь одной из составных частей выдающегося архитектурного ансамбля площади Островского, комплекс зданий РНБ имеет важнейшее градостроительное значение. Архитектура каждого из корпусов РНБ, соединённых в единое целое (прежде всего, корпуса Соколова

А:

^¿ЙЗ #05 [119] *2010

и Росси), представляет из себя уникальный памятник зодчества XIX в.

В 1963 г. было принято решение о строительстве нового здания для Публичной библиотеки по проекту, разработанному с учётом всех современных достижений как в части технологических процессов, так и в части оснащения новой техникой, а также с учётом возможности развития Библиотеки на перспективу. В письме Комитета по градостроительству и архитектуре 1 марта 1963 г. отмечалось: «Исторические здания Государственной Публичной библиотеки могут быть заняты отделами, не связанными с массовым посещением читателей и отделами научно-исследовательской работы».

Новый этап в истории Библиотеки наступил в 2003 г., когда началось освоение Нового здания, построенного по проекту архитекторов В. Н Щербина и Л. К. Варшавской. В исторических библиотечных корпусах Главного здания впервые за долгие годы появились возможности для улучшения условий хранения фондов и обслуживания читателей, а также экскурсионной и музейно-выставочной работы.

В связи с перемещениями фондов и некоторых подразделений, перепрофилированием ряда помещений начались крупномасштабные ремонтные работы. В результате этого будет сформирована материально-культурная среда, которая опре-

Проект центра библиотечного комплекса на месте хозяйственного двора

делит облик Библиотеки на значительный исторический период. Наряду с мерами по модернизации библиотечных процессов, приоритетной задачей становится

воссоздание утраченных интерьеров, которые должны стать важнейшей составной частью обновлённой Библиотеки.

«Комплекс наслоений»

Однако воссоздание интерьеров, а вместе с ними и определённой историко-культурной среды является сложной, а применительно к РНБ — крайне сложной и ответственной задачей. «В больших исторических сооружениях и особенно в сложных архитектурных ансамблях даже школенный и опытный глаз специалиста не всегда может разобраться во всём комплексе наслоений, и нужна длительная предварительная научно-исследовательская работа, чтобы выяснить все новые и старые части и установить уничтоженные», — писал академик И. Э. Грабарь.1 Такими наслоениями являются переделки, которые начались в середине XIX в.

В первую очередь глобальные переделки коснулись Соколовского корпуса, где была уничтожена парадная лестница, колоннада с хорами в Овальном зале: полностью изменилась структура и декоративная отделка боковых залов (сняты перекрытия между вторым и третьим этажами, деревянные колонны ионического ордера были заменены на массивные кирпичные столбы, покрытые смальтой). Все пространство второго этажа заполнили многоярусные стеллажи.

При строительстве Собольщиковым первого специального читального зала были уничтожены парадная лестница корпуса Росси, являющаяся важнейшей композиционной составляющей здания, а также крыльцо с пандусами на Алек-сандринской площади.

Изменения произошли также и в корпусе Собольщикова. В частности, «парадная зала для занятий художников», которая имела высоту десять метров и была раскрыта на Невский проспект через огромное окно-витраж, в настоящее время разделена по высоте на два помещения.

Эти, а также другие многочисленные переделки привели к тому, что уже к концу XIX в. первоначальные интерьеры Библиотеки были во многом утрачены.

Вторая волна значительных переделок пришлась на советское время. Происходило это по двум причинам.

Первая причина заключалась в постоянной нехватке площадей для размеще-

ния фондов. Для решения этой проблемы строились многоярусные стеллажи и антресоли в Русском фонде, Русском журнальном фонде и в других помещениях. Эти переделки могут быть устранены благодаря перемещению фондов в здание на Московский пр., д. 165.

Вторая причина заключалась в том, что все основные здания Библиотеки строились как автономные, функционирующие отдельно друг от друга. У каждого был свой вход, свой парадный вестибюль; рабочие места сотрудников находились непосредственно в хранилищах и читальных залах. Запроектированная Воротиловым для связи его корпуса с корпусами Росси и Собольщикова так называемая Косая галерея впоследствии была занята генеральным алфавитным каталогом, который находится там до сих пор, и потеряла своё первоначальное функциональное назначение.

Постепенно Библиотека превратилась в многофункциональный организм, а вследствие этого появилась необходимость связать все четыре корпуса и административные здания между собой. В результате образовалась система длинных коридоров и проходных помещений — своеобразный лабиринт, в котором достаточно сложно ориентироваться, особенно читателям. Эти коридоры — отгороженные части читальных залов и хранилищ. Так коридор, связывающий по первому этажу читательский вестибюль и корпус Собольщикова, — часть одного из залов корпуса Росси, а коридор, соединяющий административное здание и корпус Росси, — часть читального зала Со-больщикова. Поскольку коридоры, антресоли, перегородки между отделами создавались в поисках хотя бы временного выхода из положения, как правило, в расчёте на три-четыре года, они строились с нарушением требований пожарной безопасности и Государственной инспекции охраны памятников. К примеру, от существующего и поныне коридора вдоль Отдела редкой книги, планировалось избавиться ещё в 1952 г.

Чтобы создать условия для полноценного воссоздания исторических интерьеров, а также обеспечить функционирование Библиотеки в соответствии с современными требованиями, в середине 1990-х гг. было выполнено проектное предложение по кардинальной реконструкции Библиотеки. ^

-Ъ- 9 /

#05 [119] *2010

Было предложено создать центр всего библиотечного комплекса на месте хозяйственного двора и примыкающих к нему второстепенных пристроек, утративших своё первоначальное функциональное назначение. Этот центр, представляющий собой атриумное пространство с выходящими в него галереями, позволит решить многие задачи: обеспечит нормальные графики движения для читателей и сотрудников между основными корпусами библиотечного комплекса; удобные вертикальные коммуникации в виде лифтов и эскалаторов дадут возможность пользоваться читальными залами маломобильным группам читателей, что присуще современным библиотекам; из этого центра, удобно связанного с вестибюлями корпусов Росси и Воротилова, читатель легко сможет попасть в любой из отделов Библиотеки. На галереях на разных уровнях могут располагаться временные и постоянные выставки, а также зоны отдыха, которые в настоящее время в Главном здании Библиотеки отсутствуют. Таким образом, центральное пространство станет главным коммуникационным узлом и позволит провести в старых корпусах необходимые восстановительные работы.

Работы последних лет

В последние годы в Библиотеке производились ремонтно-реставрационные работы, которые можно разделить на три категории: 1) капитальный ремонт с элементами реставрации; 2) ремонтные работы по перепрофилированию залов с воссозданием утраченных интерьеров; 3) ремонтные работы с созданием новых интерьеров.

К первой категории ремонтных работ можно отнести работы,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком