научная статья по теме ГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА В ЦИВИЛИЗАНИОННОМ ПОГРАНИЧЬЕ (РОССИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА) Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА В ЦИВИЛИЗАНИОННОМ ПОГРАНИЧЬЕ (РОССИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 4

И. Г. ЯКОВЕНКО

Гностическая компонента в цивилизационном пограничье

(Россия и Латинская Америка)*

Обращение к гностической компоненте культуры естественно начинать если не с определений (что достаточно сложно), то, по крайней мере, с описаний и характеристик объекта исследования.

Понятие "гностицизм" (или "античный гностицизм") определяет конкретное явление, имевшее место в истории мировой культуры. Гностицизм - это религиозно-философское течение, возникшее в I—II вв. на территории Римской империи. Он возникает рядом с формирующейся христианской традицией и предстает как достаточно вольная форма прочтения христианской доктрины. Гностицизм представлял собой вариант философско-мифологического синтеза, альтернативного утверждавшейся христианской ортодоксии. Проигрывавший борьбу за души людей, в III в. гностицизм был вытеснен на обочину духовной жизни империи.

Рядом с понятием "гностицизм" употребляется более широкое понятие — "гнозис", характеризующее определенный тип философствования и религиозно-мифологического мышления. Указывая на то, что единство гностической традиции задается общностью глубинных мировоззренческих установок, М. Трофимова так формулирует эти позиции: "Отрицание благого Творца; негативное отношение к видимому вещному миру — ошибке злого, неведающего создателя; человек же, которому враждебны и этот мир, и создатель, возвышается над ним в силу свето-духовного начала, заключенного в нем; спасение представляется в виде гнозиса — пути освобождения этого начала от оков неведения, плоти, вещества" [Трофимова, 1993, с. 168].

Широко понимаемый гнозис выходит как за рамки античности, так и за рамки христианской ойкумены. Рядом с христианским существовал иудейский гнозис. Обобщая, можно говорить о гнозисе восточном. Многие исследователи рассматривают учение Мани как вариант восточного гнозиса, к которому относится также широко распространенная в прошлом и дожившая до наших дней (болотистые районы юга Ирака и пограничные территории Ирана) гностическая религия мандейцев или сабиев. Гностические по своему духу секты и движения представлены в мире ислама (исмаилизм, ези-ды). Наконец, вся история христианского мира пронизана религиозными движениями, а также культурными и политическими феноменами, впитавшими в себя те или иные гностические идеи. Назвав павликиан, богомилов, альбигойцев, катаров, тамплиеров,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант < 016-01-02017а) .

Я к о в енк о Игорь Григорьевич — доктор философских наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

таборитов, европейскую каббалистическую традицию, укажу лишь наиболее заметные, знаковые явления, имеющие отношение к гнозису.

Традиция античного гностицизма пестра и многолика. Учителя и основатели гностических сект создавали сложные мифологические системы, плохо согласуемые между собой. Компактное изложение этой доктрины рождает существенные трудности. Лучше всего гностический миф представлен в учениях египетских христианских философов II в. Василида и Валентина, достигших вершины теоретической разработки рассматриваемого направления религиозной мысли.

Во главе всего стоит идея первоначала. В изложении Валентина существует предвечный универсум духовных умопостигаемых сущностей, или Плерома (от греч. р1его-та - полнота), которая состоит из эонов и из которой однажды был порожден весь чувственно воспринимаемый Космос. Валентин говорит о совершенном эоне, называя его Бездонный. Этот непостижимый и невыразимый первопринцип содержит в себе потенцию всякого определенного бытия. Философ определяет потенцию бытия как мысль Бездонного, которая называется Молчанием. Такова исходная диада эонов.

Женская половина диады - Тишина (или Молчание) упросила Бездонного, погруженного в самосозерцание, произвести ей сына, что он и сделал, немедленно снова возвратившись в состояние самосозерцания. В результате Тишина рождает следующий эон - Ум. Одновременно была рождена Истина. Далее Ум произвел Логос и Жизнь, и так далее. В итоге появляются тридцать эонов, пребывающих в молчании и непостижимых, которые в своей совокупности составляют Полноту абсолютного бытия или Плерому. Последним из эонов, порожденных в результате взаимооплодотворения духовных субстанций, была София, или Мудрость.

Рождение чувственно воспринимаемого Космоса связано с бунтом последнего эона. Стремление женского эона Софии непосредственно познать Праотца, или Бездонного, нарушало небесную иерархию Плеромы и потерпело неудачу, и в результате бесплодных попыток совершить невозможное София породила из себя самое неопределенную бесформенную сущность, которая была исключена из Плеромы.

Детище мятежной матери - Ахамот - томилось в полном мраке и лишениях. В результате ряда событий Ахамот обретает внутренний образ Плеромы. Страстные противоборствующие аффекты, которыми была охвачена Ахамот, привели к оформлению чувственно воспринимаемого Космоса.

Из стремления Ахамот к утраченному (к Плероме) произошли Демиург (космический ум) и прочие духовные существа. Именно Демиург создал материальный и душевный миры. Демиург действовал неосознанно, направляемый усилиями Ахамот, замыслы которой были ему неведомы. Демиург думал, что он единственный Бог. В конце зиждительного процесса Демиург создает человека. В это творение Ахамот неведомо для самого Создателя вложила духовное начало, порожденное ею от сочетания с эоном Утешитель (Параклет).

Таким образом, в человеке соединены три начала: 1) материальное, 2) душевное, полученное от Демиурга, 3) духовное, вложенное Ахамот. Люди с господством материального начала предопределены ко злу и с необходимостью погибнут, ибо материальная природа не способна воспринять бессмертия. Люди душевной природы способны и ко злу, и к добру. В случае предпочтения добра, они спасаются верой и делами, но никогда не могут достигнуть высшего блаженства, для которого предназначены люди третьего разряда. Люди духовные (пневматики) не нуждаются ни в вере, ни в делах, ибо спасаются вложенным в них духовным семенем.

Цель пришествия на землю Спасителя состояла в том, чтобы собрать всех, имеющих в себе "семя жены" (Софии-Ахамот), и из бессознательных пневматиков превратить в сознательных гностиков, открыв им истину о Небесном Отце, о Плероме. Спаситель также приходит к душевным людям и спасает из них праведных. Когда все гностики познают себя и разовьют свое духовное семя, наступит конец мира. София-Ахамот соединится со Спасителем и удалится в Плерому; духи гностиков войдут в сизигии (сочетания) с ангелами и также будут восприняты в Плерому. Демиург и душев-

ные праведники утвердятся навеки в своем царстве небесном, или в "среднем мире", а материальный мир, с плотскими людьми и с князем мира сего - Сатаной - сгорит [Афонасин, 2002].

Так в самом сжатом изложении выглядит гностический миф - сложная и достаточно громоздкая мифологическая система. Выделю некоторые моменты, общие для всех гностических систем. Прежде всего это богооставленность Космоса, в котором пребывает человек. Как указывает Е. Афонасин, смысл понятия Плерома - "полнота" используется не в смысле противопоставления пустоте, но полнота как антитеза неполному, недостаточно заполненному, незавершенному. Плерома - умопостигаемый Космос, являющий полноту в силу своей самодостаточности [Афонасин, 2002, с. 183184]. Плерома не выходит за свои границы. Извергнутый из Плеромы Космос находится вне Божественных эманаций. Здесь гнозис кардинальным образом расходится с монотеистическими религиями, постулирующими присутствие Бога в мире, и эта установка носит фундаментальный характер. Со временем она входит в культуру как нечто безусловное и откладывается в языке на уровне речевых конструкций. Так, выражения "Божий мир", "тварь Божия", "наказанье Господне", утверждения, что Бог присутствует в любом камне и "Он все видит", фиксируют существеннейший момент христианской парадигмы - Божественную наполненность мира, интенциональную устремленность Создателя к земной юдоли.

Материальный мир - активное зло, сила, пленящая дух. Вот как описывает этот аспект гностической доктрины Дж. Рассел: "Материальным миром, низменным и полным тьмы, правит злой князь, в противоположность духовному миру света, управляемому благожелательным божеством. Этот благой Бог никогда не сотворил бы того низменного мира, в котором мы живем. Этот мир является творением одного или более низших духов, которые либо злы, либо слепы, либо и то и другое" [Рассел, 2001, с. 51]. Гнозис постулирует дуализм духа и материи. Материя - сущность, затягивающая в себя Божественный дух, обрекающая его на забвение своей подлинной природы. Христианство отвергает подобный дуализм и трактует материальный мир иначе. Материя выступает как условие жизни, а значит - и спасения человека ("тело - храм духа")1.

С забвением своей подлинной природы связана ключевая для гностицизма идея "гнозиса" - откровенного, тайного и спасительного знания, которое доступно только немногим и открывается каждому индивидуально. Иными словами, гностицизм носит эзотерический характер. Эзотерика, или инициатическая передача учений и практик, предназначенных ограниченному числу адептов, широко представлена в религиях эллинистической эпохи и ранней Империи. Христианство отсекает эзотерическую линию как деструктивную, дающую простор разнообразным толкам и сектам, как разлагающую Церковь доктрину.

Гностическое учение выражено аристократично; люди исходно онтологически неравны. Гнозис включает учение о роде пневматиков. избранном в силу своей природы. Христианство исходит из единства человеческой природы и принципиальной доступности пути, ведущего к спасению, для каждого уверовавшего и крестившегося.

Процессы исторического развития, в числе прочего, реализуются через непрекращающуюся конкуренцию духовных феноменов - мироощущений, идей, более или менее оформленных доктрин и концепций. Идеи созидают движения, рождают пророков, ересиархов, идеологов. Конкуренция идей переплетается с конкуренцией организаций.

Эв

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком