научная статья по теме Горизонты отечественной философии Философия

Текст научной статьи на тему «Горизонты отечественной философии»

В.Г. Тахтамышев

доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории отечества ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»*

Горизонты отечественной философии

Драматические трансформации российского общества в последнее столетие, затронувшие все сферы общественной жизни, в том числе духовную, радикально повлияли на процесс становления отечественной философии, разделив его на несовместимые тенденции, и с необходимостью поставили вопрос о наличии в нем целостности, находящей выражение в его особенностях, перспективах и ближайших задачах. Несмотря на увеличивающийся объем публикаций философского характера и огромный цех профессиональных философов, состояние этой научной и учебной дисциплины не может быть оценено как удовлетворительное. Большинство работ отличается сосредоточением внимания их авторов на интересных, но частных проблемах и стремлением старательно обходить фундаментальные проблемы философии. Состояние современных исследований в области философии наводит на мысль, что здесь основательно утвердилось то отношение к ней, которое захватило интеллектуальное сознание западного мира и нашло выражение в утверждении Ю. Хабермаса о конце философии1. Однако едва ли следует здесь брать пример у Запада, который возродил философскую мысль после греков и довел ее до высочайших вершин, в силу чего он может позволить себе временно сделать остановку в своем движении. Россия не может продемонстрировать такой же успех в этой области. Традиция самобытного отечественного философствования едва насчитывает более ста пятидесяти лет, и попытка определить ее более конкретно позволяет усомниться, что такая традиция вообще сложилась. Тем не менее Россия нуждается в философии, которая развилась бы на почве русской культуры, а потому что философия является систематически осмысленным основанием духовной культуры, отсутствие которого лишает культуру знания своих перспектив и своей самобытности, вследствие чего она не может отстоять себя и сохранить свою независимость во всемирно-историческом процессе, достигшем стадии всеобщих глобальных взаимосвязей.

В связи с отмеченными обстоятельствами возникают вопросы о возможности подлинного философствования на почве русской культуры и о его содержании. Такие вопросы могут показаться неуместными, поскольку они как будто исходят из признания незначительности тех

* Тахтамышев Владимир Григорьевич, e-mail: ariata53@mail.ru

1 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003. С. 60-61

достижений, которые приписываются русским мыслителям начала XX столетия, а также философии марксизма, нашедшей настоящее пристанище в России. Не углубляясь в эту проблему, следует указать в подтверждение высказанной точки зрения на то, что в России не возникло ни одной философской системы, которая достигла бы полноты развития своего содержания посредством конкретизации исходных теоретических предпосылок. Это позволяет говорить о традиции философствования в России скорее как о предварительной работе, которая только должна увенчаться убедительным результатом. Поэтому вопрос о горизонтах развития отечественного философствования не является праздным и поиски ответа на него с необходимостью упираются в вопрос о перспективах развития мировой философии, поскольку любая национальная философия, претендующая на значительность, неминуемо оказывается звеном всемирного историко-философского процесса.

Ответы на поставленные вопросы предполагают допущение некоторых теоретических предпосылок в отношении предметной области философии, закономерностей ее развития, а также взаимосвязей с другими сферами духовной и общественной жизни. В качестве первой предпосылки следует определить предмет философии. Им выступает действительность, постигнутая с помощью абстракций предельной общности, мир в целом, бытие как таковое. Именно так сама философия впервые осмысливает себя в лице Аристотеля2. Можно вкладывать в понятие предмета философии любое другое содержание, можно создавать философию будуара или философию Э. Уорхола, имея в виду под ней обобщенное представление какой-то предметной области или более или менее связанные мысли по какому-то поводу, но тогда мы, очевидно, имеем дело с таким знанием, которое не является философией. Распространенное еще с середины XIX в. мнение, ставшее сегодня предрассудком, что философия завершила свое развитие, что она не имеет перспектив для своего дальнейшего существования и исчезает в качестве значимого феномена духовной жизни человека3, можно принять в том отношении, что оно является следствием нежелания постигать содержание подлинной философии и опирается на субъективные причины, оправдывающие это нежелание.

Если иметь в виду определение специфики философского знания, которое мы указали, и использовать его для описания становления философии в России, следует сказать, что миропознание как система знания, выходящая за пределы религиозного постижения универсума, формируется достаточно поздно, лишь в XIX столетии. В. Соловьев берет на себя труд формирования целостной и завершенной

2 Аристотель. Метафизика, 1003, а 20-24; 1060, в 31-2 // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 119, 276.

3 См.: Перов Ю.В. Опыт «историзации» гегелевской мысли // Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 2006. С. 17-18.

философской системы, который так и не был им до конца осуществлен. Его последователи не были готовы к продолжению его усилий в их существе, сосредоточившись на отдельных вопросах, а то и вовсе стали бороться с философией как таковой. Захвативший в начале XX в. духовную сферу российского общества марксизм не имел развернутого философского основания, так что его философия по существу сводилась к развернутому изложению его социально-политической идеологии. Попытки создать философское обоснование марксизма в рамках идеологических догм были обречены на неудачу в силу догматизма основных его положений.

Таким образом, явно выраженного стремления развивать философские идеи в России мы не находим ранее середины XIX в., когда процесс формирования всемирной философии на принципах модерна уже был завершен. Чтобы понять предметную область, специфику русской мысли и задачи, которые стоят перед отечественной философией, следует обозреть этот всемирный процесс в его наиболее характерных чертах. Задачу изображения закономерностей историко-философского процесса самым совершенным образом решает философия абсолютного идеализма, которая дает системное описание всего объема развития духовной культуры человечества, опирающееся на разработанную логику и методологию философского исследования. Никакое философствование после Гегеля невозможно вне отношения к его системе. Как замечает Х. Хофмайстер: «После грандиозной попытки Гегеля еще раз доказать, что философия есть знание о том, что существует, не появилось ничего даже в малейшей степени сравнимого со столь значительным воззрением»4. Утверждение о чисто историческом значении философии Гегеля едва ли заслуживает серьезного внимания, поскольку оно скрывает факт незнакомства с этой философией или ее непонимания.

Развитие мировой философии Гегель суммирует в завершении своих лекций по истории философии. Это развитие можно выразить следующим образом. Античная философия, отмечает Гегель, построила интеллектуальный космос (схваченный в понятии субстанции), который, однако, не был достоянием единичной человеческой индивидуальности. Идею этой индивидуальности выдвинуло христианство, указавшее на коренной разрыв (и, следовательно, теснейшую связь) Бога и человека. Опираясь на эту идею, европейская философия Нового времени сделала субстанцию достоянием конкретного индивидуума, который позволяет ей в полной мере выразить себя в его внутреннем мире. В результате обнаружения тождественности этих двух универсумов формируется целостный завершенный мир. Его формирование означает завершение философского процесса5. Таким образом, завершение

4 ХофмайстерХ. Что значит мыслить философски. СПб., 2006. С. 135.

5 Гегель. Лекции по истории философии // Гегель. Соч. Т. XI, кн. 3 М.; Л., 1935. С. 513.

развития философии выражается в постигнутом в мысли универсуме как гармонизированном целом природы и духа. Философия осуществила себя, и возникает вопрос о том, возможно ли ее дальнейшее развитие после этой кульминации. Оставаясь в рамках парадигмы абсолютного идеализма, ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом.

Предметом философии является идея как сущность универсума, существование (жизнь) которой состоит в ее воспроизводстве посредством допущения иного бытия, с помощью которого идея конституирует себя, а затем снимает противоречащее ей бытие. В отношении к историко-философскому процессу это означает, что идея абсолютно глубоко осмысливается в каждой исторической форме подлинного философствования, но она постоянно выходит за свои границы, противопоставляя себе иное бытие и открывая возможность еще большего углубления в себя в новой форме. Если исходить из предположения, что сущностное содержание европейской культуры нашло свое выражение в христианской идее, то общие закономерности ее развития можно выразить следующим образом. Эта идея достигает своего самосознания в западноевропейской философии Нового времени XVI-XVII вв., определяет направление изменений социальной действительности и проникает в нее в виде новой нравственности, а затем достигает полной разработанности как система знания в философии абсолютного идеализма. Как система завершенного знания, она практически сразу обнаруживает реальность, которая не описывается ею, и открывает новое измерение для своего выражения, связанное с включением в ее орбиту культуры России.

Россия как бы не существует для западной культуры, которая считает себя вполне завершенной и в своем самолюбовании не может отвести взора от своего отражения в зеркале, но тем не менее Россия совершенно реальна для Запада как существенный фактор глобального процесса. В отличие от американских аборигенов, которые, по выражению Гегеля, оказались слабее западного человека и под его натиском вымирают6, Россия оказалась по крайней

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Философия»