научная статья по теме ГОСУДАРЕВ ДЬЯК АНДРЕЙ ШЕРЕФЕДИНОВ И ЕГО РОД История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРЕВ ДЬЯК АНДРЕЙ ШЕРЕФЕДИНОВ И ЕГО РОД»

© 2011 г. А.Б. МАЗУРОВ*

ГОСУДАРЕВ ДЬЯК АНДРЕЙ ШЕРЕФЕДИНОВ И ЕГО РОД

Историкам сравнительно мало известны деятели приказной бюрократии XVI в. Среди ее крупных представителей, о которых имеются специальные исследования, можно назвать дьяков И.М. Висковатого1, братьев В.Я. и А.Я. Щелкаловых2. Одним из их незаслуженно забытых современников был весьма известный в свое время Андрей Васильевич Шерефединов, могущественный и видный приказный дьяк. О нем и его роде писали академики Н.П. Лихачев, С.Ф. Платонов, С.Б. Веселовский и многие другие3. Лихачев обратил внимание, что Шерефединовы принадлежали к дворянским фамилиям, из среды которых в XVI - начале XVII в. вышли многие дьяки4. Платонов характеризовал А.В. Шерефединова как «заметнейшего из приближенных Грозного», достигшего всего личной выслугой, «отъявленного негодяя и насильника»5. Без упоминаний личности Шерефединова не обходятся труды по истории правления Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова и Лжедмитрия I, поскольку он входил в политическую элиту своего времени6. Составить целостный и подробный рассказ о его деятельности нелегко, но наметить канву по скупым данным источников можно.

Дьяк Андрей Шерефединов принадлежал к небогатому и не очень древнему дворянскому роду. Письменные источники сообщают, что родоначальником Шерефеди-новых был некто Яков Серефядин7, живший примерно во второй четверти - середине XV в. Определенные штрихи к портрету этого человека добавляет его фамилия-прозвание. Исходная ее форма должна быть реконструирована как Шараф-ед-Дин. Она арабского происхождения: «saraf» означает «честь, превосходство, почет, слава», «-ед» -артикль, «din» - «религия, вера»8. В русский ономастикон она попала из татарского, а в последний - через заимствование из арабского. Этимологизируется прозвище Якова довольно прозрачно: «честный/превосходящий/славный своей верой». Судя по фамилии, можно с некоторой долей уверенности полагать, что предком Шерефединовых был крещеный татарин (или сын такового), которых много поступало на службу великим московским князьям в период распада Золотой Орды. Скорее всего, он был принят в великокняжеские военные слуги при Василии II Темном, при крещении получив имя Яков (Иаков).

У Якова предположительно9 было 3 сына, очередность появления на свет которых неизвестна. Сын Якова Константин упомянут как послух в одном из коломенских поземельных актов, датированном приблизительно 1485 г.10 Другим его сыном, вероятно, был Василий, упомянутый как Василий Яковля в завещании 1490 г. коломенского землевладельца С.И. Хлопова11. Василий Яковлевич был заимодавцем и одолжил когда-то Семену Хлопову полтину, которую тот распорядился отдать после своей смерти. Третьим сыном Я. Серефядина, очевидно, был Борис, живший во второй половине XV в. У последнего, в свою очередь, был сын Василий.

О Василии Борисовиче (отце дьяка А.В. Шерефединова) свидетельства источников более подробны. Он упомянут в 1509/10 г. как сын боярский12. В этом году Василий был послухом (последним из четырех) при разъезде земель Солотчинского монастыря на р. Крапивенке близ Переяславля-Рязанского. «Дети боярские» - название широкого слоя непривилегированных служилых людей, представлявших собой низшую страту феодалов и принадлежащих к военному сословию по рождению. Термин отражал второстепенное положение по отношению к собственно боярству и членам государева двора. Как считает И.Б. Михайлова, страта «детей боярских» стала формироваться на рубеже XIV-XV вв. как снизу (из местных, «земских» вотчинников, разбиравших общинные земли), так и, в основном, сверху - путем пожалований княжеской властью

* Мазуров Алексей Борисович, доктор исторических наук, профессор, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института.

вотчин и поместий своим приближенным13. Очевидно, что основатель рода Яков Ше-рефедин был также сыном боярским, получившим от великого князя какие-то пожалования в Коломенском уезде14, вероятно село Гололобово, расположенное недалеко от Коломны в Большом Микулинском стане15. Сыновья Якова и его внук Василий унаследовали положение родоначальника.

Спустя 6 лет после первого упоминания, 20 января 1516 г., Василий Борисович послушествовал при оформлении грамоты в Каширском уезде16. В 1529 г. он находился на государевой службе Василия III в качестве помощника писца. Вместе с писцом Ф.И. Волынским, подьячими Г. Сидоровым и С. Тороповым он рассматривал в Рязанской земле дело между Покровской пустынью и рязанским землевладельцем И.В. Селивановым17. Те же самые должностные лица решали спор и проводили межу между землями дворцового села Микуличи и землей Муромо-рязанского епископа18. Василий Борисович Шерефединов упоминается в 4 актовых источниках (1509, 1516 и 1529 гг.). Сохранилось также надгробие с точной датой его кончины. В 1970-х гг. в Коломне на территории Спасо-Преображенского монастыря была обнаружена белокаменная надгробная плита со следующей надписью: «Лета 7046, месяца октября въ 8 день пре-ставися рабъ Божий Василей Борисович Щерефединов»19.

Захоронение Василия Борисовича в Спасском монастыре неслучайно. Очевидно, у Шерефединовых уже в начале XVI в. были прочные связи с этой древнейшей коломенской обителью20. Не случайно потомки Василия Борисовича давали в монастырь богатые вклады. Согласно писцовой книге по Коломне 1577/78 г., Шерефединовы (Иван, Семен и, особенно, Андрей Васильевичи) вложили сюда иконное золото, жемчуг и драгоценные камни, иконы, в том числе в золотых и серебряных окладах; паникадило медное большое, церковные облачения (ризы из камки и атласа с золотым и серебряным шитьем), поставную и большую восковую свечи, а также большой благовестный колокол. Но наиболее ценными были их земельные вклады -луг в Большом Микулине стане, сельцо Алексеевское, сельцо Михеевское, деревня Семеновское21. Эти факты характеризуют Шерефединовых как весьма состоятельных людей.

Продолжение рода Шерефединовых связано именно с потомками Василия Борисовича. У него было 4 сына: Иван, Поздняк, Андрей, и Дмитрий (?). Сыновья В.Б. Ше-рефединова и вообще представители этого рода поначалу не славились высоким положением даже среди провинциальных дворян. В Дворовую тетрадь 1552-1554 гг. попал лишь один из Шерефединовых, правнук Василия Борисовича - Афанасий (Афоня) Петров Шерефединов22 (в качестве дворового сына боярского по Москве). Афоня был сыном Петра Ивановича, и, судя по именованию, был в это время сравнительно молодым человеком. Лишь постепенно некоторые из Шерефединовых за счет личной выслуги начали подниматься по службе.

Среди сыновей Василия Борисовича раньше всех в источниках, в 1542 г., упоминается Иван Васильевич. Выясняется, что в годы боярского правления в малолетство Ивана Грозного он был недельщиком в Коломенском и Каширском уездах. Недель-щик (название происходит от специальных списков-росписей со сроками и местами службы, «недель») - судебный пристав, представлявший государственную власть. Не-дельщики допрашивали преступников и сообщали их показания вышестоящему суду, получали пошлины. С. Герберштейн считал их «людьми благородными»23. Во время конфликта Троицкого Белопесоцкого монастыря и посадских людей города Каширы И.В. Шерефединову вместе с другим недельщиком А. Бухариным 22 сентября 1542 г. было велено «обыскивать» монастырскую мельницу на р. Каширке под городом24. В 1556 г. он числился вотчинником Коломенского уезда25. Карьера Ивана Васильевича шла в гору. 22 декабря 1563 г. он направился послом в Ногайскую Орду к Аксанак-мир-зе26 и вернулся назад в 1564 г. В следующем 1565 г. он вновь уехал послом в Ногаи27. По косвенным данным можно полагать, что Иван родился ориентировочно в 1510-х гг. У Ивана Васильевича было 4 сына: Петр-Андрей, Александр, Михаил-Молчан и Иван.

Второй сын Ивана, Александр, вырвался из общей массы служилых людей уездных корпораций и стал выборным дворянином по Коломне. Выборное дворянство представляло собой наиболее заслуженную и авторитетную часть уездного общества (в XVII в. в Коломенском уезде служило около 250 дворян и детей боярских, до 10-15% из них могли служить по выбору). Александр погиб в 1571 г. во время набега крымского хана Девлет-Гирея28. Старший сын Ивана - Петр-Андрей (Андрей - молитвенное имя, на это указывает вкладная книга Троице-Сергиева монастыря)29 сделал блестящую карьеру. Впервые его имя в источниках фиксируется в середине XVI в. 1 марта 1550 г. Петр-Андрей Иванович дал вкладом в Троицкий монастырь 50 руб.30 Эта стандартная для поминания в обители преп. Сергия сумма была целым состоянием для обычного сына боярского. Уже к 1555 г. он стал московским дьяком, а до того скорее всего служил в подьячих. Как показал Д.В. Лисейцев, до 90% дьяков были дворянами, причем большинство из них (около 65%) начинали службу подьячими31. Дьяками называли крупных чиновников центрального аппарата управления, пользовавшихся большим влиянием на государственные дела. По понятиям того времени, приказная работа не была престижной, однако это компенсировалось высокими денежными окладами (в начале XVII в. он составлял 50-80 руб., затем по служебным заслугам мог быть повышен) и перспективой служебного роста. Петру Шерефединову в то время было около 35-40 лет. Впервые отпрыск малоизвестного, если не захудалого рода достиг таких высот. Он вошел в политическую элиту своего времени. Сохранились (в изложении)

2 акта, скрепленных дьяком Петром Ивановичем - правые грамоты, датированные

3 февраля 1557 г. и 4 октября 1558 г.32

Для средневековой эпохи характерна огромная роль личных, родственных и кли-ентарных связей. Разумеется, П.И. Шерефединов, поднявшись по служебной лестнице, начал по мере возможностей продвигать своих сородичей. Не случайно в 1555 г. его сын, довольно молодой человек, Афанасий (Афоня) стал дворовым сыном боярским. Позднее Петр-Андрей несомненно способствовал привлечению к посольской службе своего отца Ивана и возвышению своего, как можно думать, более молодого по возрасту дяди Андрея Васильевича. В 1566 г. Петр Иванович участвовал в заседаниях Земского собора. На Соборе земская оппозиц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком