научная статья по теме ГОСУДАРСТВО И БАНДИТЫ: ДРАМА С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И БАНДИТЫ: ДРАМА С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2013 ■ № 1

С.Ю. БАРСУКОВА

Государство и бандиты: драма с прологом и эпилогом

В статье исследуется эволюция силового предпринимательства в России. От советского периода до 2000-х гг. этим видом бизнеса занимались сначала бандиты, бывшие спортсмены и воины-афганцы, затем - отставные силовики, наконец, - действующие силовики. Специфика 2000-х гг. состоит в том, что права государства как деперсонифицированной машины по поддержанию формальных институтов были приватизированны чиновниками и силовиками, использующими ресурсы государства в интересах связанных с ними группировок.

Ключевые слова: силовое предпринимательство, государство, формальные институты, неформальные институты, силовики, бандиты.

In article evolution of power business in Russia is investigated. From the Soviet period to 2000th bandits, the former athletes and Afghan soldiers, after that retired security officers, and finally acting security officers were engaged in this type of business. Specifics of the 2000th is that the prerogotives of the state as the depersonifitsirovanny mechanism of maintenance of formal institutes were privatized by officials and the security officers who used resources of the state in interests of the related groups.

Keywords: power business, state, formal institutes, informal institutes, security officers, bandits.

Пролог

До июля 2011 г. никто в России не знал о существовании уральской деревушки Сагры. Потом Сагра прославилась. Дело было так: цыгане в деревне "всех достали" -воровали, приторговывали наркотой, на что им было указано местными жителями. Обидевшаяся цыганка позвонила брату на зону, и тот прямо с нар (!) вызвал из Екатеринбурга отряд "отморозков" для устрашения Сагры. Колонну из пятнадцати машин не остановил ни один гаишник. Полсотни "отморозков" как спортивно-славянской, так и неспортивно-азербайджанской внешности ночью прибыли в Сагру. Завязалась перестрелка, один бандит был убит, остальные разбежались, не зная, что у мужиков из Сагры было всего три ствола и чуток патронов. Хотя нет - еще вилы, топор. Так и слышится голос Ю. Левитана: "Несмотря на превосходящие силы противника...". Мороз по коже и гордость за уральских мужиков.

Не будем утяжелять рассказ подробностями. Они сплошь о доблестной милиции: арестовали сначала как раз жителей Сагры и довольно навязчиво предлагали взять на себя убийство бандита, обещая за это "хорошую камеру", тем самым благородно спасая от мести подельников. Через месяц журналисткой шумихи Сагре повезло. Дело взяли на заметку на высоком уровне. Сагринских мужиков отпустили. Начались аресты членов банды, что было необременительно, ибо многие к тому времени уже уехали

Барсукова Светлана Юрьевна - доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики.

на историческую родину. Справедливость в обрамлении постановлений и протоколов обязательно восторжествует. По крайне мере, общественности доложат об этом.

Мне эта история не дает покоя. Перестрелка в ночи, бандиты, вялая милиция... Визитная карточка 1990-х гг. Это все уже было! Где качественная разница с нашими днями? В поисках ответа перечитала лучшую книгу об этом [Волков, 2011]. Фактически, все нижеизложенное - моя интерпретация и структурирование идей В. Волкова.

Государство и бандиты: теоретический аспект

Прежде всего обрисуем теоретические рамки анализа. Вслед Волкову я говорю не о насилии вообще, а исключительно о роли силовых структур в экономических процессах. То есть меня интересует не любой носитель физического насилия, а только тот, действия которого играют роль в функционировании экономики. Таковыми могут быть как государственные, так и частные структуры, которые, в свою очередь, делятся на легальные и нелегальные.

Что объединяет государство и бандита? То, что это разные формы одного явления - силового предпринимательства, суть которого состоит в превращении организованной силы в источник постоянного дохода путем установления контроля над экономическими агентами. Грабитель таковым не является, по причине отсутствия долговременных экономических отношений с жертвой.

Само сравнение государства и бандита многим кажется кощунственным. Между тем бандит - частный нелегальный силовой предприниматель. И его роль в становлении российского капитализма трудно переоценить.

Для понимания роли силовых предпринимателей принципиальны несколько утверждений. Первое. Общественные отношения строятся на базе трех ресурсов - сила, деньги и слово. Именно физическое насилие, экономические ресурсы и способность наделять действия неким смыслом образуют ткань общества. Общества различаются лишь формами реализации этих ресурсов, механизмами их конвертации и принципами распределения между социальными группами. В этой триаде физическому насилию принадлежит ключевая роль. Но если по отношению к воображаемому обществу дикого варварства приоритет силы не вызывает сомнений, то в современных обществах грубая физическая сила представляется реликтовым явлением. Рынок воспевается как антитеза насилию и принуждению. Добровольность рыночных взаимодействий эгоистично ориентированных людей - вот фасад современных обществ. И это самое большое заблуждение, мешающее понять механизм рыночного обмена.

Дело в том, что простая задачка про то, как "Джон продал Биллу несколько бушелей пшеницы" не имеет решения, если упразднить фоновое знание этих джентльменов о безопасности сделки, то есть о защите их сделки законами. Любыми. Писаными или неписаными. За соблюдением которых следит полиция или мафия. Добровольность сделки строится на знании, что если весы шулерские, а деньги фальшивые, то обманщика накажут, что есть сила, принуждающая соблюдать условия сделки. Именно сила принуждения конституирует правило. Принуждение как потенциальное насилие, применимое к нарушителям правил, держит на себе всю декорацию свободных рыночных отношений. И даже библейское "не воруй" опирается на неотвратимость наказания после смерти.

Если верить Дж. Лондону, то в годы золотой лихорадки старатели не хотели тратить время и силы на строительство тюрем, но контингент был такой, что всякое случалось. Нарушителей правил, здесь и сейчас установленных, сажали в лодку и отправляли вниз по Юкону1. Тяжесть преступления измерялась числом дней, обеспеченных провизией. Мелкому воришке полагалось продуктов на две недели пути. Убийце

1 См. рассказ Дж. Лондона "Исчезновение Маркуса О'Брайена". Кстати, писатель верил, что уважение к закону в крови некоторых народов. В рассказе "Неожиданное" носителем истового, почти религиозного чувства к закону выступает англичанка, казнившая преступника в глухом местечке в годы "золотой лихорадки" с соблюдением всех законных формальностей.

не давали продовольствия совсем. Это была самоорганизация людей, не имеющих возможности опереться на правоохранительную систему своей страны, но и не способных жить вне законов. И не потому, что уважение к законам было у них в крови: скорее, народ там был иного замеса. Но люди приехали, чтобы разбогатеть, и потому жестко и лаконично сбили каркас правил, гарантирующих права собственности. Ведь институт собственности существует только в виде свода правил, и содержание этих правил ничего не стоит, если нет неотвратимости наказаний за их нарушение.

Второе. Под вывеской борьбы с преступными сообществами государство борется с конкурентами. Ведь с функциональной точки зрения они коллеги, так как производят блага одного рода, а именно, посредством силового ресурса обеспечивают поддержание правил взаимодействия. Соотношение цены и качества этой услуги влияет на выбор потребителя: если сицилийская мафия эффективнее, чем полиция, возвращала украденный скот, то крестьяне охотнее платили дань мафиози, чем налоги государству. К тому же мафия позиционировала себя как защитника местных обычаев, что способствовало ее легитимности. Отсюда двумя принципиальными стратегиями борьбы с бандитами является или их физическое уничтожение, или экономическое разорение, когда потребители силовых услуг ногами проголосуют за государство как единственного надежного гаранта хозяйственной жизни.

Но должна огорчить, государство никогда не одержит полную победу над бандитами. И не потому, что цена этой победы может быть больше потенциального выигрыша. Дело в том, что государство не может устанавливать и обеспечивать правила в той зоне экономики, которую не признает законной. Тем самым отдает эту экономическую реальность под опеку альтернативных силовых организаций. Если наркобизнес или проституция не легализованы, то на этих рынках функциональным аналогом государства неизбежно станут преступные сообщества. Криминальная специфика не отменяет потребность этих рынков в физическом принуждении к поддержанию правил. При наличии функционального запроса желающие и способные его удовлетворить всегда найдутся. Сухой закон в США стал "золотым веком" американской мафии, поскольку подпольное бутлегерство нуждалось в силовом ресурсе для регулирования экономических процессов и погашения неизбежно возникающих конфликтов. Криминальный бизнес при всем желании не может платить налоги государству, но платит дань бандитам, что с точки зрения покупаемых услуг одно и тоже. Для криминального бизнеса сообщества бандитов - безальтернативный силовой партнер, своего рода теневое правительство, устанавливающее нормы поведения на этом рынке.

Третье. Государство - это не проект гениального ума, не планомерное организационное строительство во имя порядка. С исторической точки зрения, государство -финальная точка конкурентной борьбы среди тех, кто пытаются силой обеспечить себе регулярный доход. Банд на землях вокруг озера Ильмень было множество, но банда викингов оказалась сильнейшей, поэтому история и сохранила имя ее предводителя Рюрика. Вряд ли он думал о государстве как проекте, когда вырезал конкурентов.

Государство - это состояние, когда в игре силовиков на выбывание остается только один игрок. И тогда диктуемые им правила будут рано или поздно признаны людьми справедливыми и оправданными,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком