научная статья по теме Государство и идеология: философский дискурс о русской национальной идее Философия

Текст научной статьи на тему «Государство и идеология: философский дискурс о русской национальной идее»

В.В. КОЧЕТКОВ кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС *

Государство и идеология: философский дискурс о русской национальной идее

Если следовать пониманию русской идеи, предложенному И.А. Ильиным, как совокупности понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа1, то можно с уверенностью сказать, что в тысячелетней российской истории было три серьезных попытки сконструировать и реализовать концепцию «русской национальной идеи». Первая известна своим лозунгом «Москва - третий Рим» и была выдвинута еще в XVI в. Вторая концепция - доктрина «официальной народности», сформулированная в начале XIX в. Третья - Россия как первая социалистическая держава - реализовывалась уже в XX в. Все они, как известно, при последовательной своей реализации приводили к соответствующим геополитическим и социальным катастрофам.

В данной статье мы попытаемся, во-первых, выявить некоторые архетипические черты уже реализованных концепций русской национальной идеи, а также причины их неудач. И, во-вторых, показать, что только конституционализм как определенная философско-правовая доктрина может стать необходимым основанием для рационализации базовых русских ценностей, и поэтому он должен рассматриваться как теоретический фундамент русской национальной идеи.

Исторически первая концепция русской национальной идеи сопровождала становление Русского государства еще до начала эпохи

Кочетков Владимир Валерьевич, e-mail: vovov69@mail.ru

1 См.: Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992, с. 436.

Модерна. Начиная с середины XV в., московские князья все более настойчиво стали именоваться самодержцами (от греч. «аиокаев», т.е. самовластный) и царями (от лат. «саеваг» - цезарь), что и получило формальное закрепление в 1547 г. До этого эти титулы использовались исключительно в отношении хана Золотой Орды и императора Священной Римской империи. Само их принятие предполагало всемирную миссию русского правителя. В течение последующего века правители стали претендовать на имперские полномочия на том основании, что они являлись единственными православными суверенами и по существу единственными подлинными христианскими правителями в мире. Русский народ сплачивался идеей противостояния враждебному окружению, и в силу этого самодержец наделялся не ограниченной никакими (ни божественными, ни естественными) законами властью. Уже Ивану III принадлежит формула: «Государь не обязывается перед подданными крестным целованием»2. Подданные русского царя в буквальном смысле слова были его рабами, с которыми он волен был обращаться по своему усмотрению. У них не было прав, только обязанности. Русское духовенство решительно поддерживало эти притязания, так как, по православной доктрине, церковь не могла существовать без императора. Поэтому неслучайно то, что первая концепция русской национальной идеи была сформулирована в среде православного духовенства в ходе спора «нестяжателей» (яркие представители этого направления мысли - Нил Сорский и Максим Грек) с Иосифом Волоцким и его последователями. Именно среди иосифлян и появился лозунг «Святой Руси», которая почему-то находится в опасности и при этом легко может быть развращена под любым

о

иностранным, в том числе и греческим, влиянием3. Показательно, что иосифляне отвергали всякую логику и аргументацию. Так, один из них,

2

Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. М., 2004, с. 118.

3 См.: Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М., 1947, с. 175.

монах Филофей, автор знаменитого тезиса, что Москва есть третий Рим, прямо предостерегал русских людей от излишнего «мудрствования»4. В результате «все классы нации, от высших до низших, исключая рабов, были прикреплены к государственной службе»5.

Как известно, последовательная реализация этой первой концепции русской национальной идеи привела к испытаниям Опричнины, затем Смутного времени, когда решалась судьба русского этноса как такового, к полной экономической и технической отсталости России к концу XVII в., а также к петровским реформам, проводимым автократическим способом. В ходе последних самодержавие создало себе новую институциональную и социальную базу в виде чиновничества (как правило, рекрутируемого из служилых дворян) и купцов, которые полностью зависели от потребностей казны и произвола царских бюрократов. При этом надо понимать, что для огромного большинства русских дворян того времени политика как некий институциональный способ реализации группового интереса не имела никакого значения, так как их материальные интересы защищались властью, и поэтому они были согласны оставить политику в покое. Особенно это стало очевидным после выхода Манифеста о вольности дворянства (1762 г.), который гарантировал крепостное право дворян на землю и крестьян, а также освободил их от обязательной государственной службы. С этого момента русское дворянство как социальная сила стало утрачивать свои позиции и авторитет, а на первый план вышли бюрократы-государственники. Поэтому не случайно то, что вторая концепция русской национальной идеи была сформулирована в среде чиновников. Как точно описал современник дух той эпохи: «В правительственных сферах этого времени преобладали воспитанные в духе старых

4 Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси. Цит. по: Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции

вв.). М., 1998, с. 26.

5 Вернадский В.Г. Монголы и Русь. М., 2004, с. 345.

порядков люди, которые никак не могли привыкнуть к тому, чтобы в обществе совершалось какое бы не было умственное движение, самостоятельное, независимое и не имеющее ни малейшего официального характера. Они привыкли к тому, что все производилось мало того, что с разрешения начальства, но и самим начальством, и даже предприниматель, если он до того времени нигде не служил, делался чиновником на поприще самого исполнения своего предприятия»6.

Другим важным фактором появления новой концепции русской национальной идеи было то, что она появилась как ответ на иностранные «деструктивные» идеи, которые, по мнению императора Николая I, лежали в основе мятежа декабристов. С.С. Уваров, министр просвещения и главный идеолог николаевского правления, выдвинул доктрину «официальной народности», суть которой резюмировалась в триаде: православие, самодержавие, народность7. Сам С.С. Уваров, разъясняя суть своей концепции, писал так: «...Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе. надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная.. Русский, преданный отечеству, не согласится на утрату православия.... Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Наряду с сими двумя национальными началами находится и

о

третье, не менее важное, не менее сильное: народность»0.

Как и в случае идеи «Москва - третий Рим» никаких глубоких обоснований «официальной народности» в работах идеологов того времени мы не найдем. Есть и другое сходство: «русскость» и

6 Скабичевский А.М. Очерки истории русской цензуры (1700-1863 гг.). СПб., 1892, с. 41.

7 Представляется, что эта триада сознательно была сформулирована как ответ на лозунг Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство».

Уваров С.А. Десятилетие Министерства народного просвещения,1833-1843 // Избр. труды. М., 2010, с. 347-340.

«народность» тесно связывается на онтологическом уровне с православной конфессиональностью и самодержавием (авторитаризмом власти). Может быть, поэтому известный диссидент того времени П.Я. Чаадаев считал, что для изменения русских государственных порядков необходимо принятие нашей страной католицизма9. Позже в том же русле рассуждал, правда, с иных -экуменических - позиций, великий отечественный философ В.С. Соловьев, который и был автором понятия «русская идея»10. На рубеже XIX-XX вв. неудовлетворенность официальным православием пронизала все классы российского общества, что приводило к богоискательству и богостроительству и среди элиты, и среди народа. Это, в свою очередь, подрывало легитимность самодержавия.

Таким образом, обе концепции русской национальной идеи предполагают, что конкретные явления русской жизни оказываются вполне в гегелевском духе отражением определенных инвариантных идей русского бытия, которые эксплицируются исключительно правительственными чиновниками (или облеченными властью лицами) ex officio. Данные идеи стали не только идеологическим фасадом русской власти и обоснованием внешней политики, но и критерием патриотизма для русского общества. Отличия же состояли в том, что доктрина «официальной народности» внедрялась с помощью множества бюрократических (через систему образования) и полицейских (цензура, преследование инакомыслия) мер. На первый взгляд, власти как будто преуспели в этом: Россия избежала революционных потрясений, поразивших Европу в 1830-1840-х гг. Это укрепило сторонников данной концепции в своей вере в особый русский путь. Жесткость власти, не дававшей сформироваться гражданскому обществу, была

9 См.: Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991, с. 5-69.

10 Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея, с. 182-205.

спутана со стабильным развитием нации, основанным на доверии народа к элите и солидарности гражданского общества.

Не будет преувеличением сказать, что доктрина «официальной народности» определяла деятельность русской царской власти вплоть до её краха в 1917 г., который ознаменовался распадом Российской империи. Далее судьба России на долгих 70 лет оказалась в руках сторонников разрушения всех старых общественных и политических институтов и построения нового справедливого общества согласно канонам коммунистической идеологии. Что же получилось в этом случае? Где-то до середины 50-х гг. XX в. над умами советской элиты господствовала идея все

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Философия»