научная статья по теме ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ (ИЗ МИРОВОГО ОПЫТА) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ (ИЗ МИРОВОГО ОПЫТА)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2012, № 11, с. 36-46

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ =

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ (Из мирового опыта)

© 2012 г. Орест Владимирович Мартышин1

Краткая аннотация: очерк исторической эволюции государственно-конфессиональных отношений: от полного единства через процесс секуляризации к основным современным формам - национальной религии, системе конкордата и системе отделения религии от государства.

Annotation: The article treats historical evolution of the relationship between state and religion: from total unity through the process of secularization to principal modern forms, namely national religion, concordat system and system of separation of state and religion.

Ключевые слова: государство, религия, секуляризация, система конкордата, система отделения религии и государства.

Key words: state, religion, secularization, concordat system, system of separation of state and religion.

Религия - древнейшая и универсальная форма общественного сознания. По словам Э.Дюркгей-ма, она "первоначально поглощает все функции представлений вместе с практическими функциями"2. Широчайшая сфера действия религии в древности объясняется недифференцирован-ностью социума, его "холистским", или "тоталитарным", характером. Принцип единства и неделимости полностью распространялся на религию и власть и приводил к тому, что с появлением государства религия приобрела официальный, государственный характер. Так было и на Востоке, и на Западе. "Вся языческая жизнь, - говорил В.С. Соловьев, - строилась на двойном устое религиозного и государственного закона"3.

Раннее христианство произвело переворот в традициях холизма. Оно возникло независимо от политической власти, как римской, так и иудейской, и сознательно отделяло себя от политики. По словам Д.С. Мережковского, "древнее государственное всечеловеческое единство раскололось пополам, дало трещину, из которой вырвалось подземное пламя - начало всех грядущих религиозных и общественных революций. Образовалось два царства - государство и церковь"4. Христианство обещало бессмертие помимо государства, лишало его монополии на духовную

1 Профессор кафедры теории государства и права МГЮА им. О.Е. Кутафина, доктор юридических наук.

2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 267.

3 Соловьев В.С. Собр. соч. T.VIII. СПб., 1903. С. 250.

4 Мережковский Д.С. Собр. соч. Грядущий хам. М., 2004.

С. 316.

жизнь, открывало область свободы человека от политической власти.

Император Константин, превратив христианство в государственную религию, избавил его последователей от преследований, создал благоприятные условия для распространения этой веры, но и лишил ее прежних выстраданных духовно-нравственных преимуществ свободы. Константин воссоздал холистскую систему - единство религии и государства, связал церковь с политикой. Его нередко называют не только первым христианским императором, но и первым христианским лицемером, подчеркивая тем самым политические мотивы его действий. Примеру Константина последовали многие правители. Как отмечает известный исследователь социологии религии Д.Мартин, "христианство часто распространялось через его одобрение каким-нибудь королем или императором"5.

Огосударствление и политизация христианства колоссально расширили его влияние на жизнь общества и в то же время способствовали его обмирщению, вели к падению нравственного уровня, к утрате самостоятельности. Утверждался принцип cujus regio, ejus religio, т.е. чья область (земля, страна), того и вера. Государственная религия обладала многочисленными привилегиями и сочеталась с нетерпимостью к другим верам, с их дискриминацией, преследованиями и запрещением.

Вклад христианства в развитие мировой культуры, в утверждение принципов справедливости и гуманизма огромен. Но, к сожалению, этим не

5 Martin D. A general theory of secularization. Oxford, 1978. P. 281.

исчерпывается его роль. По словам Д.С. Мережковского, "не было во всемирной истории такого обмана, такого насилия, такого порабощения народов, такой политической мерзости и политического ужаса, которые не благословлялись бы этим небесным знамением: Сим победиши, - которые не совершались бы под покровом церкви, во имя Христа"6.

Постепенно, но неуклонно религия утрачивала характер всепроникающего явления. Э. Дюркгейм так формулирует эту закономерность: "История не оставляет сомнений в том, что религия охватывает все меньшую часть социальной жизни. Вначале она простирается на все; все, что социально, религиозно; оба эти слова суть синонимы. Потом мало-помалу функции политические, экономические, научные освобождаются от религиозной, становятся самостоятельными и приобретают все более отчетливый светский характер"7. Процесс этот протекал с разной скоростью, глубиной и размахом в зависимости от исторических особенностей стран и народов. Пионером выступила Западная Европа, где в эпоху Возрождения и Реформации активно утверждалось светское мировоззрение гуманизма, сделавшее первые шаги в освобождении сознания от монополии церкви, в распространении рационалистических представлений. Но в снижении авторитета церкви была еще и политическая подоплека. Она заключалась в борьбе духовной и светской властей. Наиболее ощутимые удары церковь получила со стороны не представителей гуманизма, а христианских королей.

Христианская концепция двух градов, Града Божьего и града земного, представляет собой своеобразный вариант разделения властей - духовной и светской. Теоретически предполагались их самостоятельность, неподчиненность друг другу, а также взаимная поддержка. Практика не могла не вызвать соперничества и не поставить вопроса о верховенстве. Естественно, он решался сторонами по-разному. Идея верховенства католической церкви стала особенно активно проводиться в жизнь в XI в. папой Григорием VII и его последователями. Американский юрист Г. Бер-ман вслед за немецким историком и философом О. Розенштоком-Хюсси назвал это "папской революцией". Ватикан претендовал не только на верховенство над светскими владыками, но и на независимость церкви как корпоративной организации8. XIII в. вошел в историю как эпоха борьбы

6 Мережковский Д.С. Указ. соч. С. 91.

7 Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 162.

8 См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха форми-

рования. Изд. 2-е. М., 1998. С. 9.

королей и пап. Ее наиболее яркие, символические события - путешествие в Каноссу германского короля Генриха IV, чтобы получить прощение папы Иннокентия III, отлучившего его от церкви, в начале века и авиньонское пленение Бонифация VIII французским королем Филиппом IV в конце века - свидетельствовали о принципиальном изменении в соотношении сил. На пути папской гегемонии встали формирующиеся централизованные национальные государства, не склонные допускать вмешательства в свои внутренние дела и наличия неподконтрольных им церковных учреждений на своей территории. Именно в этих явлениях американский католический священник Дж. Бэйерл, автор интересного исследования

"Католическая церковь и современное государ" 9

ство , видел начало принципа лаицизма9.

Вторым ударом по безраздельному господству католицизма в Западной Европе стала утрата религиозного единства, раскол в христианстве, порожденный движением Реформации. В результате Реформации возникла территориальная вера, подчиненная государству. Церковная собственность конфисковывалась либо переходила к представителям новой религии. После Вестфальского мира (1648 г.) сосуществование разных религий получило государственное признание, а это означало внедрение принципа веротерпимости и неизбежное ослабление влияния господствующей церкви. Как раз при заключении Вестфальского мира в европейские языки вошел и термин "секуляризация". Под ним понимался переход территорий, находящихся под контролем церкви, под власть светских правителей. Впоследствии термин "секуляризация" приобрел смысл "исключения сверхъестественного из всех общественных институтов, кроме церковных" и стал ассоциироваться с нерелигиозной или антирелигиозной идеологией10.

Соперничество церковной и светской властей, утверждение королевского абсолютизма создавали благоприятный климат для распространения светского мировоззрения. Просвещенный абсолютизм - не случайное сочетание слов. Многие монархи вполне заслуженно приобрели репутацию покровителей наук и искусств. Гуманизм эпохи Возрождения передал эстафету Просвещению XVII-XVIII вв. Великая французская революция, идейно подготовленная Просвещением, стала важнейшей вехой в формировании новой

9 Cm.: Baierl J.J. The catholic church and the modern state. Rochester. N.Y., 1955. P. 11.

10 Cm.: Wilson Br.R. Secularization // The Encyclopedia of religion. Vol. 13. N.Y., L., 1987. P. 159.

западной цивилизации, которую едва ли можно назвать религиозной. Религия на Западе стала частью социального порядка, а не господствующим или всепроникающим явлением. Происходит "секуляризация общества" и "внутренняя секуляризация церкви". Наиболее яркое выражение все эти процессы получили в отделении церкви от государства. Случаи возрождения религиозных настроений и движений не противоречат этой общей тенденции11.

* * *

Секуляризация не привела и не приведет ни к уничтожению, ни к исчезновению религии. Как говорил Э. Дюркгейм, "в религии есть нечто вечное". Она представляет собой сложное явление, в которое входят верования, ценности, символы и ритуалы. К вечным ее сторонам Э. Дюркгейм относил веру и культ12. Сила религии, секрет ее притягательности и бессмертия в том, что она дает надежду на жизнь вечную. Такова важнейшая психологическая функция религии, распространяющаяся на каждого верующего. Наряду с нею религия выполняет и важнейшие социальные функции. Связь религии с общественными интересами не подлежит сомнению. Но она достаточно многообразна. Когда К. Маркс и Ф. Энгельс определяли функции религии как утешение и оправдание, утешение слабых ("опиум народа") и оправдание господства сильных, они имели в виду господствующую религию. Создатели марксизма не могли не знать, что ей часто противостояла не признанная официально, гонимая, секта

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком