научная статья по теме ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (СТАТЬЯ ВТОРАЯ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (СТАТЬЯ ВТОРАЯ)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 8, с. 13-22

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

(Статья вторая)

© 2015 г. Орест Владимирович Мартышин1

Аннотация: в статье рассматриваются участие религиозных организаций в деятельности армии и ФСИН и возвращение имущества религиозным организациям.

Annotation: participation of religions associations in the activity of armed forces and Federal agency of execution of punishment; restitution ofproperty of religious associations.

Ключевые слова: религиозное объединение, отделение религии от государства, светское государство, свобода совести, реституция.

Key words: religious association, separation of religion from state, secular state, freedom of conscience, restitution.

С преподаванием основ религиозных культур в школе и теологии в высших учебных заведениях тесно связан вопрос о допустимости ношения учащимися, преподавателями, персоналом одежды, освященной религиозной традицией, а также о религиозной символике в оформлении образовательных учреждений.

В части убранства помещений решение представляется бесспорным: религиозная символика противоречит действующему Закону об образовании в РФ, провозгласившему в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования в этой сфере "светский характер образования в государственных и муниципальных организациях". С одеждой, и особенно учащихся (внешний облик учителей и всего персонала как служащих образовательного учреждения должен полностью соответствовать его принципам), дело обстоит несколько сложнее. Здесь - типичный случай коллизии правовых принципов: с одной стороны, свобода совести и право одеваться в соответствии со своим вкусом и возможностями, разумеется, в рамках пристойности, с другой - необходимость соблюдения правил поведения, установленных в образовательных учреждениях.

Неудивительно, что на этой почве возникали конфликты в школах Ставропольского края, Татарстана. Камнем преткновения послужило ношение школьницами хиджабов. Это вызвало протест администрации школ, органов управления образованием и даже прокуратуры (в г. Нижнекамске).

1 Профессор кафедры теории государства и права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

В Министерстве образования и науки Татарстана запрет на ношение хиджабов мотивировали не недопустимостью религиозной атрибутики в государственной школе, а санитарными нормативами, опасностью для здоровья. Проблема была поднята на федеральный уровень, и 28 марта 2013 г. Министерство образования и науки России приняло документ "Об установлении требований к одежде обучающихся", в котором говорилось, что "внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны... носить светский характер"2.

Сторонников мусульманских традиций в женской одежде это не устраивает. Родители школьниц из Мордовии обратились с жалобой в прокуратуру и Верховный суд (жалобы были отвергнуты). Председатель духовного управления мусульман РФ муфтий Р. Гайнутдин направил открытое письмо Президенту России с призывом признать право учениц-мусульманок находиться на занятиях с покрытой головой. Хотя эту позицию поддержал председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей В. Чаплин, заявивший, что "люди имеют право выражать свою веру во внешнем поведении, даже если кому-то не нравятся женщины в платках", министерство пока настаивает на том, что "одежда должна быть светской"3.

Удачным решением проблемы представляется введение формы для учащихся. Форма упраздняет внешние различия не только в плане религиозной символики, но и в том, что касается обще-

2 НГ-Религии. 2013. 17 апр. C. 4.

3 Независимая газ. 2015. 6 февр.

ственного статуса, имущественного положения. В условиях резкой социальной стратификации единообразие одежды исключает демонстрацию роскоши, зависть, способствует воспитанию скромности и взаимопонимания, нивелирует вульгарные проявления неравенства. Форма в учреждениях образования - давняя традиция. Она исключает и подчеркивание религиозных различий. Разумеется, требования к одежде должны включать запрет не только на хиджабы, но и на любые другие символы принадлежности к той или иной религии.

Приветствуя линию органов образования на секуляризацию внешнего облика учащихся, невольно задумываешься: а как это сочетается с ОРКСЭ и так ли это важно, если учащихся разделили на группы и развели по разным классам не по одежде, а по мировоззрению, по отношению к религии на атеистов и верующих, а последних -на православных, иудеев, мусульман, буддистов и тех, чья вера не заслуживает внимания и потому не получила своего модуля в комплексном предмете ОРКСЭ.

* * *

На протяжении тысячелетий религия играла важную роль в жизни вооруженных сил. Это обусловливалось нерасторжимой связью религии и государства в древних, средневековых и современных традиционных обществах. Во многих исламских государствах и сегодня муллы присутствуют во всех звеньях военной системы вплоть до взвода. В Иране специальные подразделения стражей исламской революции непосредственно подчиняются духовному лидеру. В армии либеральной Великобритании действует королевская служба капелланов, насчитывавшая в первом десятилетии нашего века 350 человек, оправданием чему служит государственный характер англиканской церкви. Веяния времени сказываются здесь не в секуляризации вооруженных сил, а в допущении к работе в армии представителей мусульманского, индуистского, буддийского и сикхского духовенства. В государствах, провозглашающих себя светскими, вооруженные силы также не изолированы от религии. "Военные священники существуют в абсолютном большинстве зарубежных армий, - пишет полковник П. Коле-сов. - Законодательно их присутствие запрещено только в армиях Китая и Северной Кореи"4. Роль

4 Колесов П. Роль института военных священников в вопросе укрепления морального духа военнослужащих иностранных армий // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 3. С. 21.

их не вполне одинакова. Как отмечает Л.Г. Рыжов, деятельность военно-религиозных служб "может осуществляться в двух формах - координационной и субординационной"5. При координационной системе, принятой в ФРГ и ряде других стран, священники не являются военнослужащими, что обеспечивает большую независимость от командования армии и флота. Штатские священники назначаются религиозными организациями по согласованию с государством, но государство несет расходы по их содержанию. Их главная обязанность - духовно-нравственная работа. Общее воспитание военнослужащих осуществляется командирами. Напомним, что в ФРГ отношения с религиозными организациями строятся на основе конкордатов.

Яркий пример субординационной системы -США. Здесь священники состоят на военной службе, им присваиваются воинские звания, они подчиняются командованию. В 2006 г. в армии США служили 2500 офицеров-капелланов. Ими руководит Совет по делам капелланов при Министерстве обороны. При субординационной системе полномочия капелланов расширяются. На них в основном возложена воспитательная и психологическая работа. Капелланы представляют более 120 конфессий, но тем не менее не охватывают всего многообразия религиозных течений в США, что служит поводом для критики. Говорят о засилии священников-христиан, которые слишком настойчиво отстаивают свои позиции и не всегда отличаются толерантностью к другим конфессиям. Ставится под сомнение законность самого института военных священников в светском государстве6. Надо сказать, что это не единственное отступление от принципов секуляризации. Достаточно вспомнить текст присяги военнослужащего, заканчивающийся словами: "Да поможет мне Бог!" Нечто подобное встречается и в других странах.

Царская Россия представляла образец полного единства государства, армии как его важнейшей составной части и Православной Церкви. Военное духовенство было главным каналом религиозного, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих. Этот институт был ликвидирован приказом Народного комиссара по военным делам от 16 января 1918 г. Советская власть практически полностью исключила влияние религии на вооруженные силы.

5 Рыжов Л.Г. Военно-религиозные службы за рубежом // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998. С. 285.

6 См.: Колесов П. Указ. соч.

Падение коммунистического режима не могло не поставить эту проблему по-новому. Еще Закон о свободе совести и о религиозных организациях, принятый 1 октября 1990 г. Съездом народных депутатов СССР, допустил соблюдение религиозных обрядов военнослужащими в свободное время. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 октября того же года пошел чуть дальше, введя воинские части в список учреждений (больницы, места заключения и т.п.), где граждане имеют право соблюдать религиозные обряды (ст. 22). Правда, командование воинских частей, в отличие от администрации этих учреждений, не было обязано обеспечивать осуществление этого права, в частности путем предоставления особых помещений для совершения обрядов.

Очень взвешенное решение, полностью соответствующее принципу светского государства, провозглашенному Конституцией РФ 1993 г., эта проблема получила в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. Статья 8 Закона, озаглавленная "Свобода совести и вероисповедания", не отмененная и не измененная до сегодняшнего дня, гласит:

"1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком