научная статья по теме Государство как субъект международных отношений в условиях глобализации Философия

Текст научной статьи на тему «Государство как субъект международных отношений в условиях глобализации»

С.А. ШИРШОВ аспирант Национального института бизнеса*

Государство как субъект международных отношений в условиях глобализации

Проблема исследования роли и места государства как наиболее влиятельного политического института и субъекта международных отношений - одна из приоритетных в современной политологии. Это обусловлено тем, что государство продолжает оставаться главным орудием и центральным элементом политической власти в обществе, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.

С древних времен в истории человечества не умолкают споры ученых по поводу роли и места государства в жизни общества. Все высказывания на эту проблему можно разделить на приверженцев

л

антиэтатистских1 взглядов (отвергают государственное вмешательство в личные, общественные, экономические дела, отвергают государство в целом) и их противников.

Новый виток в развитии споров по этой проблеме создает фактор глобализации, при котором происходят глобальные процессы объединения всех сфер жизнедеятельности мирового сообщества, вследствие чего усиливаются субъекты международных отношений в лице транснациональных корпораций (ТНК), неправительственных организаций и наднациональных институтов, что ведет к ослаблению роли государства в решении не только внешних, но и внутренних проблем. В связи с чем сторонники антиэтатистских взглядов в своей позиции упрочились и с убежденностью заявляют о полном отмирании этого института.

* Ширшов Сергей Анатольевич, e-mail: sergeev2200@mail.ru

1 Этатизм (от фр. Etat - государство) - мировоззрение и идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом.

Автор статьи не разделяет такой позиции и считает, что влияние государств на исторический прогресс человечества даже в условиях глобализационных процессов будет оставаться не менее значимым, чем ранее. Примером тому - не совсем удачное объединение европейских государств в рамках Европейского союза и, как следствие, нарастающий экономический кризис и ухудшение финансового положения отдельных европейских государств, падение жизненного уровня самых разных социальных групп и слоев. Автор считает, что центральным звеном в сохранении и упрочении жизни человека было и остается государство как ключевой элемент политической системы, который в условиях глобализационных процессов, при всех имеющихся недостатках способен создать новые свойства, технологии, механизмы для блага человека, общества и всей цивилизации.

Нельзя не отметить, что с момента своего образования государство развивалось совместно с обществом, органичной частью которого являлось, переживая различные этапы самовыражения, меняя формы правления и территориального устройства, воплощаясь в различных типах политических систем, множа и диверсифицируя функции управления общественными делами. Известно, например, что классическая теория либерализма высказывалась в пользу минимального государства, отдавая предпочтение праву и законопослушанию свободных граждан; марксизм объявлял отмирание государства с заменой его самоуправлением коммун; анархизм постулировал государство виновником всех недостатков и изъянов общественной жизни, требуя его низвержения.

В этой связи известный современный французский политолог Ги Сормон писал: «Ясно, что государство-нация исчерпывает себя. Ни его размер, ни форма, ни методы воздействия более не соответствуют потребностям и вызовам времени. Национальное государство или слишком велико, или слишком мало. Оно слишком большое для

решения местных проблем, которые проще регулировать на провинциальном или городском уровне и слишком невелико для управления экономическими потоками, ставшими отныне интернациональными»'.

Некоторые зарубежные ученые, опираясь на утверждения об архаичности сложившихся типов государственности как форм организации и управления общественными делами в период «срастания человечества в единое целое», высказывались в пользу «скорого политического объединения мира»2. Авторы документа из Папского совета по справедливости и миру, опубликованного под названием «К реформированию международной финансовой и монетарной систем», утверждают: «Необходима новая международная организация, которая возьмет на себя функции всемирного финансового регулятора. Впрочем, организация эта должна быть наделена весьма широкими полномочиями, которые включают не только надзор за финансовыми рынками, контроль над вооружениями, обеспечение продовольственной безопасности и миротворческую деятельность, считают в Ватикане. В условиях глобализации произойдет «постепенная, сбалансированная передача части прав каждого отдельного государства всемирной и региональной организациям»3.

Противоположную позицию занимали консерваторы, которые напротив считали государство явлением такого же фундаментального порядка, как и сам человек, проявлением существующего в мире некоего жизненного организующего начала.

Для того чтобы понять роль государства как главного субъекта международных отношений в современных условиях и пролить свет на перспективы его развития, необходимо представить краткую версию политологического отображения самого феномена.

1 Независимая газета, 1996, 01.08.

2

См.: Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1990, с. 84.

3 Сотов А. С20 превратится в мировое правительство // Российская газета, 2011, 5 октября.

На сегодняшний день существует несколько различных подходов к происхождению государства. Многие ученые в области права и политологии традиционно выделяют теократическую, патриархальную, договорную, социально-экономическую, психологическую концепции, а также концепцию насилия.

«Теократическая» концепция связывает возникновение государства с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции персона верховного правителя - божественного происхождения. Эта концепция получила распространение в XIII в. благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной концепции по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой.

«Патриархальная» концепция рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство - это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе1.

«Договорная» концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Г. Гоббс и Дж. Локк наиболее полно выразили идею общественного договора, считая, что государство - это результат своеобразного соглашения, заключенного между суверенными властителями и подданными, и орган всестороннего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

«Психологическая» концепция выводит образование государства из идеи, рожденной человеческим гением. Государство согласно данной

1 См.: Жукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология. Учеб. пособие. М., 1997, с. 92.

концепции - это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

В XIX в. возникла «насильственная» концепция, ее основатель - Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

Широкое хождение имеет «социально-экономическая» концепция. Один из ее ранних представителей - Платон - выводит истоки государства из разделения труда, обособления деятельности по руководству обществом1.

Здесь важно отметить, что сам термин «государство» происходит от латинского слова status - состояние, а прежнее понятие «республика», обозначающее общее или общественное дело от лат. res - вещь, дело и publica - общественная и ранее употребляемое для обозначения государства, стало использоваться применительно к форме правления -республиканскому строю. В Словаре С.И. Ожегова дается определение термина «государство» как политической организации господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими

задачей охрану существующего порядка и подавление классовых

„2

противников, а также сама страна с такой политической организацией2.

Приверженцы «теории трех элементов» считают, что государство существует там, где есть народ (население), территория и государственная власть. На взгляд автора, отождествление понятия государства только с наличием указанных признаков не в полной мере раскрывает сам феномен. В то же время «теории трех элементов» - это «узкий» смысл, вкладываемый в понятие государства, в котором

1 Там же, с. 82.

2 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь. М.,2003, с.145.

раскрываются общие признаки, присущие государствам и который требует пересмотрения с учетом современных реалий.

Наиболее сбалансированное определение государства дает Л.И. Сергеева: государство - это «способ организации политической власти и ее основное орудие; центральное организационное и регулятивно-контрольное учреждение общества, выступающее как форма и фактор объединения (консолидации) людей, социальных, национальных и других групп, их организации и управления ими и как суверенный субъект международных отношений»1.

На взгляд автора понятие государства в «широком» смысле заключает в себе такие общие признаки, как:

- разделение публичной власти от общества;

- наличие территории государства, закрепленной государственной границей, выступающей его необходимым атрибутом;

- верховенство законов над всей территорией и распространение властных полномочий государства на все население, живущее на ней;

- наличие суверенитета государства;

- моноп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком