научная статья по теме ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРИТ-АРТА КАК ВИДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРИТ-АРТА КАК ВИДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

шшдттошжш

Яненко О. К.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРИТ-АРТА КАК ВИДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается юридический аспект уличного искусства (стрит-арт или граффити), поскольку в России такие рисунки не являются охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, хотя многие страны мира признают их видом искусства, а лица, создавшие такие рисунки, обладают правом авторства на них. По итогам проведенного исследования автор аргументирует вывод о том, что настало время те граффити, которые имеют положительное социальное содержание и не нарушают чьих-либо прав, квалифицировать как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Для этого следует дополнить главу 70 ГК РФ «Авторское право» новой статьей «Граффити», содержание которой построить по аналогии с другими объектами авторского права.

Ключевые слова: авторское право, вандальные надписи, гражданское право, граффити, закодированный текст, уличное изобразительное искусство, несанкционированные граффити, символика, стрит-арт, уличные рисунки.

Yanenko O. K.

THE CIVIL LEGAL CHARACTERISTIC OF STREET ART AS TYPE OF WORKS OF THE FINE ARTS

In article the legal aspect of street art (street art or graffiti) is considered as in Russia such drawings aren't the protected result of intellectual activity though many countries of the world recognize them as an art form, and the persons who created such drawings have a copyright on them. Following the results of the conducted research the author argues that it's time to qualify that graffiti which have the positive social content and don't violate someone's rights, as the protected results of intellectual activity. For this purpose it is necessary to amend chapter 70"Copyright" of the Civil Code of the Russian Federation with the new article "Graffiti' which contents to be constructed by analogy with other objects of copyright.

Keywords: copyright, vandal inscriptions, civil law, graffiti, the coded text, the street fine arts, unauthorized graffiti, symbolic, street art, street drawings.

Яненко О. К.

В современном изобразительном искусстве выделилось и признается многими специалистами в качестве самостоятельного направления уличное искусство (стрит-арт), которое носит, как правило, урбанистический характер, т.е. способствует повышению уровня культурного развития населения. Многие исследователи справедливо полагают, что стрит-арт «вырос» из граффити (от итал. graffito — нацарапанный), которое первоначально появилось в виде наскальных или настенных рисунков еще в глубокой древности. «Авторами» этих «произведений» были первобытные люди, пытавшиеся таким образом запечатлеть происходящие события реальной действительности и за неимением материалов использовавшие скалы и камни, выцарапывая ими задуманный объект или сюжет (например, охоту на мамонта).

Позднее, несмотря на изобретение бумаги, керамики и других объектов, на которых можно сделать любой рисунок, стены и скалы по-прежнему используются в качестве «полотна». При этом менялись не только орудия труда художников (камни на краски), но и расширялся диапазон сюжетов - от простых изображений животных и людей до картин, отражающих важнейшие события жизни общества.

Вместе с тем в научной литературе, посвященной анализу произведений изобразительного и декоративн-прикладного искусства, высказано суждение, что первоначально создателями стрит-арта стали представители разных сословий и разного уровня образования, объединенные тем, что в начале своего творческого пути все они были еще подростками. В частности, такое мнение аргументирует Н. А. Цыгина. Правда, уважаемый автор все же признает, что уличное искусство начина-

лось с граффити, подтверждением тому являются, к примеру, исторические справки о Древнем Египте или о Помпеях1.

В настоящее время сложилась точка зрения, что стрит-арт хотя и является «родом» из граффити, но по своему содержанию «выше» граффити, поскольку их создают стритрайтеры — настоящие художники (можно вспомнить таких авторитетов, как Баския, Бэнкси, Шепард Фейри). Цели их деятельности разные, но объединяет творческий характер работ. В стрит-арте художники выражают посредством рисунков и надписей свои мысли, призывы и желания, которые, как правило, призывают зрителей к определенным действиям или сообщают им различную информацию.

Российский исследователь теории и истории культуры В. В. Штепа не усматривает различий между стрит-артом и граффити и использует исторически более ранний термин «граффити», трактуя его как субкультурное направление, которое возникло на «стыке» производителей интеллектуальной продукции и нарушителей социального порядка (маргинально настроенной андеграундной части молодежи), ставящей себя в оппозицию общественным нормам и ценностям. Далее В. В. Штепа пишет, что по ряду своих характеристик граффити отличается от доминирующего типа культуры, представляя собой некую вариацию ее базовых характеристик преимущественно на обыденном уровне2.

1 Более подробно см.: Цыгина Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры// Автореф. дисс. ... канд. искусствовед. наук. — М., 2015. — С. 3 — 4.

2 Штепа В. В. Динамика субкультуры граффити в современной России // Автореф. дисс. ... канд. культуролог. наук. — М., 2010. — С. 8—9.

Евразийский юридический журнал

№ 7 (86) 2015

По нашему мнению, если сравнивать граффити и стрит-арт как объекты гражданских прав, то можно сделать вполне обоснованный вывод об отсутствии у них юридически значимых признаков различий. Поэтому в данной статье эти термины будут употребляться как синонимы, хотя автор допускает возможность их частичного различия, об этом будет сказано ниже.

Начиная с 2000—х годов оригинальный стрит-арт стал репродуцироваться на страницах журналов и «попал» в кадры известных кинофильмов. Так, Юрий Каданцев в 2003 г. создал первый отечественный полноцветный журнал «Улица», в котором представил работы самых активных на тот момент рай-теров, рисовавших на стенах и поездах столицы. Спустя десять лет на основе этого журнала было запущено онлайн-издание CODE RED, в котором помимо граффити и уличного искусства появились отдельные разделы, посвященные искусству, дизайну и уличной культуре 3. Известный режиссер документального кино Яков Назаров в 2005 г. снял фильм «Дети проходных дворов», в котором показал не только процесс создания стрит-арта, но и представил интервью с реальными стритрайтерами, «обнажив» их идеи, проблемы.

Граффити и стрит-арт вызывают постоянный научный интерес у филологов, психологов, искусствоведов, философов, которые изучают их как различные виды социальной деятельности, в том числе на уровне диссертаций. В качестве примера можно назвать работы А. Ю. Ларионовой4, Т. С. Стрелковой5, Н. И. Тюкаевой6. В этих и других исследованиях граффити рассматриваются как источник различных проявлений личности (социальных, психологических и др.). Некоторые авторы изучают граффити с точки зрения истории, поскольку в них могут содержаться важные сведения прошлого, культуры, письменности7; анализируются местонахождение надписей и рисунков, социальная принадлежность «авторов», проводятся классификации граффити по тематическим группам, назначению надписей и рисунков и т.п. Российские психологи исследуют граффити как средство конструирования социокультурной реальности8. О. П. Медведева посвятила монографию «Искусство граффити» современному «уличному» искусству создания художественных композиций и надписей на любых поверхностях, как то: забор, стена, гараж и т.д. с помощью аэрозольных баллончиков9.

Перечень работ, посвященных стрит-арту и граффити, в вышеперечисленных сферах можно продолжить, однако эта задача выходит за рамки настоящей статьи. Поэтому обратимся именно к юридическим проблемам создания граффити и стрит-арта и предпримем попытку выявить у них юридиче-

3 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vltгamaгine. гu/pages/about

4 Ларионова А. Ю. Неформальный студенческий дискурс: социолингвистический и лингвокультурологический аспекты (на материале граффити) // Дисс. ... д-ра филолог. наук. — Екатеринбург, 2011.

5 Стрелкова Т. С. Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково—молодежных граффити // Дисс. ... канд. педагог. наук. — Коломна, 2007.

6 Тюкаева Н. И. Студенческое граффити как жанр естественной письменной русской речи // Дисс. ... канд. филол. наук. — Барнаул., 2005.

7 Нахапетян В. Е. Раннесредневековые граффити Юго-Восточной Европы (УШ—Х в.) // Автореф. дисс. ... канд. историч. наук. — М. 2007.

8 Белкин А. И. Ментальность и социально—психологические особенности авторов граффити // Автореф. дисс. . д-ра психолог. наук. —Казань. 2012.

9 Медведева О. П. Искусство граффити. — Ростов—на—Дону: Феникс,

2005.

ские признаки произведений искусства и сформулировать соответствующие выводы.

С точки зрения гражданского права России «уличные рисунки» (граффити или стрит-арт) не являются объектом правовой охраны, а потому отечественные цивилисты не уделяют им должного внимания. Именно этим обстоятельством следует объяснить тот факт, что тема граффити в современной юридической литературе анализируется крайне редко, точнее сказать, она фактически не исследована: в современной юридической литературе труды, посвященные анализу этого вида творчества, практически отсутствуют. В то же время правовые системы многих стран мира упоминают «произведения уличного искусства», именуя их как «граффити» или «стрит-арт».

Поэтому настало время и для российского законодателя сформулировать свое отношение к результатам такого творчества. Однако для этого необходимо разработать теоретическую базу, которая должна содержать не только определение данного вида «произведений уличного искусства», но и критерии их классификации, позволяющие «ввести в рамки закона» деятельность лиц, «творящих» надписи и рисунки положительной социальной направленности.

Проведя историко-правовой анализ результатов указанного вида творческой деятельности, автор предлагает определять граффити как произведение изобр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком