научная статья по теме GREAT PATRIOTIC WAR. HISTORICAL MEMORY ISSUES Социология

Текст научной статьи на тему «GREAT PATRIOTIC WAR. HISTORICAL MEMORY ISSUES»

Военная социология

© 2010 г.

Е.П. ТАВОКИН, И.А. ТАБАТАДЗЕ

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

ТАВОКИН Евгений Павлович - доктор социологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ (E-mail: tavokin@mail.ru). ТАБАТАДЗЕ Ирина Анатольевна - кандидат социологических наук, доцент социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация. К числу актуальных проблем в современной России, по мнению авторов, относится состояние исторической памяти населения. Мозаичность, разобщенность современного российского общества, обусловленные снятием государством с себя государственнических, скрепляющих функций накладывают существенный отпечаток на содержание исторической памяти в различных социальных группах, делая ее внутренне противоречивой. В ней переплетаются правда и вымысел, а чаще - целенаправленно внедренная ложь, подлинно научные знания и особым образом интерпретированные мифы с легендами, диалектика и метафизика. Авторы рассматривают различные аспекты этой проблемы.

Ключевые слова: историческая память • массовое сознание • Великая Отечественная война • информационная война • мифы и фальшивки • роль СМИ • объективность • лжепропаганда

Под исторической памятью будем понимать обобщенный коллективный опыт социальной группы или общества в целом, который формируется в процессе развития представлений человека о мире, является актуальным для ныне живущего поколения и хранится при помощи системы средств массовой информации и особых социальных институтов, для актуализации и последующего использования накопленного исторического опыта [см. также 1]. Объектом отражения исторической памяти является прошлое во всем многообразии его проявлений в духовной и материальной сферах жизни общества через связь поколений.

Историческая память отличается от идентичной категории "историческое сознание". Последнее выступает как более общее понятие. Оно имеет гораздо более протяжённый временной и пространственный лаг, охватывает как важные, так и случайные события. Оно впитывает в себя не только систематизированную информацию (в основном через систему образования), но и неупорядоченную (через средства массовой информации, художественную литературу и т.д.), восприятие которой определяется особыми интересами общества, социальной группы или конкретной личности. Немалую роль в функционировании исторического сознания играет случайная информация, часто опосредованная культурой окружающих человека людей, семьи, а также в из-

вестной мере традициями, обычаями, которые несут в себе определённые представления о жизни народа, страны, государства.

Историческая память, по мнению Ж.Т. Тощенко, определенным образом "сфокусированное сознание", в котором информация о прошлом концентрируется и приобретает актуальность, благодаря её тесной связи с настоящим и будущим [2]. Она по сути является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей в настоящем или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Содержание исторической памяти представляет собой относительно устойчивую совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, характерных как для общества в целом, так и для отдельных людей, различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп.

Начиная с первых дней существования человека, прошлое постоянно окружает его в повседневной культуре, находя свое отражение в межличностных отношениях, во взаимодействии социальных групп, в общественном строе; в обрядах, обычаях, традициях, интегрирующих социальный опыт; в фольклоре, произведениях литературы и искусства, способствующих пониманию прошлого через художественные образы и т.п. Благодаря подобной связи между поколениями образуется целостная история человечества. Отражение этой связи и представляет собой историческую память. В культуре любого народа происходит постепенное накопление образов, наследование живых форм культуры. И это не что иное, как результат работы исторической памяти.

Историческая преемственность - одно из основных условий полноценного функционирования социума. Без осмысления истории своей страны, происходивших и происходящих социально-экономических, политических и духовных перемен общество теряет ориентацию в будущее. Кроме того, уважение к истории, формируя высокое чувство национальной гордости, одновременно учит любить Родину не только в дни побед, но и в моменты потерь и поражений, делить с родным народом не только плоды его исторического подъема, но и времена трудностей и исторических тягот. Именно тогда общность исторических судеб народа становится нерасторжимой связью между соотечественниками - во времени и пространстве. Поэтому историческая память является одной из основ национального самосознания и выражается в знании народом своей истории и своих героев, в верном восприятии прошлого своей страны, в следовании национальным традициям и общественным устоям.

Сохранение традиционных устоев отнюдь не является помехой для общественного развития, наоборот, оно представляет собой основание для патриотизма и общественного совершенствования. Народ, утративший историческую память, самобытность, теряет вместе с этим и ту культурную "нишу", которую он исторически занимал в мировой цивилизации.

Историческая память - часть общественного сознания, а потому она не только персонифицирована, но и социальна. И хранителями (субъектами) ее выступают социальные общности: семья, нации, государство; отдельный же член общества, очевидно, не может быть рассмотрен как полноценный носитель всей совокупности фактов, включенной в историческую память. В то же время, подлинная историческая память не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего города, села, края, в котором родился или живет. Без памяти нет личности, без личности нет человека.

Таким образом, историческая память выступает в виде сложного и многогранного духовного образования, фиксирующего состояние устойчивости и изменчивости в общественном развитии и обеспечивающего преемственность, связь времен и поколений, что в целом является основой для правильной ориентации в будущее. Способность исторической памяти воспроизводить прошлое и увязывать его с будущим является фундаментальным свойством человека и человеческого общества. Она представляет собой один из ключевых механизмов соединения людей этническими связями, обеспечивая идентичность исторических предков, общие воспоминания, коллективные гордость и унижения, радость и сожаления, связанные с тем, что случилось в прошлом.

Историческая память не может отражать прошлое абсолютно бесстрастно. Возникающие акценты в восприятии прошлого формируются под влиянием, прежде всего, меняющихся политических и нравственных установок. Мозаичность, разобщённость современного российского общества, обусловленные снятием государством с себя этатичных, скрепляющих функций и (по этой причине) отсутствием каких-либо стратегических целей и вообще осмысленной объединительной идеи, почти полярное различие социально-групповых интересов накладывают существенный отпечаток на содержание исторической памяти в различных социальных группах, делая её внутренне противоречивой. В ней, как следствие, переплетаются правда и вымысел, а чаще - целенаправленно внедрённая ложь, подлинно научные знания и особым образом интерпретированные мифы с легендами, диалектика и метафизика.

Историческая память, её элементы и состояние являются относительно новыми объектами социологических исследований. Получаемая с их помощью информация позволяет принимать более взвешенные, обоснованные решения в деятельности по формированию патриотического отношения населения к стране и государству, усиления воспитательного воздействия культуры, искусства, образования, средств массовой информации на этот процесс.

Результаты многочисленных исследований [3] убедительно свидетельствуют о том, что из всех явлений прошлого наиболее устойчивым элементом исторической памяти российского населения, сохраняющим неизменно первую позицию в соответствующих рейтингах, является память о Великой Отечественной войне. Другие достижения нашей страны, которыми следует гордиться, исследования 1998 и 2004 гг. ранжировали (за небольшим, не имеющим принципиального значения положением некоторых явлений) в следующем порядке: послевоенное восстановление страны; великие российские поэты, писатели, композиторы; достижения отечественной космонавтики; первый полет Ю. Гагарина в космос; достижения российских спортсменов; отечественная система образования; авторитет России в мире; мощь и богатство дореволюционной России; достижения отечественной медицины; российская армия; ликвидация "железного занавеса"; выдающиеся российские цари и императрицы; мученики и святые русской православной церкви; октябрьская революция 1917 г.; гласность и перестройка; успехи в создании рыночной экономики.

Память о Великой Отечественной войне при всех её проблемах, ошибках, провалах - сегодня, пожалуй, единственное историческое событие прошлого, которое в немалой степени объединяет население России и бывших республик СССР [см. 4]. Можно утверждать, что в условиях современной идеологической и политической невменяемости победа в Великой Отечественной войне стала фактически опорной позитивной точкой российского национального самосознания. В 2002 г. президент РФ В. Путин в знаменательный день 22 июня заявил: "Мы будем защищать правду о Великой Отечественной войне и бороться с любыми попытками исказить эту правду и оскорбить память тех, кто пал". Одн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком