научная статья по теме © ГРОСУЛ В.Я. РЕЦ. НА: МОЛДАВАНЕ / ОТВ. РЕД. М.Н. ГУБОГЛО, В.А. ДЕРГАЧЕВ; ИНСТИТУТ ЭТНО- ЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН; ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АН МОЛДОВЫ. - М.: НАУКА, 2010. 542 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «© ГРОСУЛ В.Я. РЕЦ. НА: МОЛДАВАНЕ / ОТВ. РЕД. М.Н. ГУБОГЛО, В.А. ДЕРГАЧЕВ; ИНСТИТУТ ЭТНО- ЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН; ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АН МОЛДОВЫ. - М.: НАУКА, 2010. 542 С»

Литература

Бурыкин 2005 - Бурыкин А.А. Материалы к структурной характеристике системы терминов родства и свойства чаплинских эскимосов // Алгебра родства. Вып. 9. СПб, 2005. С. 246-254. Вдовин 1965 - Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. Л.: Наука, 1965. Иохельсон 2005 - Иохельсон В.И.Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005.

ЭО, 2012, № 2

© Гросул В.Я. Рец. на: Молдаване / отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачев; Институт этнологии и антропологии РАН; Институт культурного наследия АН Молдовы. - М.: Наука, 2010. 542 с.

В 1977 г. в Кишиневе вышла книга "Молдаване". Прошло 33 года, и заинтересованный читатель получил возможность ознакомиться с новой монографией на эту же тему, вышедшей уже в Москве в серии "Народы и культуры". Ее авторы - кишиневские ученые, а также их московские коллеги.

По сравнению с первой книгой, заметно большее внимание уделяется вопросам национального самосознания и этнической истории молдаван. Правда, этого удалось добиться не за счет существенного расширения источниковой базы по истории молдаван, которая уже достаточно хорошо разработана, а за счет ее углубленного исследования. Сохраняют свою актуальность и три основные концепции этногенеза восточных романцев - автохтонная, миграционная и ад-миграционная.

В главе под названием "От волохов к молдаванам" написано о том, что на оккупированной римлянами территории в Трансильвании даки были почти полностью истреблены (с. 43). В этой связи мы еще раз должны вернуться к тезису о якобы имевшей место романизации даков. Тезис этот имел многих последователей, но необходимо признать, что в действительности мы почти ничего не знаем об этом. Поэтому представление о молдаванах как о потомках романизованных даков не может считаться научно обоснованным. Определенные шаги на пути к ответу на этот вопрос имеются в рецензируемой монографии, где помещен краткий, но весьма насыщенный параграф под названием "антропологические данные" (с. 15-18).

Специальный параграф монографии посвящен происхождению этнонима "молдаване". Вопрос этот не новый, неоднократно поднимавшийся в литературе, что привело к появлению ряда теорий, ни одна из которых не получила всеобщего признания. Как написано в книге, «зарождение молдавского этнического самосознания и этнонима "молдовень" - результат последовательных многоступенчатых этнических трансформаций: романизации даков, становления восточных романцев (волохов), ассимиляции ими потомков свободных даков кар-пато-днестровских земель, симбиоза восточнокарпатских романцев с восточными славянами (русинами)» (с. 51). Таковы этапы возникновения и компоненты молдавского этноса, которые исследуются в книге. Вместе с тем, этот подход к проблеме не является общепризнанным и лишь отражает мнение авторов. После заселения римской Дакии здесь перемешались самые различные этнические элементы. В этой связи нельзя исключить то, что предки молдаван пришли из районов к югу от Дуная и были не романизованными фракийцами (даками), а романизованными иллирийцами. Но, к сожалению, эта концепция в книге не получила своего отражения.

Для работ подобного рода вполне естественно обращение к проблемам национального языка. Они тесно связаны с этнической историей. Здесь специально изучается происхождение и строение молдавского языка, письменность на этом языке, языковая жизнь молдаван в постсоветский период. Подчеркиваются особенности этого языка по сравнению с языком валахов, показываются языковые связи молдаван с восточными славянами, с которыми валахи не могли

Владислав Якимович Гросул - д.и.н., главный научный сотрудник Института российской истории РАН.

184

Этнографическое обозрение № 2, 2012

иметь массовые контакты. В книге утверждается, что глоттоним лимба молдовеняскэ (молдавский язык) древнее, чем термин "румынский язык", а молдавская литература ХУП-ХУШ вв. "богаче", чем чем литература валахов (с. 90). Самым тесным образом с этим вопросом связан и параграф под названием "Письменные источники", где подробно изучаются славяно-молдавские летописи.

Языковые проблемы в Молдавии носят не столько лингвистический характер, сколько политический, и в книге отражены бурные дебаты по этому поводу, которые имели место в конце 1980-х годов. Это был период активного наступления на молдавское самосознание, возобновления борьбы между молдавофилами и румынофилами.

В книге анализируются исторические процессы, характерные для тех молдаван, которые оказались в составе России. Эти процессы оцениваются как позитивные, поскольку способствовали сохранению молдавской идентичности, экономическому и культурному прогрессу, сохранению и развитию самого молдавского этноса.

Касаясь проблем постсоветских этнополитических процессов, следует отметить, что в книге главным вопросом национального движения молдаван признается языковое строительство, причем 60-80-е годы ХХ в. признаются " самым продуктивным периодом всей молдавской истории" (с. 138). Так вот, после этого "самого продуктивного периода", при том, что, как отмечается в книге, до конца 1980-х годов молдавских националистических организаций с фиксированным членством и политическими программами не возникло (с. 140-141), почему-то появляется в Молдавии течение румынистов. При этом в книге подчеркивается, что "в перспективе конфликт двух национальных идеологий был неизбежен" (с. 141 ). Он был неизбежен в тех условиях, когда после 1985 г. была поставлена задача смены общественного строя и сторонники перехода страны к капитализму видели в националистических движениях силы, которые должны были и нанесли удар по советскому укладу. Местное националистическое движение никогда бы не получило широкого размаха если бы не пришла поддержка из центра, то есть из Москвы, и хорошо известно, что ему содействовал не только А.Н. Яковлев, но и сам М.С. Горбачев. Чем дальше, тем больше стала заметна поддержка, которую оказали националистам и из-за рубежа.

В книге подробно показано, как борьба вокруг языковых проблем привела к расколу республики и появлению приднестровского движения. Отдельный параграф книги носит название "Движение молдавистов и создание Приднестровской Молдавской Республики". В нем содержатся конкретные факты о том, как возникло молдавофильское движение и как возникла Приднестровская Молдавская Республика. Как сказано в монографии, "события подтвердили приверженность молдаван Приднестровья молдавским национальным ценностям и традиции корректных межэтнических отношений" (с. 164). Во время местных референдумов 19891990 гг. около 90% приднестровцев высказалось за придание официального статуса в регионе, наряду с молдавским языком, также и русскому языку и за создание региональной государственности, за использование кириллицы и против румынского триколора. Примечательно, что если в молдавских районах междуречья Прута и Днестра референдум 17 марта 1991 г. в значительной степени был сорван, то иначе обстояло дело в Приднестровье. В референдуме по поводу сохранения СССР там приняли участие 84% граждан, занесенных в списки для голосования, из них 98% высказались за сохранение СССР. Можно не сомневаться, что если бы молдавские власти не сорвали проведение референдума в других районах республики, то и там большинство населения проголосовало бы за сохранение СССР. Однако молдавскую государственность удалось сохранить. Как сказано в рецензируемой книге, "румынский национальный проект остался чужд молдаванам ...Вопреки усилиям румынистов, молдавские традиционалисты сохранили преемственность молдавской государственности" (с. 166 ). Однако борьба на культурном фронте продолжалась, и противная сторона добилась издания учебников по языку и литературе, а также по истории и географии явно антимолдавского толка. Согласно переписи 2004 г. немногим более 480 тыс. молдаван назвали родной язык румынским (с. 176).

Значительное место в рецензируемой монографии занимает повседневная жизнь молдавского народа - среда обитания, традиционные занятия, профессиональная культура и т.д. Характеризуя нахождение молдаван в составе Советского Союза, авторы подчеркивают, что "трудно не согласиться с тем, что оно коренным образом сказалось на социально-экономическом и культурном облике молдаван, их отраслевой и социально-профессиональной структуре" (с. 335).

Еще одним разделом, который отсутствует в монографии 1977 г., является параграф под названием "Эволюция соционормативной культуры", где основное внимание уделяется молдавскому обычному праву. Там совершенно справедливо подчеркивается, что в Молдавии до 40-х гг. XVIII в. в правовой жизни значительную роль играли "обычаи земли". Ими регулировался ряд уголовных и процессуальных правоотношений. Игравшее существенную роль в эпоху средних веков, обычное право постепенно теряет свое значение и в уголовном процессе в XIX в. полностью вытесняется общеимперским уголовным законодательством, после чего только в гражданских делах могли использоваться нормы обычного права. В книге показываются особенности молдавского обычного права в области собственности, наследства, регулирования вопросов семейно-брачных отношений, завещаний и т. д.

К числу разделов, отсутствовавших в монографии 1977 г., можно отнести и специальный параграф "православие в истории Молдавии", где дается краткая история молдавской церкви. Создание молдавской митрополии относится еще к концу XIV в. и она насчитывает многовековую самостоятельную историю. Молдавские иерархи сами избирали митрополитов, и это была одна из особенностей молдавской церкви.

Возвращаясь к повседневной жизни молдавского народа, можно сказать, что в книге содержатся подробные сведения о пище и утвари, поселениях и жилищах, одежде молдаван. Эти главы заметно отличаются от соответствующих глав в книге 1977 г. В современной книге заметно подключение новых материалов. То же самое следует сказать и о большой главе под названием "Традиционная обрядность". Три автора, писавшие по этой теме в предыдущей книге, ушли из жизни, и к написанию данной главы были подключены два новых исследователя. Они подробно рассказали о календарных обычаях и обрядах, свадеб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком