научная статья по теме ГРУППА "БЕЛАЯ РОЗА": ГЕРМАНСКИЕ АНТИНАЦИСТЫ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОССИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГРУППА "БЕЛАЯ РОЗА": ГЕРМАНСКИЕ АНТИНАЦИСТЫ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОССИИ»

Документальные очерки

© 2009 г.

А.И. БОРОЗНЯК

ГРУППА "БЕЛАЯ РОЗА": ГЕРМАНСКИЕ АНТИНАЦИСТЫ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОССИИ

В последнем столетии немцы и русские на собственной шкуре ощутили свою совместную историю. Современность, обжигающая нас огнем, требует, чтобы мы начали извлекать уроки из нашего прошлого. Иначе у нас не будет будущего.

Лев Копелев1

Мюнхен, Гешвистер-Шолль-плац, университет имени Людвига и Максимилиана. Войдя в здание, мы попадаем в огромный, на три этажа в высоту, вестибюль, освещаемый через стеклянный потолок. На гранитной стене, рядом с мраморной белоснежной розой, шесть барельефов, шесть имен: студенты Ганс Шолль, Софи Шолль, Александр Шморелль, Кристоф Пробст, Вилли Граф, профессор Курт Хубер. Римская цифра MCMXLIII - год их смерти на гильотине. Именно здесь 18 февраля 1943 г. с высокой балюстрады были сброшены прокламации с призывом к немецкой молодежи "подняться ради мести и искупления, чтобы испепелить своих мучителей". Именно здесь нацисты арестовали брата и сестру Шолль.

ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ

Память о "Белой розе" была и остается существенно важным компонентом германского исторического сознания, живой легендой, символом германского Сопротивления. Десятки улиц, площадей и школ в Западной и Восточной Германии, престижная литературная премия носят имя Софи и Ганса Шоллей. Об их жизни и смерти написаны роман, поэмы, стихотворения, сняты художественные и документальные фильмы, поставлены драматические и оперные спектакли, исполнены оратории. Тексты воззваний "Белой розы" воспроизведены на страницах немецких школьных хрестоматий. В Мюнхене успешно действует фонд "Белая роза". Исследования и документальные издания о группе студентов-антифашистов могут составить солидную библиотеку2.

Борозняк Александр Иванович - доктор исторических наук, профессор Липецкого государственного педагогического университета, член Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений.

1 Kopelew L. Nicht vergessen, nicht verdrängen. - Stalingrad - eine deutsche Legende. Reinbek, 1992, S. 8.

2 Гинцберг Л.И., Драбкин Я.С. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры. М., 1961; Petry Ch. Studenten aufs Schafott. Die Weiße Rose und ihr Scheitern. München, 1968; Jahnke K.-H. Weiße Rose gegen Hakenkreuz. Der Widerstand der Geschwister Scholl und ihrer Freunde. Frankfurt a.M., 1969; Wir schweigen nicht! Die Geschwister Scholl und ihre Freunde. Eine Dokumentation über den antifaschistischen Kampf Münchener Studenten 1942/43. Berlin, 1972; Дробиш К. Антифашистская группа "Белая роза". (Новые материалы). - Новая и новейшая история, 1979, № 3; Scholl I. Die Weiße Rose. Frankfurt a.M., 1993; Hochverrat? Die "Weiße Rose" und ihr Umfeld. Konstanz, 1993; Hochverrat? Neue Forschungen zur "Weißen Rose". Konstanz, 1999; "Weitertragen". Studien zur "Weißen Rose". Festschrift für A. Knoop-Graf zum 80. Geburtstag. Konstanz, 2001; "Wider die Kriegsmaschinerie". Kriegserfahrungen und Motive des Widerstandes der "Weissen Rose". Essen, 2005.

Но история "Белой розы", уверена сестра Вилли Графа, содержит в себе немало загадок и вопросов, на которые пока нет полных ответов3. Вряд ли можно считать случайным, что до сих пор в историографии ФРГ нет солидного монографического исследования о деятельности мюнхенских студентов-антифашистов4. Очевидно, причины тому состоят как в сугубо фрагментарном и явно неполном характере документальных источников (эпистолярное наследие Шолля и Графа, мемуарные свидетельства, следственные дела), так и в прямом и косвенном длительном воздействии на образ "Белой розы" идеологического противостояния, характерного для "холодной войны". Необходимо, прежде всего, дать обстоятельный ответ на вопрос о мотивах самоотверженной борьбы участников "Белой розы".

Известно трагическое предсказание немецкой писательницы Анны Зегерс, вложенное ею в уста одного из героев романа "Седьмой крест" (1939 г.): "Ничья земля разделит два поколения, и через нее опыт прошлого уже не сможет перейти в будущее... Из земли вырывают все лучшее, что на ней произрастало, а детям внушают, что это плевелы. И все эти парни и девушки в городах и селах, пройдя через гитлерюгенд, трудовую повинность и армию, уподобятся детям из сказки, которых выкормили звери, а они потом растерзали собственную мать"5.

Частью биографий молодых участников "Белой розы" были и гитлерюгенд6 (только Вилли Граф избежал членства в нацистской молодежной организации), и трудовая повинность, и служба в вермахте. Но почему же они, пройдя сквозь все предписанные круги идеологической и моральной обработки, стали, в отличие от миллионов сверстников, убежденными противниками гитлеризма, вышли с ним на неравную борьбу и были растерзаны тоталитарным режимом? Что побудило молодых людей из кружка "Белой розы", выросших в благополучных бюргерских семьях и получивших лучшее по тем временам образование, бросить мужественный и смертельно опасный вызов всесильному рейху? Что разжигало в них "искру мучительного сомнения"7, о которой писала Инга Шолль - старшая сестра Ганса и Софи?

Уже в первые послевоенные годы раздавались предупреждения о возможном "формировании легенды" вокруг деятельности "Белой розы"8. И такая легенда появилась. Характер протеста студентов-антифашистов интерпретировался в литературе как исключительно этический и религиозный, но отнюдь не политический9. П. Штайнбах и И. Тухель отмечают, что акции "Белой розы" были "деполитизированы, вырваны из исторического контекста и сведены к проявлениям христианской жертвенности"10. Почти во всех работах о "Белой розе" мы находим указания на религиозные корни антифашистского сознания ее участников. Эти положения не нуждаются в доказательствах: достаточно обратиться к текстам листовок, выпущенных студентами. Но, говоря о "христианстве действия"11, присущего "Белой розе", следует отметить, что в группу входили представители трех основных течений современного христианства: брат и

3 Knoop-Graf A. "Jeder einzelne trägt die ganze Verantwortung". Willi Graf und die Weiße Rose. Berlin, 2001, S. 13.

4 На это обстоятельство указывают историки германского Сопротивления П. Штайнбах и И. Тухель. -Steinbach P., Tuchel J. Von "Helden" und "halben Heiligen". Darstellungen und Wahrnehmungen der Weißen Rose 1943 bis 1948. - "Weitertragen". Studien zur "Weißen Rose", S. 115.

5 Зегерс А. Седьмой крест. М., 1970, с. 146.

6 В 1936 г. Шолль был одним из знаменосцев на съезде нацистской партии в Нюрнберге.

7 Scholl I. Op. cit., S. 17.

8 Voßler K. Gedenkrede für die Opfer an der Universität München. München, 1947, S. 19.

9 "Отчаянно-идеалистическими" назвал мотивы выступления "Белой розы" германский публицист И. Фест (Fest J. Staatsstreich. Der lange Weg zum 20. Juli. München, 2004, S. 7). Характерно суждение историка военной медицины В. Бугса: "Остается неясным, что побудило студентов к самоубийственным акциям. Вероятно, это было озорство, возникшее под воздействием нараставшей конспиративной изоляции". -Bugs W. Unternehmen Aesculap. Die Studenten-Kompanien der Wehrmacht 1939-1945. Osnabrück, 1995, S. 62.

10 Steinbach P, Tuchel J. Op. cit., S. 108.

11 Knoop-Graf A. Op. cit., S. 11.

сестра Шолли были протестантами, Шморелль принадлежал к православной общине, Граф и Хубер исповедовали католицизм, Пробст принял католичество в тюрьме за несколько часов до казни.

Одной из причин, приведших к их открытому противостоянию режиму, явилось то, что мюнхенские студенты-антифашисты находились в поле воздействия русской культуры, русской гуманистической мысли. Без этого невозможно объяснить то влияние, которое оказало на идеологию и деятельность "Белой розы" пребывание Шолля, Графа и Шморелля на Восточном фронте летом и осенью 1942 г. в составе "студенческой медицинской роты", равно как и катастрофы вермахта под Сталинградом.

Признание значимости российского фактора пришло в германскую историографию "Белой розы" совсем недавно и стало одним из проявлений сдвигов в общественном сознании, связанных с окончанием "холодной войны". Были опубликованы документальные материалы, находившиеся в закрытых прежде архивохранилищах СССР и ГДР. Следственные дела Ганса и Софи Шоллей и Кристофа Пробста содержались в секретном архиве министерства госбезопасности ГДР. Протоколы допроса Александра Шморелля попали в Москву в качестве военного трофея и были включены в фонды бывшего "Особого архива", само существование которого являлось государственной тайной. Почему за семью печатями оказались материалы о деятельности мюнхенских антифашистов? Потому что их идеи и действия не соответствовали искусственной модели германского Сопротивления, в которой не было места людям и организациям, несогласным с советским режимом или неподконтрольным руководству Коммунистической партии Германии.

Заслуга публикации комплекса документов, связанных с судом над Шмореллем12, принадлежит оренбургскому историку и публицисту И.В. Храмову. Образцовая в археографическом и полиграфическом отношении билингва (немецкие оригиналы текстов воспроизведены факсимильно) вводит в исследовательский оборот важный корпус источников по истории германского Сопротивления13. Очевидно, впервые научная публикация, осуществленная в современной России, вызвала общественный резонанс в Германии. "Франкфуртер алльгемайне" констатирует, что изданная в Оренбурге книга "прославляет человека, которым в одинаковой степени могут гордиться как Россия, так и Германия, который одновременно был германским подданным и русским патриотом"14. Особую значимость имеет оценка специалиста по истории Второй мировой войны Г. Юбершера, который считает, что публикация следственного дела Шморелля "позволяет сделать выводы не только о его роли в группе мюнхенских студентов, но и о мотивах его борьбы против режима Гитлера, о его политических представлениях, о его тесных связях с Россией"15.

"НИКАКАЯ СТРАНА НЕ СМОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ МНЕ РОССИЮ"

Александр Шморелль, сын врача-немца Гуго Шморелля и дочери православного священника Натальи Введенской, родился в Оренбурге 16 сентября 1917 г.16 Его мать

12 Издатель д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком