научная статья по теме ГУМАНИЗМ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯК 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА И.Т. ФРОЛОВА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ГУМАНИЗМ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯК 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА И.Т. ФРОЛОВА»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2009, том 79, № 8, с. 715-724

ЭТЮДЫ ОБ УЧЁНЫХ

ГУМАНИЗМ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА И.Т. ФРОЛОВА

Иван Тимофеевич Фролов

Ныне всё более очевидным становится парадоксальный статус философии: являясь особой областью знания, она вместе с тем кардинально отличается от всех других, ибо представляет собой уникальный способ самосознания культуры в её целостности и разнообразии. Философия принципиально не может не быть открытой по отношению к другим сферам деятельности, поскольку она есть инструмент их рефлексии и легитимизации, в том числе по отношению к науке. Без философской легитимизации необходимость фундаментальной науки оказывается под вопросом. В современном мире философия играет роль своеобразного универсального коммуникатора, посредника между разошедшимися и всё более расходящимися сферами науки, культуры, практики, роль носителя критического, рефлексивного начала и вместе с тем организатора межпара-дигмальных дискуссий.

Переход к новой роли философии происходит небезболезненно во всём мире. В нашей стране он был особенно сложным. Ведь философия в своё время была превращена в служанку идеологии и использовалась отнюдь не в качестве средства критической рефлексии, а как способ идейной цензуры. Имея в виду эти обстоятельства, сделанное Иваном Тимофеевичем Фроловым следует назвать жизненным подвигом. Его вклад в формирование той роли, которую философия играет ныне в нашей культуре, уникален. Силы сопротивления (не только идеологического порядка, но и стереотипы мышления, интеллектуальная инерция) были велики. Помогало то, что И.Т. Фролов всегда находился в центре взаимодействия философии с естествознанием, литературой, искусством, политикой, обсуждал многие проблемы с крупнейшими представителями нашей культуры, дружил со многими из них.

Иван Тимофеевич Фролов родился 1 сентября 1929 г. в селе Доброе Липецкой области. Отец его, Тимофей Васильевич Фролов, происходил из семьи крепких, зажиточных крестьян. Трудолюбивый, надёжный, ответственный человек, необыкновенно одарённый и умом, и сердцем, он оказал огромное влияние на формирование характера сына и стал для него примером на всю жизнь. Мать, Татьяна Степановна Старкова, простая русская женщина, весёлая, жизнерадостная, читала ему стихи Пушкина, Тютчева, пела русские народные песни. На протяжении всей своей жизни Иван Тимофеевич с большой теплотой и уважением вспоминал о ней.

Вскоре после рождения сына, в начале 1930-х годов, в связи с началом коллективизации Фроловы переехали в Москву, где Тимофей Васильевич до конца своей недолгой жизни работал мастером на стройках.

В 1948 г. И.Т. Фролов поступил на философский факультет МГУ. Это было время закручивания идеологических "гаек", иссушающего догматизма. Только что, в 1947 г., в дискуссии по книге Г.Ф. Александрова "История философии" философия была разгромлена. В 1948 г. прошла августовская сессия ВАСХНИЛ, на которой лысен-ковцы нанесли жестокий удар по отечественной генетике и биологии в целом. В качестве истины в последней инстанции студентам преподносилось "учение" Т.Д. Лысенко, которого его невеже -

И.Т. Фролов — студент философского факультета МГУ. 1951 г.

ственные адепты приглашали читать лекции на философском факультете. Однако на философском факультете ещё работали старые профессора — крупные специалисты в области истории философии и логики: В.Ф. Асмус, О.В. Трахтенберг, П.С. Попов.

Объективно это было время выбора, и Иван Тимофеевич сделал его — в пользу внутренней независимости и истинной науки. Некоторые сокурсники активно занялись общественной работой, Фролов же усиленно изучал как философские первоисточники, так и специальные исследования по биологии, в том числе и официально осуждаемых авторов. Наряду с занятиями на философском факультете слушал лекции на биологическом. Он оказался настолько хорошо подготовленным в области философских вопросов биологии, что на старших курсах вёл теоретический семинар на биологическом факультете МГУ.

В 1953 г. Иван Фролов окончил философский факультет и оказался единственным беспартийным студентом, принятым в аспирантуру по кафедре диалектического материализма. Он начал преподавательскую работу — вёл курс философии для аспирантов ЦАГИ, причём не стандартный курс диалектического материализма. Своим слушателям И.Т. Фролов предложил изучать сложнейший философский источник — "Критику чистого разума" Канта. Он был убеждён в необходимости знать философию по первоисточникам, интерес же к Канту с молодых лет оказался весьма символичным. Без учёта этого обстоятельства нельзя понять ту особую сосредоточенность Ивана Тимофеевича на осмыслении природы позна-

ния и его нравственном измерении, которая была присуща учёному в последующие десятилетия. Привлекала его и диалогическая и антропологическая традиция античной философии — фигуры Сократа, Диогена и других философов. Иван Тимофеевич рано осознал главное: философия по природе своей требует диалога, дискуссии, свободы мышления, вне этих условий она чахнет и гибнет.

Свою кандидатскую диссертацию Иван Тимофеевич посвятил проблеме причинности и целесообразности в живой природе, соотношению детерминизма и телеологии. Нужно представить себе атмосферу тех лет, чтобы понять, что означал этот выбор. В науке господствовали пропагандировавшиеся Т.Д. Лысенко примитивные представления, соответствовавшие уровню науки XVIII в.

Без преувеличения можно сказать, что в проблеме детерминизма и телеологии Фролов нащупал нерв современной биологии. Он выбрал проблему, от решения которой зависит то, как мы поймём живую природу во всём её многообразии и целостности, как объясним движущие силы её развития, какие сделаем для себя выводы о нашем отношении к природе. Заметим, что уже в молодые годы проявился отличавший Ивана Тимофеевича совершенный вкус к постановке исследовательских задач. Он обладал способностью ставить перед собой (а впоследствии и перед возглавляемыми им научными коллективами) проблемы, одновременно являющиеся фундаментальными, "вечными" и вместе с тем перспективными, приобретающими с развитием социальной практики, науки и философской методологии всё большую актуальность, общественную значимость.

И.Т. Фролову пришлось отстаивать свои философские и научные убеждения. Научный руководитель — лысенковец — по прочтении диссертации не только отказался от научного руководства, но и написал на работу своего аспиранта отрицательный отзыв. Прохождение диссертации приостановили. В конце концов была создана комиссия во главе с выдающимся психологом С.Л. Рубинштейном, который сумел предложить компромиссное решение. Через год диссертация была утверждена, и на её основе Иван Тимофеевич издал книгу "О причинности и целесообразности в живой природе" (1961).

Ещё аспирантом Фролов стал сотрудником журнала "Вопросы философии", где он занимался философскими проблемами биологии, а также философским и социологическим осмыслением научно-технического прогресса. Но когда обнаружилось, что при новом главном редакторе — М.Б. Митине — проводить идеи творческого марксизма стало невозможно, он уехал в Прагу, на работу в международный журнал коммунистических и рабочих партий "Проблемы мира и социализма", шеф-редактором которого был замеча-

тельный учёный и прогрессивный политический деятель того времени А.М. Румянцев.

В Праге Иван Тимофеевич продолжал интенсивно заниматься философскими проблемами биологии, писал докторскую диссертацию и книгу "Очерки методологии биологического исследования" (1965). Эти труды были посвящены построению системы методов биологии, решению задачи на основе диалектического метода показать эту науку как целое в единстве её истории и теории. И.Т. Фролов представил методы науки, изучающей органические целостности, в виде комплекса — развивающейся многоуровневой системы с обратными связями и отношениями зависимости от целого отдельных методов. Он впервые употребил здесь ключевое для всей своей жизни в науке словосочетание "комплексный подход" [1]. Все последующие исследования Фролова — работы в области глобалистики, танатологии и человековедения — нельзя понять без учёта наработанного методологического инструментария. В дальнейшем философско-научном творчестве учёного этот инструментарий применяется к новым, всё более сложным, а следовательно и более соответствующим комплексному подходу целостностям: от биосферы к экосфере, к глобальному взаимодействию социальной практики с природой в масштабах планеты, а затем и к предельно интегративному объекту, микрокосми-чески объемлющему все аспекты познания, — к человеку.

В 1965 г. академик Н.Н. Семёнов пригласил И.Т Фролова в качестве консультанта-философа для подготовки аналитической работы о ситуации, сложившейся в отечественной биологии и генетике. В результате появилась знаменитая статья "Наука не терпит субъективизма", послужившая основанием для принятия важных политических решений и ознаменовавшая конец монополии лысенковцев в биологической науке.

Вскоре по рекомендации А.М. Румянцева и П.Н. Федосеева Иван Тимофеевич стал помощником секретаря ЦК КПСС по идеологии П.Н. Демичева. Вступая на эту должность, Фролов оговорил возможность продолжать препода-вание1, а также научно-философские исследования. Работая в ЦК КПСС, он написал книгу "Генетика и диалектика" (1968), в которой не только рассмотрел сложные философские проблемы генетики, но и представил правдивую картину трагической истории этой науки на основе как опубликованных, так и неизданных материалов. Иван Тимофеевич общался с жертвами лысенковщи-ны, с близкими и учениками тех, кто погиб или был затравлен и преждевременно умер (Н.К. Кольцов,

1 С 1966 по 1999 г. он преподавал на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1970 г. ему было присвоено звание профессора.

Н.И. Вавилов, Ю.А. Филипченко, А.С. Серебров-ский и другие). Книга И.Т. Фролова стала их первой научной реабилитацией.

Весь предыдущий научный опыт (связанный, в частности, с философским осмыслением соотношения причинности и целесообразности в живой природе) и высокая философская культур

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком