научная статья по теме ХОДЖИ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА: ИСТОРИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХОДЖИ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА: ИСТОРИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ»

S. Jiménez Tovar. "Kazakhstanizing" Kazakhstan: Language Policies, Nationalism and Ethnics Minorities

Keywords: Kazakhstan, language politics, nationalism, ethnicity, Oralman, Dungan, Kazakhization, Kazakhstanization

During the twenty years after the disintegration of the Soviet Union, Kazakhstan has witnessed many transformations bringing it toward a creation of a multicultural but still Kazakh-centred nationalist discourse. This article explores the languages policies related to such nationalist discourses through the comparison of two collective identities: Oralman and Dungan.

ЭО, 2014 г., № 4 © А.М. Маликов

ХОДЖИ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА: ИСТОРИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ

Ключевые слова: ходжа, святые, символы идентичности, генеалогии, святилища ислама

В статье рассматриваются десцентные группы ходжей в Южном Казахстане. Автор анализирует различные аспекты трансформации идентичности этих групп в досоветский, советский и постсоветский периоды. Цель статьи - внести вклад в изучение политики идентичности и различий. Исследование мусульманских религиозных элит представляется важным с целого ряда точек зрения: прослеживание того, как происходила трансформация этих групп за последние 100 лет; выявление роли политических и экономических факторов в изменении их идентичности; исследование трансэтнических связей этих групп; анализ специфических стратегий браков в этих группах. Автор фокусирует внимание не только на проблеме идентичности ходжей, но также и на более широком вопросе взаимовлияния множественных идентичностей в процессе взаимодействия различных социальных групп.

Введение. Мусульманские десцентные религиозные элиты в прошлом играли значительную роль в общественной жизни народов Центральной Азии. В советский период в связи с проведением интенсивной модернизации, социальными, экономическими и политическими изменениями произошла трансформация бывших сословий; вместе с тем какой-то части религиозных элит удалось успешно найти свое место в новой общественной структуре. Потеряв высокий религиозный статус, они сохранили некоторые элементы морального, социального статуса и символический капитал в форме святилищ, генеалогий и др. В своем исследовании я ставил следующие задачи: проследить, как происходила трансформация этой группы за последние 100 лет, на примере ходжей различных языковых аффилиаций; выявить роль политических и экономических факторов в изменении их идентичности; исследовать трансэтнические

Азим Маннонович Маликов - к.и.н., ассоциированный исследователь Института социальной антропологии им. Макса Планка (Халле, Германия); e-mail: 1336@rambler.ru

связи этих групп; выявить стратегию браков в плане понимания общего принципа включения и исключения на примере ходжей.

В настоящей статье я проанализирую некоторые данные об истории и идентичности ходжей Туркестанского региона Южного Казахстана, полученные при этнографическом исследовании населения, в сочетании с историческими материалами1. Под термином "ходжа" в статье понимаются десцентные группы, ведущие свое происхождение от пророка Мухаммеда, первых халифов или просто суфийских святых. Ввиду многочисленности и разнообразности групп ходжей приведу данные по трем группам ходжей: Хорасан2-ходжей, Кылышты3-ходжей и узбекоязычных ходжей. С целью лучшего понимания современной ситуации для дифференциации групп ходжей я также использую лингвистический критерий. Параллельно для сравнительного анализа привлекаются данные по другим соседним группам ходжей.

История ходжей интересна в том числе тем, что эта группа разнообразна в лингвистическом отношении, а также имеет свои генеалогические предания. В ХХ в. произошла социальная и этническая трансформация ходжей, вызвавшая изменение их идентичности.

Источниками данного исследования стали семейные истории, системы браков и стратегии, генеалогии, исторические источники, символы групп ходжей и использование их для обозначения схожести или различия. Профессиональный состав респондентов представлен учителями, работниками торговли, учеными, смотрителями святилищ и т.д. Работа базируется на комбинации основных двух методов: исторического и антропологического.

Теоретические подходы. В теоретическом плане мое исследование основано на конструктивистском подходе в изучении идентичностей, согласно которому считается, что люди имеют множественные идентичности. В рассматриваемый отрезок времени человек выбирает одну или ограниченное число идентичностей в качестве определяющих. В некоторых ситуациях мы хотим отметить различие, а в других ищем что-то общее или общую аффилиацию (Schlee 1989: 234).

В связи с этим полезным, на мой взгляд, является подход Дженкинса, считающего, что индивидуальность социально сконструирована и в процессе первоначальной и последующей социализации и в продолжающихся процессах социального взаимодействия люди определяют и пересматривают себя и других в течение жизни. Он предлагает анализировать внутреннюю и внешнюю диалектику идентификации (самоопределение и определения, предлагаемые другими) (Jenkins 1996: 19-20, 24). В случае с ходжами я пытаюсь изучить внутреннюю идентификацию и процесс того, как они были идентифицированы другими группами ходжей и неходжами.

Изменение идентичности соответствует потребностям действующих лиц. Чтобы определить, насколько размер группы влияет на включающую или исключающую стратегию идентификации, Г. Шлее разработал концепцию размера группы (Schlee 2004: 135-136). Социальная идентификация имеет место в случае приписывания определенных ценностей к различным измерениям (язык, религия, типы идентификации, восходящие к происхождению или метафорам происхождения) (Там же: 137). Расширение или сужение идентичностей следует рассматривать через выгоды для тех, кто принимает решения, и тех, на кого влияют результаты этих решений. Таким образом, стратегии включения и исключения имеют ситуационный и меняющийся характер. Групповая идентичность связана с индивидуальными действующими лицами или, возможно, с суммой действий лиц. Можно выделить различные социальные группы: местные, лингвистические, десцентные и так далее (Там же: 137, 143). В данной статье на примере ходжей исследуются десцентные группы.

На мой взгляд, для понимания места и роли ходжей в обществе больше помогает концепция статусной группы, разработанная Максом Вебером. Он определяет статусную группу как группу людей или часть общества, которая может быть выделена

на основе неэкономических качеств, таких как честь, престиж и религия (From Max Weber... 1958: 186-187). В случае с ходжами необходимо отметить один важный момент: быть членом группы ходжей можно было только по рождению по патрилиней-ному принципу. Я исключаю здесь случаи использования статуса ходжей или сайидов некоторыми правящими династиями Центральной Азии с целью легитимизации.

Если до национально-территориального размежевания 1924 г. ходжи различали друг друга только по генеалогическому принципу, то в результате национальной политики советской власти в идентификации стал доминировать этнический критерий, основанный на языковой аффилиации. Тем не менее в отдельных местностях и родах до сих пор сохранилось или, можно сказать, возрождается досоветское восприятие "братских групп", официально зарегистрированных в составе разных этнических групп. Как отмечают исследователи, некоторые группы в определенных условиях могут сохранять клановую идентичность после этнической реаффилиации. Тогда кланы, которые не изменили этническую аффилиацию, могут поддерживать с ними связи, и, таким образом, рождается межэтническая групповая идентичность (Schlee 1989: 234, 236).

Определение термина "ходжа". Термин "ходжа" встречается в источниках с Х в. (Резван 1991: 280) со значением "хозяин, господин". Видимо, религиозный подтекст и смысл этому слову стали придавать позже, по крайней мере со второй половины XV в., при лидере накшбандийского суфийского учения Убайдулле Ходже Ахраре (1404-1492) или после него.

В отношении определения ходжей согласия у исследователей нет. Одни считают, что ходжи - это потомки халифа Али, за исключением тех, кто претендует на происхождение от пророка; другие полагают, что ходжи - это потомки четырех первых халифов; третьи убеждают, что ходжи - это потомки вообще арабских завоевателей или многочисленных сподвижников Мухаммеда (Мустафина 1992: 32). В казахстанской историографии ходжей рассматривают как потомков первых четырех халифов и распространителей ислама (Жандарбек, Ибадуллаева 2004: 12). На самом деле по-своему правильны все три точки зрения. Рассматривая казахоязычных ходжей как отдельную группу, выделяют сейид-ходжей, или просто сейидов. Потомков третьего сына Али -Мухаммеда Ханафии - относят к ходжам, которых считают субэтнической группой -топом (Ибадуллаева 2001).

Ряд статей по истории святых сословий, в том числе ходжей, издал С.Н. Абашин. По его мнению, ходжами с XVIII до начала XX в. называли всех потомков мусульманских святых и лишь иногда использовали этот термин как титул потомков первых халифов, за исключением сейидов (Абашин 2001: 135). Он считает, что в Центральной Азии эта группа как особая идентичность "потомков святых" трансформировалась и встроилась в современную социальную и политическую практику (Абашин 2004: 543544). Особую ценность имеет его анализ взаимоотношений ходжей и других "святых групп", значения "святых мест" в оазисах Центральной Азии.

Генеалогии казахских ходжей были предметом исследования А.К. Муминова, который изложил интересную панораму их истории. Он выявил тесную связь ходжей с суфизмом (Муминов 2011: 22-23). З. Жандарбек, исследуя историю ходжей, их генеалогические предания, проанализировал связи ходжей с мюридскими родами на территории Казахстана (Жандарбек, Ибадуллаева 2004: 12).

Социальное положение ходжей различалось: одни были простыми тружениками и не обладали реальными привилегиями, хотя и считали себя людьми знатного происхождения и выдавали дочерей только за ходжей; другие относились к высшему духовенству и владели крупными земельными наделами (Кармышева 1976: 150).

Как известно, ходжи не входили в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком