научная статья по теме ХОСЕ МАРТИ, ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРАВИЛО «ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ХОСЕ МАРТИ, ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРАВИЛО «ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ»»

ОБЩЕСТВО XXI ВЕКА

Б.Ф.Мартынов

Хосе Марти, глобальные вызовы и правило

перспективы»

В статье говорится о необходимости выработки новой комплексной методики для прогнозирования и управления глобальными кризисами, основанной на учете цивилиза-ционно-культурной специфики главнейших мегасоциумов нашей планеты, в том числе российского и латиноамериканского. Впервые рассматривается возможность более полного выявления особенностей национального менталитета на основе анализа наиболее характерных произведений изобразительного искусства и литературы.

Ключевые слова: Хосе Марти, русская иконопись, изобразительное искусство, глобальные вызовы современности, новые методы политического прогнозирования и управления кризисами, цивилизационно-культурные детерминанты, латиноамериканский и российский цивилизационные архетипы.

Однажды, в уже «далеком» 1983 г., когда я работал в составе группы Академии наук на Кубе, мне в руки попала статья Хосе Марти «Выставка работ Верещагина», написанная им в 1899 г. Растиражированность и официозность образа Марти на Кубе не смогли охладить моего интереса к этому автору, с которым я впервые познакомился, готовясь к кандидатскому экзамену по философии в 1976 г. Но эта статья запомнилась особо. До сих пор непонятно, как человек, никогда не бывавший в России и, насколько известно (я специально наводил справки), никогда не общавшийся с русскими, мог, глядя на полотна Верещагина, так образно, а самое главное так точно рассказать о характере русского народа. Смотрите сами:

«Русский — противоречив. Патриархальное дитя, характером он одинаково тверд и подвижен, простодушен и утончен. Он может любить и жестоко карать, снаружи — как крепость, внутри — как голубь... Обедает — пирует, пьет — как бочка, танцует — устраивает бурю, лезет в горы — лавину, в наслаждениях теряет меру. Правит, как сатрап, служит, как собака, в любви и резок, и мягок... Это человек чувства и цвета, звериного рева и неслышного воркования. Он тяжело ступает, этот русский, в своем французском платье, которое ему, как бородатому Геркулесу, — детские

Борис Федорович Мартынов — доктор политических наук, заместитель директора ИЛА РАН (b.martynov@mtu-net.ru).

«обратной

ползунки. В белых лайковых перчатках садится он за стол, на котором дымится гигантская мясная кость...

.. .В России резче всего чувствуется раздвоенность современного человека, потому что варвары и завоеватели, произведшие на свет этого славянского Геркулеса, передали ему вместе с физической силой и силой характера. и ту ужасную муку разлагаться под бременем чуждой цивилизации, не познавши своей собственной. Принц крови и простой мужик, князь и извозчик, во дворцах, где пьют шампанское, и в избах, где хлещут водку, в отчаянии роняют головы на грудь, в которой бьется их порабощенное сердце.

.Когда справедливость — это главное, искусство — вторично. В условиях несвободы его единственное оправдание — служить свободе. Все в огонь, даже искусство, чтобы ярче полыхал ее костер! «Я надеюсь, — говорит Верещагин, — что люди, способные любить, полюбят и меня за то, что мое искусство служит правде». Когда он пишет человека то пишет именно его, ничего не прибавляя и не убавляя: его дух не раскрывается навстречу абстракции. Но на этих полотнах, тяжелых и одиноких, вот она — Россия с ее болью, Россия с ее полями, замерзшими, как и ее надежды»1*.

Можно было бы и дальше цитировать эту удивительную статью, но, наверное, хватит. Живопись В.Верещагина помогла проницательному кубинцу, задолго до профессионального психолога К.-Г.Юнга, понять не только то, что русские относятся к «интуитивно-чувственному» психологическому типу людей, но и многое другое.

Интересно, что и сами русские, согласно данным статистических опросов, которые приводятся в монографии социолога А.Сергеевой «Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность», склонны особо выделять такие свои качества, как «душевность», «приветливость», «щедрость», «смелость». Для них характерны «терпение», «гостеприимство», «дружелюбие», «религиозность». Однако они признают, что «почти в равной степени активны и инертны, трудолюбивы и ленивы, преклоняются перед авторитетом и уверены в себе, вспыльчивы и уравновешены»2.

Как и кубинский мыслитель, более чем за сто лет до наших дней, большинство современных исследователей русского национального архетипа говорят о таком его качестве, как противоречивость. Сергеева связывает это со «срединным» положением России между Западом и Востоком, с соединением в русской душе христианства с остаточными особенностями языческого мироощущения и, наконец, с «вечным конфликтом между государственным могуществом и свободолюбием народа»3. У Хосе Марти, как мы видим, «противоречивость» и «раздвоенность» русских обязаны своим происхождением принятию ими в ХУШ в. чуждых культурных и поведенческих стереотипов («Геркулес во французском платье»).

А.Сергеева полагает, что людям свойственен культуроцентризм, «когда «правильной» считается только собственная культура, а все остальные кажутся странными, «нецивилизованными» или «недоразвитыми», что мешает им понять «странности» и «непоследовательности» в поведении росси-ян»4. На наш взгляд этот тезис нуждается в уточнении. Не столько собственно национальная культура во всем ее своеобразии (отметим в этой связи огромный интерес и уважение на западе к культуре Японии, Китая и

* Перевод с испанского автора.

Индии), сколько оторванная от национальной почвы, и поэтому заведомо плохая, имитация чужой культуры способна вызывать отторжение, непонимание, а зачастую даже презрение. Это утверждение справедливо как в отношении русских «экстремалов»-западников, так и в отношении всех других, сознательно предающихся греху изоморфизма (например, латиноамериканских). Никакое подражательство, сколь бы изощренным оно ни было, до сих пор не возбуждало, а значит и никогда не возбудит уважения к России со стороны Запада, по той простой причине, что никакое подобие недостойно оригинала*. А это значит, что, отождествляя себя с Западом и безоговорочно принимая все его ценности, Россия никогда не сможет играть в мире той роли, какой она заслуживает как страна-цивилизация. Она просто не сможет предложить миру ничего нового.

Ш

О новизне следует сказать особо. По нашему глубокому убеждению, сегодняшний мир испытывает не столько (признанный уже многими) институционный и нормативный, сколько интеллектуально-аналитический дефицит в сфере глобального политического прогнозирования и управления кризисами. Отсюда и дефицит авторитета в мировой политике. Людям явно не хватает «стереоскопичности» (предполагающей как глубину осмысления проблемы, так и широту взглядов на нее) в подходах к противодействию международному терроризму, бедности, наркоторговле, организованной преступности, ядерному распространению, климатическим изменениям и пр. и пр. При этом уже совершенно очевидно, что такая стереоскопичность не может быть достигнута без пересмотра одних и учета других важных цивилизационно- и культурно детерминированных констант. Публичное декларирование обострения глобальных проблем давно уже не влечет за собой их конструктивного решения. Причина — в отсутствии адекватного понимания их генезиса, современного состояния и перспектив развития, в неумении (а, зачастую, и в нежелании) выработки целостного взгляда на них.

«Никто из тех, с кем я говорил, так и не смог нарисовать мне общей картины, — с грустью отмечал один молодой английский автор, взявшийся написать книгу о климатических изменениях в Арктике. — Я обнаружил, что специалистов по Арктике, как таковой, нет, как нет и общих источников информации. Существуют профессионалы-«академики», каждый из которых занимается какой-то одной микроскопической частью целого: от поведения китов до изучения течений. Есть политики, обеспокоенные правами своих стран на арктические границы, геологи, собирающие сведения для определения этих границ, киты и тюлени, свободно проплывающие над этими границами. Юристы спорят о содержании ст. 234 Конвенции по мор-

* Хороший пример из российской истории. Как пишет в своей монографии, посвященной международному терроризму, английский историк М.Бурли, в начале ХХ в. «английские лейбористы и немецкие социал-демократы бездумно поддерживали террористов-убийц в царской России (по-видимому, считая ее недостаточно «цивилизованной». — Б.М.). В то же время страх перед западным либеральным общественным мнением и нежелание прослыть «азиатской деспотией» мешали царскому правительству применять эффективные меры против террористов». См.: M.B u r l e i g h. Blood and Rage. Cultural History of Terrorism. London, 2008, p.57.

скому праву («районы, покрытые льдом»), а инженеры рассматривают лед только как препятствие, которое приходится преодолевать ледоколам. Экологи считают, что любую добычу нефти в Арктике следует немедленно запретить, в то время как коренные народы Севера ждут, когда же часть накопленного мирового богатства доберется, наконец, и до их становищ. Для того, чтобы сформировать какое-то общее представление, мне нужно было переговорить с более чем сотней различных экспертов, прослушать более ста выступлений на конференциях в разных частях света, прочитать гору статей и книг, в которых говорилось о том, что было известно еще сто лет назад»5. То же самое, наверное, можно сказать и о проблемах Африки, и глобальной экономики, о природных аномалиях и, наверное, о России. Причина — «переизбыток не связанной друг с другом информации». Как же мы «дошли до жизни такой»?

На этот вопрос может дать ответ профессор Дж.Купер Рамо, Исполнительный директор геостратегической консультативной компании «Киссинджер Ассошиэйтс». В своей недавно вышедшей и мгновенно ставшей бестселлером в США книге «Век немыслимого» он призывает Запад переосмыслить нарабатывавшиеся столетиями интеллектуальные стереотипы. В частности, критически отнестись к идее Аристотеля, согласно которой понять явление можно, лишь разложив его на составные части. «Привычка всегда и везде возводить перегородки и стены может привести к тому, что кто-то рано или поздно устро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком