научная статья по теме ХРАМ ЭЗИДА И КУЛЬТ БОГА НАБУ В ВАВИЛОНИИ І ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХРАМ ЭЗИДА И КУЛЬТ БОГА НАБУ В ВАВИЛОНИИ І ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э»

Подводя некоторые итоги, мы можем с определенной долей уверенности утверждать, что упрощенная схема организации материала нарративных источников, предложенная И. Вольским, нуждается в определенной корректировке. Существовало несколько версий создания государства Аршакидов и определенные группы и кланы творили свои варианты истории, исходя из собственных потребностей.

SOME PROBLEMS OF THE SOURCES ON EARLY PARTHIAN HISTORY

V. A. Gaibov, G. A. Koshelenko

The origin of the Parthian state is a problem widely discussed. Recently, under the influence of J. Wolski's works, the following scheme has become popular with the scholars: the events which lead to the origin of the state are reflected in two versions in ancient Greek and Roman written tradition: (1) that of Justinus and Strabo and (2) that of Arrian's lost Parthica preserved in Photius, Zosime and Syncellus. But a closer reading of these authors makes it clear that they do not represent one tradition, because they differ as to the time when Parthians broke away from the Seleucid power, to the circumstances of the event and to the reasons why the dynasty was called the Arsacids. Two variants of this version maintain that the house was named so not after the founder of the state, but after his more or less remote ancestor Arsaces, identified either as an adversary of Alexander the Great or one of the Achae-menid kings, Artaxerxes (probably, the Second). In any case, the versions could only have been created by the Greeks who were at Parthian kings' service and knew Greek historical writings quite well.

© 2009 г.

M. А. Дандамаев

ХРАМ ЭЗИДА И КУЛЬТ БОГА НАБУ В ВАВИЛОНИИ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ до н.э.

В нововавилонское и ахеменидское время наиболее видные храмы Месопотамии были крупными землевладельцами, рабовладельцами и торговыми предприятиями. Среди этих храмов особенно выделялись Эсагил -святилище верховного вавилонского бога Мардука в Вавилоне, Эбаббар - святилище бога Солнца Шамаша в Сиппаре, Эанна - храм богини Иштар в Уруке и Эзида - храм бога Набу в Борсиппе. Если деятельность Эбаббара и Эанны нам известна из обширного количества архивных документов (приблизительно по 5000 пока изданных текстов из каждого из них), то из Эсагила сохранилось лишь небольшое число документальных свидетельств, а деятельность Эзиды известна в основном лишь по косвенным данным из архивов частных лиц, принадлежавших к городской элите. Тем не менее эта информация охватывает приблизительно 2800 документов, которые датируются временем между 680 и 484 гг. до н.э., когда Эзида была разрушена1.

1 См. Zadok R. The Geography of the Borsippa Region // Essays on Ancient Israel in its Near Eastern Context. A Tribute to Nadav Na'aman / Ed. Y. Amit et al. Winona Lake, 2006. P. 389-391.

В одном тексте плохой сохранности упоминаются «певчие Эзиды». По мнению Ф. Жоаннеса, в этом документе имеется в виду храм Эзида в Борсиппе. Однако П.-A. Больё считает, что в данном тексте речь идет о часовне Ha6y при храме Эсагил в Вавилоне2. ^м представляется, что в данном случае скорее прав Больё, поскольку из архивов Эзиды в Борсиппе пока нам известны лишь единичные тексты интересующего нас времени.

Борсиппа расположена в 17 км к юго-западу от Вавилона и была всегда тесно связана с ним. Ее главный храм Эзида в переводе с шумерского имел значение «праведное святилище». Оно было посвящено Ha6y, который считался сыном Мардука и начиная со старовавилонского времени занимал выдающееся место в месопотамском пантеоне. Ha6y считался покровителем Борсиппы, а также богом писцового искусства и писцом человеческих судеб. Эзида представляла собой квадратное здание, состоявшее из большого двора, окруженного одним или двумя рядами комнат и маленькими дворами. В центральном комплексе был расположен храм Ha6y, по сторонам которого находились различные часовни и дворы, посвященные богиням Ташметум и ^найе3. Эзида несколько раз перестраивалась при Aшшypбaнaпaле, Шамаш-шум-укине, а также при Haвyxодоноcоpе II. Сохранились две стелы, где первых два царя изображены как строители с поднятыми вверх руками, чтобы держать над головами полные земли корзины.

Высшие чиновники этого храма принадлежали к государственной политической элите. ^пример, по свидетельству одного документа, управляющий (satammu) Эзидой Haöy-шум-укин обратился к царю ^ргал-шар-уцуру с просьбой: «Пожалуйста, выдай замуж за меня свою дочь, девицу по имени Ги-гиту; пусть она будет моей (женой)». Документ этот сохранился в копии из архива Эзиды, хотя оригинал был составлен в Вавилоне в 559 г.4

Рядом с храмом находился зиккурат, который возвышался над землей на 48 м на холме Бирс^имруд. Его многократно изучали - сначала A.X. Лэйярд и X. Рассам, с 1902 г. Р. Колдевей, а в 1980-х годах австрийские археологи. Часть здания содержит штампованные кирпичи с именем Haвyxодоноcоpa II, при котором этот зиккурат был реконструирован. Haвyxодоноcоp, а также ассирийский царь Acapxaддон и другие правители называют себя попечителями и восстановителями Эзиды5. Задолго до них восстановителем Эзиды называл себя и Xaммypaпи. Последним царем Месопотамии, который реставрировал Эзиду, был Affi^x I (280-262 гг. до н.э.), который заявляет: «Я заложил фундамент Эзиды, истинного святилища Ha6y, которое находится в Борсиппе» . В текстах из Эзиды упоминается «мера (masihu) бога Ha6y»7.

2 Joannès F. Textes économiques de la Babylonie récente. P., 1982. P. 339 f. № 96; Beau-lieu P.-A. The Astronomers of the Esagil Temple in the Fourth Century BC // If a Man Builds a Joyful House: Assyriological Studies in Honor of Erle Verdun Leichty / Ed. A.K. Guinan et al. Leiden-Boston, 2006. P. 11.

3 Koldewey R. Die Tempel von Babylon und Borsippa // WVDOG. 1911. 15. S. 50-59; George A.R. House Most High. The Temples of Ancient Mesopotamia. Winona Lake, 1993. P. 159-160. № 1236; idem. Babylonian Topographical Texts // OLA. 1995. 40. P. 219.

4 Evetts B. Inscriptions of the Reigns of Evil-Merodach, Neriglissar and Laborosoarchod // Babylonische Texte VI B. Lpz, 1892. № 13; см. переиздание этого текста: Sack RH. Neriglissar - King of Babylon //AOAT. 236. P. 151.

5 См., например: YOS I. № 41:8; 44:5, 20; 45:1, 4 и др.

6 См. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament // Ed. J.B. Pritchard. Princeton, 1969. P. 317; о Борсиппе и Эзиде эллинистического времени см. Oelsner J. Materialien zur babylonischen Gesellschaft und Kultur in hellenistischer Zeit. Budapest, 1986. S. 224 ff.

7 См. рец. на CT 49: Oelsner J. // ZA. 1971. 61. P. 167.

В царских надписях триада Мардук, Шбу и Шргал встречается перед другими божествами, включая Сина и Шамаша. Две богини (Ташметум и ^найя) ассоциируются с №бу как его супруги8. В клятвах ^бу часто упоминается после Мардука9.

^ряду с Эзидой в Борсиппе №бу было посвящено еще несколько других храмов в Вавилонии. В частности, в Эсагиле, главном государственном храме страны, ему была построена особая часовня. В новоассирийское время ^бу стали почитать и в Ассирии. В частности, в 879 г. ассирийский царь Ашшур-нацирпал II перестроил на акрополе своей столицы в Кальху храм ^бу, названный Эзидой. В ассирийской столице Hиневии также существовал храм этого бога10.

Сбору и рассмотрению документов из Борсиппы (в том числе и из архивов Эзиды) I тыс. до н.э., а также установлению их принадлежности различным семьям и классификации самих документов посвящен ряд исследований, опубликованных в течение двух последних десятилетий. Здесь в первую очередь необходимо упомянуть книгу Жоаннеса об архиве одного семейства в Борсиппе, протагонистом которого был Эа-илуту-бани. В этом архиве указаны представители семи поколений, живших с конца VIII в. до первой четверти V в. до н.э.11 Протагонистом другого крупного архива из Борсиппы был человек с родовым именем «Волопас» (re'u alpi). В этом архиве содержится более 400 документов (почти все они ждут своей публикации) представителей пяти поколений, что делает его третьим по количеству документов частным архивом нововавилонского времени, уступающим лишь архивам известных предпринимательских домов Эгиби из Вавилона и Мурашу из Hиппура. Кроме вышеназванных Жоаннеса и Ван Дриля в изучение архивов из Борсиппы большой вклад внесли также Цадок и Верзеггерс12. Владельцы указанных архивов из Борсиппы принадлежали к городской элите и занимались выполнением обязанностей храмовых пребендариев, необходимых для отправления культа, а также несли административные функции. Однако всех их постигла суровая участь. Во 2-м году царствования Ксеркса (484 г. до н.э.) в их жизни и в функционировании Эзиды, а также ряда других святилищ страны наступил критический момент. Причиной этого стал мятеж против персидского господства. Он начался одновременно в двух областях Северной Вавилонии под руководством Бел-шиман-ни и Шамаш-эрибы, которые, однако, не захотели объединить свои усилия, поскольку каждый из них стремился захватить власть в свои руки. В этих мятежах приняло участие население городов Сиппара, Вавилона, Борсиппы, Дилбата и Киша13. В отличие от Южной Вавилонии отсутствуют документы,

8 См. Pomponio F. Nabû //RlA. 1998. 9. P. 20-21.

9 См., например: CTMMA. Vol. III. 2000. № 82.

10 См. George. House Most High... P. 160.

11 См. Joannes F. Archives de Borsippa. La famille Ea-ilûtu-bâni. Étude d'un lot d'archives familiales en Babylonie du VIIIe au Ve siecle av. J.-C. Genève, 1989; cм. также рецензию на этот труд: Driel G. van. Neo-Babylonian Texts from Borsippa // BiOr. 1992. 49. P. 28-50.

12 ZadokR. Notes on Borsippean Documentation of the Eighth-Fifth Centuries B.C. // IOS. 1998. 18. P. 249-296; Waerzeggers C. The Dispersal History of the Borsippa Archives // AOAT. 330. P. 343-363.

13 Об этих восстаниях и их последствиях см. подробно: Waerzeggers C. The Babylonian Revolts against Xerxes and the 'the end of Archives' //AfO. 2003/2004. 50. P. 150-173; Baker H.D. Babylon in 484 BC: The Excavated Tablets as a Source for Urban History // ZA. 2008. 98. P. 104-108.

непосредственно относящиеся к делопроизводству названных храмов после подавления этих восстаний. В частн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком