научная статья по теме ХРАМОВЫЕ ЯРМАРКИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХРАМОВЫЕ ЯРМАРКИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

Культура

Храмовые ярмарки в современном Китае

© 2010 М. Захарова

''Храмовые ярмарки'' (мяо хуэй) представляют собой неотъемлемую составляющую культуры Китая. Традиционно объединяя культы, обряды и религиозные верования с торговлей и зрелищами, современные ''храмовые ярмарки'' трансформировались в массовые праздничные мероприятия, поддерживаемые на муниципальном и государственном уровнях. Несмотря на редуцирование сакрального значения, ряд сущностных функций современной ''храмовой ярмарки'' остались неизменными, основной из которых является социальная коммуникация. Ключевые слова: храмовая ярмарка, праздник, Китай, культура, традиции, Чуньцзе, календарь.

Одним из центральных событий традиционных китайских календарных праздников является проведение особого рода парковых или храмовых празднеств, которые собственно и воплощают идею праздника и радости по поводу начала нового цикла жизни. Современные праздники в Китае могут представлять порою грандиозные события, активно поддерживаемые городскими властями, как это, например, делается в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и других крупных городах. Социализация праздничного действия в больших городах произошла очень быстро, и сегодня, используя традиционную форму посещения храмов для новогоднего моления духам, городские жители в основном посвящают свое время еде, покупкам и наблюдениям за импровизированными спектаклями. Вместе с тем, в сельских местностях в провинциях Хэнань, Хэбэй и даже уездных центрах ключевым моментом посещения храма является обращение слов мольбы и благодарности к предкам.

Понятие мяо хуэй (храмовая ярмарка) дословно означает ''сбор людей на территории храма''. В современном языке мяо обычно переводится как ''храм'', ''кумирня'', хотя первоначально оно было связано практически с любым местом поклонения духам, в том числе с алтарем. Мяо хуэй можно перевести и как ''храмовый праздник'', и как ''храмовая ярмарка''. Оба названия правомерны и отра-

Захарова Мария Владимировна, к.и.н., начальник отдела ДИП МИД России. Тел. 8 (499) 244-27-79, e-mail: mariaz@rambler.ru.

жают суть явления, поскольку сочетают в себе как празднично-ритуальное событие, так и момент торгового обмена, также связанного с древней традицией "обмена дарами''. Как традиционные, так и современные храмовые ярмарки, храмовые праздники представляют собой сочетание ярмарки, зрелищ и массовых гуляний и посвящены календарному или религиозному празднику. При этом наличие храма как места проведения праздничной ярмарки необязательно. Сами же храмовые ярмарки могут проводиться в любом китайском храме, монастыре, у деревенской кумирни либо вне их пределов.

Проследить исток самого феномена храмового праздника достаточно сложно, поскольку под этим понятием могло подразумеваться в том числе и сезонное собрание общины внутри буддийского храма1. По одной из версий, по мере распространения буддизма в Китае и строительства буддийских храмов появился обычай в честь рождения Шакьямуни и его ухода в лучший мир устраивать в храмах праздники, куда приходили и торговцы. Это и послужило основой становления храмовых ярмарок или храмовых праздников.2 Таким образом, мяо хуэй можно перевести также как "ярмарка", "праздник", "базар" на территории храма или вне его; это понятие предполагает проведение в храме, монастыре или в любом другом месте обрядов поклонения духам, предкам, божествам с совмещением развлекательных мероприятий.

По другой версии возникновение храмовых ярмарок связано с обрядами жертвоприношений. "Во время эпохи Чжоу обряды жертвоприношений совершал правитель (ван). Обряды эти получили название ли шэ, ван шэ. Каждые 25 домов образовывали ли (деревня), которые сами могли приносить жертвы духам. Они получили название ли шэ или мин шэ (обряды жертвоприношений в деревне, деревенский алтарь). Обряды жертвоприношений и поклонений духам сопровождались музыкой и танцами. Сочетание обрядовой части и увеселительных мероприятий в едином действе явилось основой возникновения храмовых ярмарок, соединяющих культ с развлечением''.3

Существовало несколько основных типов подобных празднеств, а в каждом городе, уезде проводились свои храмовые ярмарки, самые значительные из которых были приурочены к календарным праздникам. Коллективное начало храмовых ярмарок сближает их с рынком, базаром, ярмаркой. В период Северных и Южных династий (420-589) храмовые ярмарки стали отождествляться с продажей, рынком. Окончательное становление мяо хуэй как ярмарки, сочетающей проведение обряда с праздничной торговлей и зрелищем, произошло в династию Тан4.

В Пекине самые ранние храмовые ярмарки относятся к периоду Ляо (9161127), а своего расцвета она достигли в династию Мин. В эпохи Юань и Мин в Пекине уже существовал обычай посещать храмовые праздники в период встречи традиционного нового года Чуньцзе. Примечательно, что обычно более половины всех присутствующих на подобном храмовом празднике составляли зеваки, треть — торговцы и только десять процентов — молящиеся и участвующие в религиозных обрядах.5 Можно сказать, что такое же соотношение сохранилось и в конце XX в.

Таким образом, храмовые ярмарки традиционно объединяли культы, обряды и религиозные верования с торговлей и зрелищами, характерными для календарных праздников. Главная особенность храмовых праздников на современном этапе заключается в том, что они перестали быть исключительно храмовыми. Если изначально ярмарка, продажа были лишь дополнением к обрядовым дейст-

вам, то в 80-90-х гг. XX в. самые массовые и крупные храмовые ярмарки стали проводиться в городских парках или в специально благоустроенных для этого местах. То, что речь идет именно о храмовых ярмарках мяо хуэй, доказывает время их проведения, форма организации, наличие традиционных зрелищ и традиционных товаров.

Храмовые ярмарки неоднородны по форме, цели, месту, периодичности проведения. Можно выделить четыре основных вида храмовых празднеств, хотя следует иметь в виду, что такое деление достаточно условно, так как подобная классификация никогда не была формализована.

Храмовые ярмарки, основу которых составляли религиозные обряды, проводились в каждый религиозный праздник или в день поклонения определенному духу. Посещающие в этот день храмовую ярмарку участвуют в службе, читают молитвы, обращенные к божеству. Зрелища, развлечения и торговля разворачиваются, как правило, вокруг храма и являются дополнением к обрядовой части. Их также называют сян хо (богослужение). Как правило, такие ярмарки проводились каждое новолуние и полнолуние месяца (то есть каждое первое и пятнадцатое число аграрного календаря).

Храмовые ярмарки, приуроченные к Чуньцзе, также носили название ю чунь мяо хуэй — весенние ярмарки. Их основу составляли народные гуляния, зрелища, развлечения. Богослужения и торговля дополняли народные гуляния. Проведение "весенних ярмарок'' начиналось с приходом Чуньцзе (первые дни первого месяца по аграрному календарю) и проводились вплоть до третьего месяца. В некоторых храмах "весенние ярмарки'' совпадали с местными религиозными праздниками. Так, в даосском храме Байюньгуань (Пекин) 19 числа первого месяца по аграрному календарю проводился праздник янь цзю цзе в честь канонизированного даоса Цю Чу-цзы (1148-1227 гг.).

В китайской литературе, в стихах и пословицах также можно встретить еще одно название подобных весенних храмовых ярмарок — чунь чан. В отечественной специальной литературе данное название переводится как "весенняя площадка''6. Принимая во внимание первоначальное значение этого термина правильно было бы переводить чунь чан как "весенние гуляния'', "весенние праздничные ярмарки''.

Торговые храмовые ярмарки отличала оживленная торговля, поэтому их также называли мяо ши. В отличие от религиозно-обрядовых и весенних ярмарок торговые ярмарки проводились не по установленным датам, а от случая к случаю. Они редко были связаны с обрядами, поклонениями божествам и жертвоприношениями. Исключение составляли боги и духи, покровители богатства и торговли, которым приносили богатые жертвы, зажигали курительные палочки, совершали обрядовые поклоны.

Храмовые ярмарки, проводимые вне храмов, обычно называют ши цзи (ярмарка, базар). Аналогом этого понятия в русском языке может быть "птичий рынок'' или "блошиный рынок'' в зависимости от специфики торговли. Одной из разновидностей внехрамовых ярмарок является хуа ши цзи — цветочный (или птичий) рынок.

Согласно статистке 1930 г., в Пекине насчитывалось 20 мест, где периодически проводились храмовые ярмарки, и 16 мест их проведения в окрестностях города. Пекинцы называют семь самых крупных и красочных храмовых ярмарок. Наиболее популярная из них проходила в Тудимяо (Храм Земли). По оживленности также выделяли храмовые ярмарки восточной и западной части города —

дун мяо и си мяо. В восточном районе наибольшей популярностью пользовалась ярмарка Лунфосы, а в западном — Хугосы7.

Исторически возникло деление храмовых ярмарок и по типу торговли. Выделяли храмовые ярмарки, которые проходили в местах, где были построены магазинчики и лавочки (цзо шан — стационарная торговля). Другой тип представляла ''передвижная торговля'' — син шан, когда перед началом ярмарки устанавливались переносные или временные прилавки. Также традиционно существовали торговцы с переносными лотками или коромыслами. К ним относились торговцы игрушками, мелкими повседневными товарами и предметами народного искусства (обереги, благопожелательные игрушки и т.д.). Они ходили от ярмарки к ярмарке, зазывали громкими криками людей посмотреть свой товар.

Расцвет культуры храмовых ярмарок в Пекине пришелся на период династии Мин. Провозглашение Пекина столицей империи привело к росту строительства в городе храмов. В те времена ''ежегодно с первого дня нового года в пекинских храмах Дачжунсы, Лунфосы, Юнхэгун, Хуансы и других открывались ярмарки. На них приезжали торговцы из разных мест. Повсюду было множество паломников и приезжих. Одни из них хотели заработать, другие помолиться о долголетии, некоторые отведать новогодние лакомства, а кто-то просто развлечься. На праздник приходили или всей

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком