научная статья по теме ХРАНИТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬА. С. ЛЯПУНОВА - МУЗЫКАНТ, БИБЛИОТЕКАРЬ, УЧЕНЫЙ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ХРАНИТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬА. С. ЛЯПУНОВА - МУЗЫКАНТ, БИБЛИОТЕКАРЬ, УЧЕНЫЙ»

ФЛОРЕНТИНА ПАНЧЕНКО, ТАМАРА СКВИРСКАЯ

исследователь

япунова - музыкант,

, ученый

СТАРЫЕ научные библиотеки Петербурга, собиравшиеся не одно столетие, хранят в своих фондах истинные богатства, относящиеся к культурному наследию человечества, в том числе уникальные материалы - рукописи оригинальных сочинений выдающихся деятелей науки и культуры. Бесценные сокровища музыкальной культуры хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Консерватории.

Первое в России профессиональное музыкальное учебное заведение - Санкт-Петербургская Консерватория была основана Русским музыкальным обществом в 1862 г. В первоначальный период существования консерватории в библиотеку передавали свои личные библиотеки основатель консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн, директор Михаил Павлович Азанчевский, инспектор консерватории Григорий Александрович Демидов, Михаил Юрьевич Виельгорский и многие другие. Важно отметить, что передаваемые консерватории материалы предполагали не только их практическое применение в обучении исполнительскому искусству, но представляли собой исторический и научный интерес: достаточно упомянуть архив парижского библиотекаря и музыковеда Гот-фрида-Энгельберта Андерса.

О том, как хранился, обрабатывался и учитывался поступающий в библиотеку материал в первые десятилетия существования консерватории, практически ничего не известно. Вплоть до 1930-х гг. рукописи композиторов и другие архивные материалы не были выделены в отдельный фонд и не имели своего хранителя. «Разработка рукописных фондов, начавшаяся лишь в послереволюционное время, велась эпизодически; система обработки и хранения материалов, принятая в то время <...>, привела к разобщению отдельных

фондов. Вследствие этого в настоящее время очень трудно установить как точную историю приобретения этих фондов, так и содержание их», а «отсутствие надлежащего интереса и заботы в течение ряда лет приводили к тому, что часть материалов распылялась в других отделах библиотеки, часть переходила в посторонние руки и учреждения». Так описывает состояние вверенного ей на хранение фонда первый руководитель Отдела рукописей библиотеки консерватории Анастасия Сергеевна Ляпунова.

Анастасия Сергеевна принадлежала к известному роду Ляпуновых, который во второй половине Х1Х-ХХ вв. подарил России выдающихся ученых, врачей и музыкантов. Ее прадед Михаил Васильевич Ляпунов был астрономом, дяди - академиками: Александр Михайлович Ляпунов - математик, механик и Борис Михайлович - филолог. Брат Анастасии Сергеевны - Юрий Сергеевич был историком античности, ученым секретарем Эрмитажа, сестра Ксения - сотрудница Эрмитажа, двоюродный брат Алексей Андреевич Ляпунов - математик, член-корреспондент Академии наук. Ляпуновы состояли в родстве с физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым, с профессором медицины Филатовым и академиками Дмитрием Петровичем и Владимиром Петровичем Филатовым, академиком Петром Леонидовичем Капицей, и др.

Анастасия Сергеевна Ляпунова (19031973) родилась в Петербурге в семье единственного музыканта в роду Ляпуновых - композитора Сергея Михайловича. Мать Анас-та сии Сер ге ев ны - Ев ге ния Платонов на Ля -пунова (урожденная Демидова) доводилась внучкой известному писателю, лексикографу, этнографу, составителю Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Далю. В молодости она училась в Московской

Первая заведующая рукописным отделом библиотеки СПб Консерватории разрабатывала

методику описания нотных рукописей и заложила основы его развивающихся направлений.

Тамара Закировна Сквирская, зав. Отделом рукописей Научной музыкальной библиотеки СПб гос. консерватории им. Н. А. Римского-

Корсакова, кандидат искусствоведения

Флорентина Викторовна Панченко, н. с. Отдела рукописей БАН, н. с. Отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки СПб гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения

Библиотечное ДТтЛ О

консерватории по классу вокала и делала большие успехи. Музыкальные данные, доставшиеся от родителей, музыкальная атмосфера, царившая в семье, определили выбор Анастасии Сергеевны: в 16 лет она поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, с которой связана значительная часть ее жизни. Здесь преподавал ее отец, он был профессором консерватории с 1910 по 1923 г., вел класс рояля, классы практического сочинения, контрапункта и фуги.

А. С. Ляпунова получила прекрасное образование, закончив два отделения и аспирантуру консерватории, защитив кандидатскую диссертацию. Однако годы учебы в консерватории были для Анастасии Сергеев ны дол ги ми и трудны ми, пол ны ми пе ре-живаний за судьбы близких ей людей, за соб ствен ную про фес си о наль ную судь бу. Этот период пришелся на самые тяжелые по сле ре во лю ци он ные годы, когда был на рушен привычный уклад жизни, погибали на войне родные, в стране царили разруха, голод и страх.

В консерватории А. С. Ляпунова обучалась игре на рояле в классе у своего отца Сергея Михайловича. 1922 г. для семьи Ляпу-но вых стал ро ковым. С фе в ра ля по июль длилось уголовное дело против С. М. Ляпунова по оказанию сопротивления властям при закрытии церкви консерватории, ктитором которой он был. В итоге Сергей Михайлович был осужден (условно) по «Петроградскому делу церковников», а через год выехал за границу, где скоропостижно скончался осенью 1924 г.1 Переживания Анастасии Сергеевны весной 1922 г. за отца были усугублены собственными проблемами: она переиграла руки и вынуждена была на время прекратить занятия. Этот кризис не прошел бесследно для начинающей пианистки. С отъездом Сергея Михайловича за границу Анастасия Сергеевна лишилась не только отца, но и педагога. Окончание Анастасией Сергеевной фортепианного отделения было также осложнено: ее новый педагог З. О. Шанда-ровская, бывшая ученица отца, в 1927 г. была внезапно уволена, и А. С. Ляпуновой пришлось ехать в Москву в качестве делегата от клас са с ходатай ством о вос ста нов ле нии Шандаровской на службе, которое было удовлетворено.2

Закончив консерваторию по классу рояля, Анастасия Сергеевна, тем не менее, не прекращает свое обучение. Уже весной 1927 г. она становится студенткой научно-музыкального отделения, причем с согласия Б. В. Асафьева ее зачисляют сразу на 2-й курс.3

Уже в годы учебы Ляпунова проявляла склонность к работе с источниками. Этому, безусловно, способствовали занятия с Б. В. Асафьевым, а также целый ряд музыкально-гуманитарных дисциплин, преподававшихся в консерватории, таких, как история музыкальной культуры, источниковедение, русская семейография, энциклопедия и др. В студенческие годы Анастасия Сергеевна начинает исследовательскую работу в архивах: она посещает Нижний Новгород (1929) для поиска в библиотеках и музеях материалов, связанных с М. А. Балакиревым.4

А. С. Ляпунова Впер вые све де ния о ра боте Ана ста сии Сергеевны в Библиотеке Ленинградской государственной консерватории появляются в документах 1925 г. В декларациях для определения платности или бесплатности учения, заполняемых ежегодно, подробно фиксировалось социальное происхождение, состав семьи, образование, а также формы участия в общественных организациях вуза. В такую декларацию 1925 г. Ляпунова включает работу в Красном Уголке и в Библиотеке ЛГК на общественных началах.5

С рукописями консерватории Анастасия Сергеевна начала работать в 1936 г. В эти же годы здесь работала и ее сестра Ольга, о чем свидетельствуют документы и подписанные ими каталожные карточки. Постоянная работа А. С. Ляпуновой в библиотеке консерватории началась, согласно документам архива, в 1937 году, а в ноябре 1938 года был официально создан Отдел рукописей как самостоятельное подразделение библиотеки, и Анастасия Сергеевна стала первой заведующей рукописным отделом.

Высокая ответственность Анастасии Сергеевны как хранителя и исследователя рукописей, ее серьезный интерес к архивным материалам, как к их исследованию, так и к черновой работе по их описанию, - имеет глубокие основания в ее воспитании и образовании. В семье С. М. Ляпунова хранился архив его наставника и друга М. А. Балакирева, перешедший к Ляпунову по завещанию Балакирева. Часть этого архива еще при жизни С. М. Ляпунова поступила в государственное хранилище Публичной Библиотеки, но значительную его часть передала в ГПБ сама Анастасия Сергеевна.

В консерватории Анастасия Сергеевна училась у выдающегося ученого Б. В. Асафьева, в деятельности которого большое место занимала работа с источниками. Асафьев был сотрудником Центральной Музыкальной Библиотеки и многие годы заведовал этим крупнейшим хранилищем, о работе в котором писал: «Работаю над систематизацией и описанием рукописей драгоценнейшего архива этой библиотеки (рукописи и редкие книги, издания русских опер и иностранных <...>) и над историей источников...».6 В числе необходимых публикаций Асафьев называл «материалы библиографического характера и в первую очередь составление списков, содержащих описание изданного и неизданного наследия русских композиторов...».1

Б. В. Асафьев делился со своей ученицей -заведующей Отдела рукописей Ляпуновой своим опытом не только исследователя рукописей, но и библиотекаря. Он принимал участие в составлении планов научной и издательской деятельности ОР консерватории. Вероятно, в тесном контакте разрабатывался сохранившийся в документации Отдела рукописей проект публикации «серии источников по русскому музыкальному прошлому», среди которых материалы ОР консерватории: письма о Глинке, письма Серова, письма Кюи к Балакиреву, материалы из Беляев-ского архива и др., а также библиографические описания рукописей Бородина, Мусоргского, Даргомыжского, Глинки, Глазунова, Чайковского, Бетховена, Моцарта. За недолгий срок ра бо ты в ОР кон сер ватории - около 2-х лет - Анастасия Сергеевна успела провести огромную работу и заложила основы всех направлений деятельности работы отдела, которые развиваются сейчас.

В делах ОР сохранились планы и отчеты о работе отдела, написанные Ляпуновой в 1939 и 1940 гг. В плане на 1939 г. значатся: ката ло ги за ция и ин вен та ри за ция музы -кальных рукописей, работа с читателями,

БшЪпотсчпос Д ЬЛО

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком