научная статья по теме ХРИСТИАНСТВО В БИРМЕ/МЬЯНМЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХРИСТИАНСТВО В БИРМЕ/МЬЯНМЕ»

ХРИСТИАНСТВО В БИРМЕ/МЬЯНМЕ

А.А. СИМОНИЯ

Кандидат экономических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Мьянма/Бирма, религия, христианство, католицизм, протестантизм (баптизм), буддизм,

Папа Римский, беатификация

Мьянма - буддистская страна, более 80% ее 51-миллионного населения - преимущественно бирманцы (мьянма, бама), исповедуют буддизм тхеравады, почти 8% - мусульмане, около 7% - христиане, остальное население - приверженцы индуизма, конфуцианства, анимизма и прочих религий1. Две трети бирманских христиан - протестанты (почти половина из них баптисты), одна треть исповедует католицизм. Христианство распространено, в основном, среди этнических меньшинств - каренов, ка-чинов, чинов и в меньшей степени - среди бирманцев.

Бирма/Мьянма с ее буддистским большинством населения всегда считалась относительно веротерпимой страной. В ней мирно сосуществовали представители разных религий. Конституция Республики Союз Мьянма закрепляет за гражданами страны право на свободу вероисповедания. На специально созданное еще в 1972 г. министерство по делам религии возложена обязанность обеспечить это право. Министерство обязано разрешать возникающие в стране межрелигиозные конфликты, осуществлять поддержку и покровительство всем религиям.

В стране отмечаются и транслируются по радио религиозные праздники основных конфессий. Руководство министерства регулярно посещает религиозные праздничные мероприятия. Традиционно, еще с колониальных времен, Рождество Христово -один из всеобщих любимых праздников. Особой популярностью он пользуется среди молодежи, городского населения, имущей и «продвинутой» прослойки горожан. В последние десятилетия он массово отмечается безо всякой религиозной подоплеки, как, впрочем, и во многих других странах. В качестве демонстрации толерантности в Мьянме любят показывать знаменитую площадь пагоды Суле в Янгоне, где соседствуют куль-

товые сооружения разных религий.

Тем не менее, полной свободы вероисповедания при военном режиме не было. Религиозная деятельность меньшинств находилась не только под пристальным наблюдением, но и становилась объектом запрета со стороны правительства. Большинство христиан составляют этнические группы горских народов, проживающих на периферии собственно Мьянмы - чины, качины, кайя, карены и др.

С момента обретения независимости (1948 г.) и по наши дни в стране тлеет гражданская война, продолжаются военные столкновения между армией и сепаратистски настроенными этническими вооруженными формированиями. Эти военные конфликты временно затухают после заключения очередных «соглашений о прекращении огня». Представители этих народов подвергались репрессиям со стороны военной хунты, особенно во время военных действий, в т.ч. и на религиозной почве.

В 2011-2014 гг. христиане Мьянмы отметили знаменательные даты - 500-летие Римско-католической церкви и 200-летие протестантизма в своей стране. Эта статья посвящена христианству Мьянмы, поэтому мы не будем затрагивать проблемы других конфессий и межрелигиозные конфликты2.

ДВУХСОТЛЕТИЕ БАПТИЗМА В БИРМЕ/МЬЯНМЕ

Первые протестантские проповедники появились в Бирме в 1807 г., но их миссия была кратковременной и не очень успешной. Баптизм, как одно из направлений протестантизма, был привнесен на бирманскую почву американскими миссионерами позднее. В 1813 г. в Рангун прибыл 25-летний американский миссионер Адонирам Джадсон (17881850) вместе со своей юной женой Энн. Супруги Джадсон стали первыми американскими миссионерами, пожелавшими трудиться за пределами Америки. Первые три года они посвятили изучению бирманского языка. Одновременно была начата работа над переводом Библии на бирманский язык, которая была завершена только в 1840 г.

Во время первой англо-бирманской войны (1824-1826) Джадсон, как и другие иностранцы, был арестован бирманскими властями и брошен в камеру смертников по обвинению в шпионаже. В тяжелейших условиях в ожидании казни он провел больше года и был освобожден из заключения только в ноябре 1825 г. для работы в качестве переводчика на переговорах с англичанами.

От голодной смерти во время заключения его удалось уберечь верной супруге с помощью под-

купа тюремной администрации. Энн Джадсон также сумела сохранить в тайнике единственную рукопись перевода Нового Завета, за которой охотились бирманские солдаты, чтобы уничтожить материалы миссии. Вскоре после освобождения супруга, в 1826 г., Энн Джадсон умерла от тропической лихорадки вместе со своей недавно родившейся дочерью. В США ее почитают как первую женщину-миссионера. Она потеряла в Бирме двоих детей в младенческом возрасте, и все свои переживания, семейные дела и дела христианской миссии описывала в своих дневниках и письмах домой. Эти документы, свидетельствующие о самоотверженной, полной лишений и трудностей жизни миссионерской семьи, были опубликованы после ее смерти и до сих пор переиздаются и переводятся на другие языки3. Своей короткой жизнью Энн Джадсон являла пример преданной жены, верной соратницы и самоотверженной помощницы.

После смерти горячо любимой жены А.Джадсон пытался заглушить горе работой, но боль не проходила. Через два года он стал сторониться людей и удалился в джунгли, построил там хижину и даже вырыл себе могилу в ожидании смерти. Но в отличие от некоторых других миссионеров, ему удалось в конце концов справиться с депрессией и вернуться к жизни и миссионерской деятельности. Он женился вторично на 30-летней вдове миссионера Саре Бродман, которая тоже не выдержала тяжких условий жизни и климата и через 10 лет тоже ушла в мир иной, оставив шестерых детей.

А.Джадсон провел в Бирме в общей сложности сорок лет, он потерял там двух жен и четверых детей, погибших от тропических болезней и тяжелейших условий жизни. В течение первых 12 лет Джадсону в Бирме удалось обратить в христианство всего 18 человек, и среди них оказался бывший вор и убийца, некий Ко Тха Бью. Джадсон купил его на невольничьем рынке, обратил в христианство и дал свободу. Этот обращенный разбойник стал пла-

к Ч 1 I

Я I )

менным евангелистом, и ему удалось обратить в христианство много своих соплеменников. Он вошел в историю как «апостол ка-ренов». Массовое крещение произошло именно среди этого народа Бирмы, и к 1850 г. насчитывалось уже более 10 тыс. членов баптистской церкви. Супругами Джадсон были предприняты и первые попытки христианизации сиамцев. Энн перевела на тайский язык катехизис, составленный ее мужем на бирманском языке. В 1880 г. Баптистская конвенция Бирмы послала трех про-поведников-каренов в каренские деревни в Таиланде.

Миссионер и просветитель А.Джадсон внес огромный вклад в развитие образования в Бирме, а также в развитие востоковедения и бирманистики, в частности, в Европе и США. Он стоит у истоков создания Рангунского университета, на территории которого находится баптистская церковь его имени, построенная в 1932 г. А.Джадсон - автор первого бирманско-английского словаря, по которому до сих пор изучают бирманский язык. Адонирам и Энн Джадсоны остались в памяти христианского Запада и Востока как первопроходцы баптистской миссии в Бирме. За полтора века она стала одной из крупнейших христианских общин Востока. День смерти А.Джадсона, 12 апреля, внесен в список Календаря святых Епископальной церкви США.

Другой известный американский баптистский миссионер

Миссионеры Адонирам и Энн Джадсоны.

Олаф Хансон, шведского происхождения, прибыл с супругой-соратницей в Качинское государство (штат Качин) на северо-востоке Бирмы в 1890 г. и провел там 27 лет. Он составил качинский алфавит, грамматику и первый Качинско-английский словарь (11 тыс. слов). Он также перевел Библию на качинский язык.

Основной целью проповеднической деятельности американских миссионеров-баптистов было обращение в христианство придерживавшихся анимистических верований национальных меньшинств. Наиболее интенсивно миссионерская работа проводилась среди каренов (с 1827 г.), чинов (с 1845 г.) и качинов (с 1876 г.). В 1865 г. созданные баптистские общины были объединены в Баптистскую конвенцию Бирмы. По вероучению, культу и церковному устройству Баптистская конвенция Бирмы/Мьянмы близка к американским баптистским церквам. В 1945 г. американские миссионеры передали свои полномочия местным церковным руководителям.

В настоящее время Баптистская конвенция Мьянмы, штаб-квартира которой находится в Янгоне, включает 16 баптистских организаций, действующих в разных областях страны. Три наиболее многочисленные - Каренская баптистская конвенция (создана в 1828 г.), Баптистская конвен-

ция чин-зоми (1899 г.) и Качин-ская баптистская конвенция (1876 г.) - включают 3/4 всех христиан-баптистов страны.

Остальные многочисленные организации, представляющие разные этносы по всей стране, во много раз меньше. Среди них: Союз бирманских баптистских церквей (1819 г.), к которой принадлежит немногочисленная группа крещеных бирманцев, Бирманская баптистская индийская конвенция (1829 г.), к которой относится небольшая группа тамилов и телугу, упоминавшаяся выше Джадсоновская баптистская церковь (1932 г.) на территории кампуса Янгонского университета с совсем малочисленным англоязычным приходом, и другие.

Существует также много мелких баптистских организаций в районах гомогенного проживания буддистов среди народов национальных меньшинств - шанов, ва, лаху, кая, монов и др. Баптистская община в Мьянме - одна из самых больших в Азии и одна из самых быстрорастущих баптистских конвенций в мире. В 1985 г. Баптистская церковь в Мьянме насчитывала 630 тыс. членов, в 2007 г. - 1,1 млн, в 2014 г. - свыше 1,5 млн человек, половина из них - карены, одна пятая - чины и одна шестая - качины4.

В декабре 2013 г. состоялось торжественное празднование 200-летия прибытия в Бирму первых американских миссионеров-баптистов. Четырехдневные торжества в Янгоне были посвящены памяти миссионера-просветителя А.Джадсона. В юбилейных мероприятиях приняли участие более 40 тыс. прихожан баптистской церкви. На церемонии открытия праздника выступали христиане-баптисты - представители качинов, чинов, каре-нов, каренни, монов, араканцев

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком