«Хроника Великой Отечественной войны востребована всегда»
Интервью О.А. Беляковой
мая на заседании коллегии Росархива коллективу Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) вручили памятную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» за «активное участие в патриотическом воспитании граждан и решение социально-экономических проблем ветеранов», а директору архива Н.А. Калантаровой объявили благодарность за «большой личный вклад в сохранение и приумножение культурного и исторического наследия России, долголетний добросовестный труд».
Сердечно поздравив награжденных, мы попросили их рассказать о том, что сделано и предстоит сделать архиву в связи с юбилеем Победы. Об этом заместитель главного редактора журнала Л.А. Кобелькова беседует с заместителем директора РГАКФД Ольгой Александровной Беляковой.
- РГАКФД традиционно славится внимательным и уважительным отношением к пользователям архивной информации, уделяя при этом особое внимание молодому поколению и ветеранам. Не считаясь со временем и затратами, архивисты проводят для них экскурсии, лекции, кинопоказы, знакомят с выставочными и издательскими проектами, приглашают на встречи с мастерами отечественной кинодокументалистики. Что особенного удалось сделать для россиян, отмечая 70-летие Победы в Великой Отечественной войне?
- Все кинофотодокументы по истории войны отражены в электронных каталогах, размещенных на сайте РГАКФД. Однако серьезная исследовательская работа по установлению авторов фронтовых киносъемок, фамилий участников событий Великой Отечественной войны продолжается. В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» архив активно пополняет своими документами сайт «Победа». Здесь уже размещены более 2500 фотографий и свыше четырех часов кинохроники военных лет. Для экскурсий в архиве подготовлены специальные программы: «Начало войны», «Оборона Москвы», «Блокадный Ленинград», «От Сталинграда до Победы», «Дети в годы войны», «Злодеяния фашистов» и др. Для ветеранов войны, обращающихся в архив, предусмотрены скидки до 50 % на копирование фотоснимков и кинокадров, а нередко им оказываются и вовсе бесплатные услуги. Архив - непременный участник тематических выставок и научных конференций, связанных с историей Второй мировой войны. В 2015 г. это международная научная конференция, посвященная жертвам нацизма, и выставка к 70-летию Победы (они проходили в Центральном музее Великой Отечественной войны). Хранимое документальное наследие целенаправленно популяризируется через готовящиеся к изданию фотоальбомы, что вызывает огромный интерес у широкого круга читателей. За последние годы вышли в свет фотоальбомы «В объективе война. 1941- 1945 гг.», «Военная летопись России, 1850-2000-е гг.», «Женщины на войне» и др.
20
t и
O.A. Белякова
- РГАКФД является одним из исполнителей утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. № 1-р плана основных мероприятий по подготовке и проведению в нашей стране торжеств в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне: ему поручено создание цифровых копий военной хроники. Почему для оцифровки богатого собрания архивных кинофотодокументов военных лет выбрали именно киносъемки?
- Хроника Великой Отечественной войны востребована всегда, а не только в дни юбилеев и праздников. Хранится она на кинопленке, что очень хорошо для ее сохранности, но сложно для использования. Основными заказчиками РГАКФД являются киностудии и телеканалы, которые в основном работают на эфир. Им требуются высококачественные копии с высоким разрешением и главное - быстро. Оцифрованное изображение позволяет оперативно копировать киносъемку в любом формате (HD, Betacam, DV, DVD). В дальнейшем архив мог бы сформировать базу данных, предоставив доступ к ней в удаленном режиме, а также выполнять заказы через Интернет.
- Какие киносъемки о войне могли бы войти в такую базу данных?
- В РГАКФД хранится свыше 2 тыс. названий (это более 3,5 тыс. ед. хр. и 800 тыс. м кинопленки) кинодокументов военных лет. Среди них 221 кинофильм и специальный выпуск, 402 номера киножурнала, 1462 кинолетописных сюжета. На протяжении пяти военных лет 257 кинооператоров и более 200 фотокорреспондентов в тяжелейших условиях снимали на пленку все происходившее на фронтах и в тылу. Каждый пятый из них погиб.
Наибольшей популярностью в годы войны пользовались киножурналы, поскольку это была оперативная информация, которую все ждали с нетерпением. Периодику Великой Отечественной представляют в РГАКФД «Союзкиножурнал» (253 номера за 1941-1944 г.), «Новости дня» (34 номера за 1944-1945 гг.), «Ленинградский киножурнал» (68 номеров за 1942-1944 гг.), «Пионерия» (46 номеров за 1941-1945 гг.), отдельные выпуски киножурнала «Советское искусство» и «СССР на экране».
Первым вышел на экраны 24 июня 1941 г. «Союзкиножурнал» № 58. В нем нет фронтовых съемок и только пять сюжетов: рабочие слушают выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 г., митинги на заводах «Серп и Молот», «Калибр», рассказ об известном русском летчике П.Н. Нестерове, первым в 1914 г. применившим воздушный таран. Первые вести с фронтов появились в № 66-67 «Союзкиножурнала» от 14 июля 1941 г.
В конце ноября 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, на экранах кинотеатров демонстрировался специальный выпуск «На защиту родной Москвы», все девять номеров которого хранятся в РГАКФД.
18 февраля 1942 г. на экраны вышел первый полнометражный документальный фильм о Великой Отечественной войне «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Л.В. Варламова и И.П. Копалина. Он демонстрировался во многих странах, а американская Академия искусств присудила ему первую премию, признав лучшим документальным фильмом 1942 г. Оригиналы фильма хранятся у нас. 13 июня 1942 г. 160 кинооператоров на фронтах и в тылу вели съемки, которые вошли в фильм «День войны» режиссера М.Я. Слуцкого. Все его восемь частей также есть в архиве.
В годы войны на экраны выходили кинопроизведения о героизме советских людей на фронте и в тылу. Это «Ленинград в борьбе» (1942 г., авторы: Р.Л. Кармен, И.И. Комаревцев, В.В. Соловьев); «Черноморцы» о защитниках Севастополя (1942 г., В.Н. Беляев); «Сталинград» об обороне города (1943 г., Л.В. Варламов и А.Г. Кузнецов, съемки 15 операторов); «Орловская битва» (1943 г. Р.Б. Гиков и Л.И. Степанова), в котором использована хроника, снятая 16 операторами, в том числе Р.Л. Карменом, М.Я. Посельским, И.С. Гутманом и др. Они хранятся в архиве, как и фильмы, посвященные освобождению многих советских территорий и европейских стран: «Освобождение Советской Белоруссии», «Битва за нашу Советскую Украину», «8-й удар», «Победа на юге», «Освобождение Варшавы», «Освобождение Вены», «Берлин», «Парад Победы».
- Вы назвали лишь некоторые хранимые архивом раритеты периода Великой Отечественной войны, но что конкретно решено оцифровать в 2015 г.? Известно, что на эту работу выделено 8 млн руб. из государственного бюджета.
- Для электронного копирования отобрана часть собранной в РГАКФД кинолетописи Великой Отечественной войны, которую мы сможем предложить широкой аудитории. Все перечисленные мною фильмы (их отобрано 55) и 155 номеров «Союзкиножурнала» 1941-1944 гг. будут оцифрованы благодаря финансовой поддержке федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».
- Очевидно, речь идет о наиболее востребованных кинопроизведениях периода войны?
- По ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» будет оцифрована пока только одна девятая часть кинодокументов периода войны. Несомненно, это наиболее востребованные материалы, но и среди остальных очень много ценных и популярных. Поэтому отбирать приходилось предельно жестко, руководствуясь главным образом техническими характеристиками, т.е. состоянием кинопленки. Она относится к 1940-м гг. и имеет дефекты, в частности усадку.
- Ольга Александровна, кто участвовал в экспертизе кинодокументов?
- Все кинодокументы, подлежащие оцифровке в этом году, давно отнесены экспертно-проверочной комиссией архива к категории особо ценных, поэтому дополнительной экспертизы не потребовалось. Документы просто дождались своего часа.
- С какими трудностями столкнулись архивисты при подготовке кинодокументов для копирования? Где, кем, на какой технике оно будет проводиться? Как организуете контроль качества цифровых копий?
- В первую очередь, у архива возникли трудности из-за отсутствия свободных площадей для размещения специалистов компании «Элар-Татарстан» (филиал корпорации ЭЛАР в Казани), которым предстоит оцифровывать кинодокументы в соответствии с государственным контрактом. Довольно долго решались вопросы не только предоставления им свободной комнаты в архиве, но и проверки технического состояния кинодокументов, обработки их на ультразвуковых машинах. Основательно прорабатывался весь порядок проведения работ по оцифровке кинодокументов с учетом контроля качества цифровых копий и всех мер безопасности и обеспечения сохранности ценных кинодокументов. В этом процессе будут заняты специалисты пяти отделов архива. Таким образом, федеральная целевая программа поможет не только донести кинокадры военной поры до массовой аудитории, но и не допустить утраты этих уникальных документов.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.