научная статья по теме ХУДОЖНИК МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА ЛЕОНИД БЛИНОВ Машиностроение

Текст научной статьи на тему «ХУДОЖНИК МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА ЛЕОНИД БЛИНОВ»

судостроение 12013 ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

К третьей сторонке обложки

ХУДОЖНИК МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА

ЛЕОНИД БЛИНОВ1

К. П. Губер, главный художник Центрального военно-морского музея, e-mail: info@navalmuseum.ru, И. Р. Рассол, инженер-кораблестроитель, канд. техн. наук _УДК 629502-81(091)

Леонид Демьянович Блинов (1867—1903) прожил недолгую жизнь, но оставил значительное художественное наследие. В Центральном военно-морском музее в результате многолетней коллекционной деятельности находится самое крупное в стране собрание его работ (более 120 единиц хранения), а среди них — около десяти холстов крупного формата, рассчитанных на размещение в дворцовых залах. Кроме того, собрание ЦВММ содержит рисунки художника, а также некоторые его документы и фотографии.

Л. Блинов родился в Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1878 г. одиннадцатилетнего Леонида, окончившего Куличское начальное народное училище, родители отправили в Санкт-Петербург, где он начинает работать в одной из живописных мастерских. В августе 1885 г. Блинов становится вольнослушателем Императорской Академии художеств по живописному отделению, но проучился лишь до весны 1886 г. Управляющий Морским министерством вице-адмирал И. А. Ше-стаков, собиравшийся совершить плавание на Дальний Восток на пароходе Добровольного флота «Москва», взял его с собой в качестве художника.

Первая остановка была на Черном море. В Севастополь накануне приближающихся торжеств, посвященных спуску на воду броненосца «Чесма», постройкой которого началось воссоздание Черноморского флота, прибыли император Александр III и члены императорской фамилии, которые разместились на пароходе «Москва». И. А. Шестаков представил молодого художника и его работы императору. Впоследствии Л. Д. Блинов вспоминал, что севастопольские этюды понравились императору и что это «очень его подбодрило».

После торжеств «Москва» отправилась на Дальний Восток. Пройдя Босфор и Суэцкий канал, пароход оказался в водах Индийского океана. Никакая стихия не могла прервать работу художника. Множество морских этюдов созданы в любую погоду и разное время суток.

Посетив Сингапур и Гонконг, «Москва» в конце июня прибыла во Владивосток. Последовали поездки по Хабаровскому и Уссурийскому краям, затем были Япония и Гавайские острова. В начале сентября прибыли в Сан-Франциско, где И. А. Шестаков съехал на берег. Блинов остался на «Москве», которая, пройдя Магеллановым проливом, направилась в Россию.

Кругосветное плавание закончилось в конце 1886 г. По его материалам Л. Д. Блинов создал несколько десятков картин. Картину «Новый флот» художник подарил Морскому музею.

Зимой 1887 г. Л. Д. Блинов продолжил занятия в Академии художеств. Через два года его вновь направили в дальнее плавание. В коллекции ЦВММ хранится много этюдов и рисунков карандашом, выполненных художником в разных местах Средиземноморья летом и осенью 1889 г. В следующий поход — к берегам Индии, Японии и Австра-

лии — Л. Д. Блинов отправился осенью 1891 г. На этот раз путешествие заняло почти год.

Эти плавания с их обширной географией дали обильный фактический материал — несколько сотен этюдов. Настойчиво и методично художник учился писать спокойное и штормовое море в любое время дня и ночи. Представление о сказанном передает собрание этюдов, хранящееся в ЦВММ: «Перед восходом солнца в Великом океане», «Восход солнца в Великом океане», «Утро в Великом океане», «Полдень в Великом океане», «Вечер в Великом океане», «Закат солнца в Великом океане», «После заката солнца в Великом океане».

Помимо сотен этюдов, выполненных в океане и восточных морях, он охотно писал виды берегов, порты российского Приморья и Японии, международные морские «перекрестки» Сингапур и Гонконг.

Постепенно менялась и живописная манера художника. В работах конца 80-х—начала 90-х годов она становится более зрелой. Художник смелее работает с цветом. Так, при написании этюда «Севастополь. Причал у яхт-клуба» (1887 г.) белила использованы только для изображения белоснежных корпусов парусных яхт, намеренно контрастирующих со значительно более темными водой и пейзажным фоном.

В конце июля—начале августа 1891 г. Л. Д. Блинов стал участником торжеств, связанных с дружественным визитом французской эскадры в Кронштадт. В ее состав входили новые броненосцы «Marengo» и «Marceau». Худож-

Пароход «Москва» на рейде в одном из портов Тихого океана. Этюд. 1887 г.

'По материалам РГАВМФ, ф. 26, 410, 417, РГИА, ф. 468, 789.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

СУДОСТРОЕНИЕ 1'2013

Рисунки Л. Д. Блинова. 90-е годы XIX века

ник, находясь на пароходе «Петербург», сделал несколько набросков, вылившихся позднее в полотно «Прибытие французской эскадры в Кронштадт», которое он подарил Кронштадтскому морскому собранию, а картину «Французская эскадра» преподнес командовавшему ею контр-адмиралу А. Жерве. Большая акварель на ту же тему под условным названием «Салют броненосца "Марсо"» («Marceau», флагман эскадры) долгие годы находилась в доме морского историка И. А. Быховского.

В 1886-1887 гг. Совет Академии художеств отметил малой и большой серебряными медалями работы художника. Позднюю осень, зиму и раннюю весну художник работал в классах Академии. С мая по сентябрь продолжались каникулы, на которые обычно выпадала очередная морская командировка. В 1893 г. Морское министерство направило Л. Д. Блинова в США на празднование 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом.

В начале апреля в Чесапикской бухте на восточном побережье Со-

единенных Штатов собрался солидный интернациональный флот из 35 вымпелов. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Н. И. Казна-ков. Вскоре корабли перешли к Нью-Йорку, где разворачивались основные события. Около двух недель длились балы, приемы на берегу и на кораблях, поездки по стране. Затем моряков принимали Филадельфия и Бостон. Американцы приурочили к празднествам открытие Всемирной выставки в Чикаго, где тоже побывали русские офицеры.

Блинов много работал, создав серию полотен, посвященных этим событиям. По впечатлениям от поездки русских моряков на Ниагару была написана картина «Ниагарский водопад». Два полотна «Эскадренный броненосец "Император Николай I"» и «Река Гудзон», созданные в тот период, хранятся в фондах ЦВММ.

После завершения празднеств часть русской эскадры под командованием контр-адмирала Ф. К. Авела-на направилась с визитом во Францию. В середине сентября 1893 г. она пришла в Тулон. Результатом пребывания Л. Д. Блинова во Франции стала его картина «Вход русской эскадры на Тулонский рейд», которую в 1898 г. приобрел Николай II, распорядившийся поместить ее в Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей), где она находится и в настоящее время.

В начале июня 1 894 г. Л. Д. Блинов окончил курс Академии художеств. В ноябре того же года его назначили художником Морского министерства с одновременным утверждением в чине губернского секретаря.

В январе 1895 г. он женился на уроженке города Ялты М. Д. Седовой. Супруга художника происходила из зажиточной семьи и владела двумя каменными домами в Алуп-ке, с которой оказалась связана последующая жизнь Л. Д. Блинова.

В июне 1895 г. Германия праздновала открытие Кильского канала, соединившего Северное море с Балтийским. Россия послала в Киль эскадру из трех кораблей под командованием контр-адмирала Н. И. Скрыд-лова. На флагманском броненосце «Император Александр II» в плавание пошел и художник Морского министерства Л. Д. Блинов.

СУДОСТРОЕНИЕ 12013 ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Торжества, на которых присутствовал германский император Вильгельм II, продолжались почти неделю, включая неизбежные смотры, парад, взаимные посещения кораблей, приемы и обеды. По этюдам, написанным во время этого похода, Блинов создал около десятка полотен, из которых три холста: «Английская и французская эскадры. 1895», «Военные корабли на море. Киль. 1895», «Немецкое море» находятся в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского в Феодосии. Картину «Выход яхты "Гогенцоллерн" из Кильского канала» приобрел император Николай II. В 1895 г. это полотно было отослано им в Берлин в качестве подарка императору Вильгельму II на день его рождения.

В 1896 г. художника пригласили на коронационные торжества в Москву. Известны две картины, написанные им по материалам московской поездки: «Иллюминация в Москве во время Священного Коронования Их Величеств» и «Москва с Воробьевых гор». Позднее Л. Д. Блинов был награжден серебряной медалью в память коронования, а также получил особый знак, учрежденный для художников, присутствовавших на коронационных торжествах.

С лета 1895 г. художник постоянно жил с семьей в Алупке. Здесь родились дети: сын Дмитрий, ставший впоследствии офицером советского флота, и дочери Ольга и Мария. Но художник не прекращал работы в море. На кораблях военного флота и коммерческих судах он уходил в плавания по Черному, Средиземно-

Рисунки Л. Д. Блинова

Смотр Балтийского флота на Транзундском рейде. 1896 г.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

СУДОСТРОЕНИЕ 1'2013

му и Балтийскому морям. О себе он написал впоследствии: «Весь земной шар я видел, насколько мог...». Вряд ли кто-либо из русских художников-маринистов плавал и видел больше, чем Леонид Блинов.

В этот период творческой лабораторией художника стал Севастополь, главная база и колыбель Черноморского флота. Здесь он написал полотно «Спуск на воду эскадренного броненосца "Чесма"», развив затем эту тему «корабельными портретами» броненосцев «Синоп», «Екатерина II» и крейсера «Память Меркурия».

«Портрет корабля» как жанр русской маринистики получил развитие во второй половине XIX века, и Л. Д. Блинов стал одним из видных мастеров этого жанра. Его кисти принадлежат изображения таких кораблей, как эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Император Александр II», крейсеры «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», «Рында», «Память Азова», «Рюрик», пароход «Москва», императорские яхты «Полярная звезда» и «Штандарт» и многие другие.

Среди этих работ выделяется картина «Императорская яхта "Полярная звезда"» (1890 г., коллекция ЦВММ). Картина была выс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком