научная статья по теме ХУЛИАН МАРИАС: РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ. К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ХУЛИАН МАРИАС: РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ. К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА»

КУЛЬТУРА

Н.С.Константинова

Хулиан Мариас: размышления о будущем

К столетию со дня рождения испанского философа

Статья посвящена творчеству выдающегося испанского философа XX в. — Хулиана Мариаса (1914—2005) и предваряет столетие со дня его рождения. В ней анализируются жизненный и творческий путь этого яркого мыслителя, взгляды и убеждения, которые он пронес через всю жизнь. Особое внимание уделяется размышлениям о будущем, пронизывающим все творческое наследие этого удивительного человека и ученого, чьи идеи сегодня звучат как никогда актуально.

Ключевые слова: Хулиан Мариас, испанская философия, творчество, глобализация, будущее.

Тема взаимоотношения традиций и глобализации на фоне современной испанской культуры не может быть освещена должным образом, если оставить в стороне такой обширный пласт духовной жизни Испании, как общественная мысль. А как только начинаешь размышлять об этом сюжете более углубленно, фигура Хулиана Мариаса становится знаковой, требуя особого внимания, причем сразу по нескольким причинам. Прежде всего, его жизнь и творчество исключительно репрезентативны в контексте вышеупомянутой темы, поскольку все, созданное им в рамках социальной философии, рассматривается через призму традиций. В то же время Мари-ас, как камертон, постоянно настроен на современность, на самую злобу дня, пытаясь уловить в ней едва различимые позывные будущего. Однако будущее для него всегда вопрос: что будет с тем, что было раньше, но продолжает присутствовать в нашей бытности? Кроме того, обращаясь к философскому наследию Мариаса, мы таким образом хотя бы частично восполняем наши представления об испанской философии прошлого столетия. При всем блеске и харизме таких ее представителей, как Мигель де Унамуно и Хосе Ортега-и-Гассет, она далеко ими не исчерпывается. И среди тех, кто не получил или недополучил заслуженного признания за пределами Испании, безусловно, одним из первых следует назвать именно Хулиана Мариаса.

Наталия Сергеевна Константинова — кандидат исторических наук, руководитель Центра культурологических исследований ИЛА РАН (natkonst@hotmail.com).

Х.Мариас создавал произведения в разные годы. Он легко «путешествовал» во времени — из ХХ в. в античность, из античности в ХХ! в., когда одной из главных парадигм мирового развития стала глобализация. И в этих виртуальных путешествиях неизменно присутствовал образ будущего.

Философ, социолог и эссеист Хулиан Мариас родился 17 июня 1914 г. в Вальядолиде. Когда ему было пять лет, семья переехала в Мадрид, где он получил среднее и высшее образование. Докторскую диссертацию Мариас защитил по философии и филологии в столичном Университете Комплутенсе. Его преподавателями были испанский философ, представитель христианского экзистенциализма Хавьер Субири и Ортега-и-Гассет, чьим лучшим учеником, а впоследствии другом он оставался на протяжении всей жизни.

С Ортегой Мариас познакомился в 1932 г., будучи студентом. Сама судьба свела их. Молодому человеку суждено было стать достойным продолжателем одного из величайших представителей философской мысли ХХ столетия, чью идею «жизненного разума» он значительно расширил и актуализировал. Другим вдохновителем творчества Мариаса был еще один его знаменитый соотечественник — Мигель де Унамуно.

Первые публикации начинающего мыслителя появились в 1934 г. в солидном журнале «Cruz y Raya». Тогда он уже активно занимался преподавательской деятельностью и много писал. С началом Гражданской войны у Мариаса, разделявшего антидиктаторские настроения, возникли трудности с публикацией своих произведений, а в 1939 г. по ложному обвинению он на три месяца попадает в тюрьму. После освобождения Мариасу запрещено заниматься преподаванием философии и филологии, и двери всех учебных заведений оказались для него закрыты. В 1941 г. все же удалось опубликовать первую крупную работу — «История философии». Затем последовали «Философия падре Гратри», «Мигель де Унамуно», многочисленные переводы древнегреческих и древнеримских классиков, антология «Тема человека».

Семь лет спустя в интеллектуальной жизни Испании происходит важное событие: Ортега-и-Гассет и Мариас основывают Институт гуманитарных наук. Однако уже в начале 50-х годов жизнь Мариаса круто меняется. В результате вето на занятие кафедры, которую Ортега-и-Гассет оставил вакантной, Мариас вынужден покинуть страну. На протяжении нескольких лет он работает в качестве приглашенного профессора в Калифорнии, в Гарвардском и Йельском университетах, а также в Пуэрто-Рико.

В 1964 г. Мариас, к этому времени уже получивший признание среди интеллектуалов у себя на родине, становится членом Испанской королевской академии. Впоследствии философ избирался в различные престижные международные организации: Американское общество испанистов, Международный институт философии, Папский совета по культуре и т.д.

15 июня 1977 г. король Хуан Карлос назначает Мариаса сенатором. Вскоре он становится заведующим кафедрой испанской философии имени Ортеги-и-Гассета в созданном в то время Национальном университете заочного образования. В конце 80-х были напечатаны три тома его мемуаров. В целом творческое наследие Мариаса насчитывает более 50-ти фундаментальных трудов, среди которых наибольший резонанс получили такие, как

уже упоминавшаяся «История философии», а также «Ортега и идея жизненного разума», «Экзистенциализм в Испании», «Возвращение Испании», «Профессия мыслителя», «Социальная справедливость и другие несправедливости», «Проблемы христианства», «Человеческое счастье», «Быть испанцем», «Течение времени». Одновременно в ведущих периодических изданиях страны выходят многочисленные критические статьи, огромное количество публицистики.

Произведения Мариаса переведены на английский, немецкий, французский, португальский, голландский, греческий и другие языки. Как справедливо отмечает испанский исследователь Анхель Лопес, «Ма-риас оставил обширное и глубокое творческое наследие, созданное не для эрудитов, а для обычного чело- Хулиан Мариас века, стремящегося быть личностью

в разумном обществе»1. Тем не менее он не отрекся от интеллектуализма. То, что он делал, стимулировало любого интеллектуально ориентированного человека подняться к вершинам его мысли, расширить свой жизненный горизонт.

Служение истине и глубокое проникновение в основополагающие идеи Ортеги и Унамуно, которым он посвятил немало собственных трудов, позволили Мариасу удивительно органично вписаться в испанскую философскую традицию и обогатить ее. Его наследие не только многожанрово и не просто объемно, оно безгранично по содержанию. Нет ни одной грани человеческого бытия, которая не нашла бы отражения в его произведениях. Внимательный читатель непременно найдет в них ответы на волнующие его проблемы или, по крайней мере, узнает, что думал по этому поводу испанский философ. Интеллектуальное погружение в самого себя использовалось Мариасом для осмысления экзистенциальных вопросов, связанных с жизнью и смертью, смыслом существования, с поиском выходов из пограничных ситуаций. Его волновали темы любви и счастья, правды и достоинства, ответственности и неравнодушия. Неслучайно его «История философии» выдержала 45 переизданий. Целые поколения интеллигенции выросли на этой книге, которая и до сих пор используется как учебник.

На протяжении всей своей долгой творческой жизни Мариас был апологетом концепции «жизненного разума»*. Однако ученик не столько безоговорочно следовал сформулированной его учителем идее, сколько после-

* Учение Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и разума, единства между «Я» человека и окружающим его миром обстоятельств.

довательно развивал ее. Он не любил оставлять вопросы «открытыми» и большое внимание уделял популяризации своих взглядов. Он чувствовал, что у него есть такое долженствование и к тому же был щедрым человеком, полностью отдававшим себя религии, семье и испанской нации. Рассуждая о самых отвлеченных предметах, Мариас неизменно говорил о самом себе, являя наглядный пример того, как жизнь человека, ищущего смысл жизни, сама обретает смысл. В результате сегодня трудно найти какое-либо серьезное исследование, изданное в Испании, — историческое, философское, социологическое, политологическое, литературоведческое — в котором не было бы хотя бы одной отсылки к трудам Мариаса.

Главным объектом внимания философа всегда оставалась человеческая личность, ее права и обязанности. Мариас не упускал случая подчеркнуть, что фундаментальные права человека постоянно нарушаются государством и теми, кого он называл «группами насилия», внутри которых принято рассматривать отдельную человеческую жизнь либо как нечто малозначительное и банальное, либо целиком подчиненное экономическим интересам меньшинства. Мыслитель неустанно защищал трансцендентную ценность каждой человеческой личности. И в этом проявлялась его глубочайшая религиозность (в христианстве, как известно, каждая человеческая личность — это прежде всего творение Бога, а, следовательно, она самоценна сама по себе).

Вместе с тем все без исключения исследователи творчества Мариаса пишут о нем как о философе, обеими ногами стоящем на земле. Он ни на минуту не порывал с миром повседневных проблем, с которыми сталкивается каждый, независимо от пола, возраста и социального положения. Но обращаясь к реальности этого мира, он лишь полнее осознавал, какую силу ему давала христианская вера.

Вся философия Мариаса ориентирована на защиту христианской культуры. Для него это животворный оазис современного мира, придающий полноту человеческому существованию. Еще Романо Гвардини утверждал, что деперсонифицированное существование перестает быть человеческим. В подобном случае человек мало чем отличается от животного или предмета. Мариас разделяет эту точку зрения. Христианство для него — антропология жизни и противовес тоталитарной антропологии, или иначе — культура жизни, противостоящая культуре смерти. Только христианство способно вывести человека из анонимности небытия, спасти от обезличения, придать трансцендентный смысл всему, что было создано в и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком