научная статья по теме И.И. МОЗЖУХИН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «И.И. МОЗЖУХИН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ»

лица и взгляды

И.И. Мозжухин: исторический портрет на фоне эпохи

Сергей Лазарев

В 2014 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Ивана Ильича Мозжухина, первого профессионального киноактёра России. Многие фильмы с его участием до сегодняшних дней не сохранились. Но в тех, что остались (порой без начала и конца, без титров и музыкального сопровождения), видно, каким талантливым, органичным и выразительным, глубоким и тонким актёром он был. Ещё при жизни многочисленные поклонники титуловали Мозжухина «королём экрана».

Время показывает, что интерес к «звёздам» немого кино у общественности и профессионалов не угасает1. Ещё при жизни Мозжухина о нём много писала отечественная и зарубежная пресса, преимущественно в восторженных тонах, как о первой «звезде» российского кино. В Советском Союзе отношение к актёру было противоречивым, ведь он являлся представителем враждебной, дореволюционной, декадентской культуры, а эмиграция и невозвращение не добавили ему политических дивидендов. Характерно отношение к российскому дореволюционному кинематографу В.И. Ленина, который ещё в 1907 г. говорил: «Кино до тех пор, пока оно находится в руках спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес»2. Не изменилось отношение вождя к представителям старой творческой интеллигенции и после Октябрьской революции 1917 г.3 Эта позиция была подхвачена советскими искусствоведами. В 1920-х гг. имя Мозжухина вызывало в советской периодической печати много споров, вплоть до неприятия. Например, редактор журнала «Кино-фот» А.М. Ган писал: «Мы воюем с психологическим кинематографом. Мы против построения картин на Мозжухиных и т.п. Против потому, что эти люди несут на экран театр и извращённость истерических обывателей 1914 года»4. Эти мотивы звучали и в советских работах послевоенных лет5.

И всё же Ленин признавал, что прогрессивные тенденции в российском дореволюционном кино имели место, и среди его пионеров встречались настоящие таланты6. Поэтому в работах советских исследователей дореволюционный кинематограф начал изображаться как некий «сплошной поток бульварщины и декадентской пошлости», над которым, как одинокие вершины, возвышались отдельные художники: режиссёры Е.Ф. Бауэр, В.Р. Гардин,

© 2015 г. С.Е. Лазарев

1 См.: ГращенковаИ.Н. Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа. Дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2007.

2 Цит. по: Русская кинематография // Кинословарь. Т. 2. М., 1970. Стб. 462.

3 Ленин В.И. ПСС. Т. 51. С. 48.

4 Ган А. Мы воюем // Кино-фот. 1922. № 3. С. 8.

5 Тюстин А.В. Непревзойдённый мастер немого кино // Знамя коммунизма. 1963. 19 сентября. № 111. С. 4.

6 См.: Русская кинематография. Стб. 462.

Я.А. Протазанов, актёр И.И. Мозжухин, оператор А.А. Левицкий и немногие другие. Произведения этих, действительно выдающихся, пионеров русского киноискусства отрывались от процесса развития кино, и значение их обычно сводилось к перенесению на экран достижений старших искусств (живописи, литературы, театра) и освоению некоторых элементарных средств киновыразительности (выбора планов, простейших монтажных сочетаний, выработки специальной техники актёрского исполнения)7.

Тем не менее долгое время упоминаний о великом соотечественнике, покинувшем родину в годы Гражданской войны, старательно избегали. Выступая в Доме кино в 1945 г., кинорежиссёр Я.А. Протазанов сказал: «Мне хочется, может быть, с запоздалой защитой, выступить за Мозжухина, о котором подчас говорили с иронической улыбкой. Это был, несомненно, очень большой актёр кино, самобытный и оригинальный мастер... Сделанное Мозжухиным нуждается не в запоздалой защите, а в исследовании»8. Такие исследования начались уже в период «оттепели» 1950-1960-х гг., когда возрождался интерес к «звёздам» немого кино9. «Мы плохо знаем дореволюционное русское кино и знаем о нём в основном только дурное, - отмечал искусствовед С.С. Гинзбург. -Почти все, кто писал о нём, начиная с 20-х годов, осуждали его решительно и бесповоротно... В этой суровой критике содержится только часть правды. И дореволюционное кино нуждается, на наш взгляд, не в осуждении, а в спокойном, объективном изучении. Молодые киноноваторы 20-х годов резко критиковали дореволюционное кино, потому что многие связанные с ним традиции мешали создавать новое, революционное киноискусство. Однако сейчас, когда это искусство победило окончательно и бесповоротно, борьба против дореволюционного кино утратила свою актуальность. Сейчас к дореволюционному кино можно и должно подойти непредвзято, чтобы понять его особенности, поставить его в связь с другими современными ему явлениями художественной культуры и с кинематографией зарубежных стран»10. Настоящий всплеск интереса к личности Мозжухина пришёлся на брежневские времена: вышла брошюра О.В. Якубовича11, краткие заметки на страницах периодической печати12. Отмечая большой вклад Мозжухина в киноискусство, биографы неизменно упоминали о том, что его жизнь закончилась на чужбине, в бедности и безвестности. В одном из последних советских энциклопедических словарей было, наконец, признано, что Мозжухин являлся «крупнейшим актёром русского дореволюционного кино», и фильмы с его участием отличались «психологической глубиной актёрской игры»13. В постсоветское время судьба Мозжухина описывалась главным образом в популярной литературе14. В большинстве современных работ признаётся, что Иван Ильич был «крупнейшим и самым

7 Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С. 267.

8 Селиванова Е. Забытые ленты // Ленинское слово (Кондоль). 1988. № 97, 13 августа. С. 4.

9 См.: СоболевР.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., 1961.

10 Гинзбург С.С. Указ. соч. С. 7-8.

11 Якубович О.В. И. Мозжухин. М., 1975.

12 СоболевP.П. Иван Мозжухин // Советский экран. 1974. № 9. С. 17;ХреновН. Судьба Ивана Мозжухина // Из истории кино. 1977. Вып. 10. С. 183-200; и др.

13 Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. С. 272, 337-338.

14 Зоркая Н.М. Иван Мозжухин. М., 1990; Сиротин О. Двойная звезда: Александр и Иван Мозжухины. Пенза, 2008.

популярным актёром отечественного немого экрана»15, хотя в некоторых изданиях и делается оговорка: «после Веры Холодной»16.

Таким образом, творческое наследие Мозжухина исследовано далеко не полностью. И хотя нет ни одного фундаментального исследования, монографии, обзора, анализирующего становление российского кинематографа в первой трети XX в., где не упоминалось бы имя Мозжухина, приходится констатировать, что соотечественники мало и поверхностно знакомы с его личной и творческой судьбой.

Иван Ильич Мозжухин родился 26 сентября 1889 г. в селе Сергиевское (Киселёвка, Сергиевка) Петровского уезда Саратовской губ. (ныне село Кон-доль Пензенской обл.)17. До отмены крепостного права Сергиевка принадлежала князьям Оболенским. Управляющим в их имении с середины XIX в. был Илья Иванович Мозжухин, сын крестьянина-вольноотпущенника, женившийся на дочери священника Рахили Ивановне. В их семье появилось четверо сыновей - Александр, Алексей, Константин и Иван. «Мы называли Илью Ивановича барином, - делился воспоминаниями односельчанин Ф.И. Осипов, - хотя знали, что он выходец из крестьян... Отец И.И. Мозжухина был умён, интеллигентен, потому и звали мы его "артистом жизни", а его детей - артистами сцены»18.

Иван после окончания осенью 1899 г. Сергиевской церковно-приходской школы поступил во 2-ю Пензенскую мужскую гимназию. В городе он жил самостоятельно, снимая комнату. Пенза считалась театральным городом, в котором бывали многие знаменитости и корифеи сцены. Кстати, именно 2-ю Пензенскую мужскую гимназию окончил в 1895 г. В.Э. Мейерхольд. В гимназии Мозжухин организовал театральный кружок, где выступал и как режиссёр, и как исполнитель ролей19. Большое влияние на увлечение Мозжухина театром оказал пример старшего брата Александра20, который был для него в течение всей жизни и наставником, и ближайшим другом.

В Пензе Мозжухин познакомился и с необычным аттракционом, называвшимся «синематограф». Первые демонстрации кино в России состоялись в 1896 г. в Москве, Санкт-Петербурге и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. В том же году были произведены и первые любительские киносъёмки. Кинематограф получил распространение чрезвычайно быстро, это был общий для всех стран «аттракционный период» в его развитии. До 1907 г.

15 Большая российская энциклопедия. Т. 20. М., 2012. С. 616-617.

16 Самые знаменитые артисты России / Авт.-сост. С.В. Истомин. М., 2000. С. 66.

17 Государственный архив Пензенской области, ф. 182, оп. 9, д. 81, л. 319 об.-320.

18 Ильина А. Возвратился из небытия // Ленинское слово. 1989. № 118, 1 октября. С. 4.

19 Тюстин А.В. Непревзойдённый мастер немого кино. С. 4.

20 Александр Ильич Мозжухин (1878-1952), российский певец (бас). В 1900 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, учился игре на скрипке в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. Выступал на провинциальной оперной сцене, затем в Москве (в том числе в Большом театре и в Оперном театре С.И. Зимина), в 1912-1916 гг. солист Театра музыкальной драмы в Санкт-Петербурге, затем гастролировал в Одессе, Киеве, Екатеринбурге, Тифлисе, Баку. В 1922 г. в Петрограде организовал концертный Кружок друзей камерной музыки. В 1924-1925 гг. гастролировал в Китае и Японии. В 1925 г. выехал на гастроли, в СССР не вернулся, с 1926 г. жил главным образом в Париже, но сохранил советское гражданство. С успехом пел (всегда только на русском языке) на сценах Парижа, Барселоны, Вены, Лондона, Мадрида. Праги. В июне 1941 г. немецкими оккупационными властями заключён в концлагерь близ Компьена, в сентябре того же года вернулся в Париж, где продолжил выступления. Последний концерт состоялся 5 июля 1950 г. (Большая российская энциклопеция. Т. 20. С. 616).

фильмы в Россию завозились главным образом из Франции, а также Англии, Германии, Италии. Во многих русских городах открывались стационарные кинотеатры, утверждался отечественный кинопрокат. Наряду с верноподданической

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком