научная статья по теме «И НЕ КОНЧИТСЯ НИКАК ВЕК…»: ОБРАЗЫ БИБЛИОТЕК И БИБЛИОТЕКАРЕЙ НА ЭКРАНЕ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI В. ЧАСТЬ 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему ««И НЕ КОНЧИТСЯ НИКАК ВЕК…»: ОБРАЗЫ БИБЛИОТЕК И БИБЛИОТЕКАРЕЙ НА ЭКРАНЕ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI В. ЧАСТЬ 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА»

МИХАИЛ МАТВЕЕВ

«И не кончится никак век...»

ы библиотек и библиотекарей на экране

в конце ХХ — начале XXI в.*

Часть 1. Постановка вопроса

ЭТОЙ проблемы касались и зарубежные, и отечественные специалисты, причём ближе к концу ХХ в. сложилось даже отдельное «направление размышлений», которое можно определить как раздумья о том, изменился ли образ библиотекаря в кино и способен ли он измениться вообще.

Общая позиция зарубежных исследователей достаточно пессимистична: несмотря на некоторые положительные изменения в 1990-х гг. и в начале XXI в., соответствующие экранные образы продолжают оставаться либо невыразительными, либо непривлекательными, либо, в лучшем случае, причудливыми.

Некоторые специалисты, как, например, Б. Мак-Дональд, отмечают тот факт, что фильмы первой половины ХХ в. содержали не так уж и мало положительных образов библиотекарей, но во второй половине ХХ в. позитивный имидж профессии «был быстро и эффективно раздавлен телевизионной массовой культурой».1 По мнению Р. и Б. Тевисов — авторов монографии «The Image of Librarians in Cinema, 1917-1999», принципиальных «подвижек» за весь ХХ в. так и не произошло: «Увы, но каждый любитель кино из любого поколения, жившего в ХХ в., непременно бы опознал библиотекаря в любой картине, выпущенной в любой год данного столетия».1 При этом в рассуждениях данных авторов присутствует даже горькая ирония: если библиотекари в фильмах конца ХХ в. и кажутся более яркими и нарядными, то дело заключается не в них самих, а в улучшившемся качестве изображения.

Похожий пессимизм можно обнаружить и у других исследователей: «Для широкой публики "библиотекарь" — вполне узнаваемый "ярлык" причём содержание этого образа совсем не такое, каким его хотят видеть сами библиотекари...

Библиотекарь на экране в основном выполняет текущие запросы и выглядит простым исполнителем. Он появляется в кадре лишь потому, что кому-то понадобилась библиотечная книга.

Голливуд совершенно не представляет, что же такое библиотечная профессия. Но это же можно сказать и о широкой публике: достаточно показать некую личность в библиотеке или даже одного человека со стопкой книг, чтобы зрители тут же определили его как библиотекаря».3 Отсюда следует немаловажный вывод: «Пытаться изменить образ можно лишь тогда, когда есть твёрдая уверенность, что он будет понят надлежащим образом».4

Что касается распространённых образов библиотечных работников, то они за весь ХХ в. претерпели очень мало изменений: «Библиотекарши на экране обычно жеманны, зажаты, страдают множеством комплексов... Некоторые из них никогда не бывали замужем.

Женщины-библиотекари редко бывают привлекательными, даже если их играют звёзды кино. Если библиотекарша одевается чуть покрасивее, чем это следует из известного стереотипа, её знакомый неизменно отмечает: "А ты не похожа на библиотекаря!"...

* Статья продолжает цикл, начатый автором ещё в 2003 г.

Одной из болезненных проблем, связанных с восприятием библиотек и библиотекарей обществом, является то, как библиотечная профессия изображается на экране, в особенности в художественных фильмах и сериалах.

Михаил Юрьевич Матвеев, старший научный сотрудник отдела истории библиотечного дела РНБ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

-i29#

#11 [87] *1008 );ía|Ííá

Мужчины-библиотекари обычно суетливые, нервные и робкие... Их положительные черты напоминают женские: они мягкие, человечные, интелли-

|ет ТОМУ 1Еу&С*ЧМЛСС1Е СИШЫС *МАГЧС СНЕМ идо (ЮЖ1Е и ежи ЛлГ .млклгик гп\ \tiNf;

А К

м ¿Ы.1

гентные..., хотя интеллектуальность у мужчин нередко переходит в эксцентричность».5

«Мужчина-библиотекарь часто выглядит как непослушный и капризный ребёнок, который не хочет отправляться в кроватку. Обычно он появляется в полицейских триллерах или детективных историях и тут же может быть опознан зрителями по дико всклокоченным волосам, чрезвычайно толстым линзам очков и старомодному сюртуку или потёртому кардига-ну».6

Согласно данным Б. Л. Хелмс, библиотекари на экране (с учётом сценария, возраста актёров и других критериев) имеют следующий возраст: до 30 лет - 33%, 30-50 лет - 47%, более 50 -20%. Большинство изображаемых действительно являются старыми девами, хотя характеры у них разные. В то же время библиотекарь (и мужчина, и женщина), если он ещё достаточно молод, к концу фильма редко остаётся одиноким.7 Из стереотипных черт главными «атрибутами» являются очки (в 50% случаев) и узел волос на затылке (30%), а у мужчин ещё добавляется лысина (40%). Главным недостатком в изображении библиотекарей на экране является то, что в фильмах показывается только какая-то одна функция библиотекаря, а две-три функции - уже большая редкость.8

Попытки сделать определённые обобщения и заглянуть в будущее также не добавляют оптимизма: «История негативных изображений библиотекарей в массовой культуре вообще очень длинная. Мы определяемся создателями книг и фильмов как:

• убийственно-опасные («Имя Розы»);

• головокружительно-сексапильные («Мумия»);

• абсурдные (возглас "У-ук!" орангутанга-библиотекаря из некоторых романов Терри Пратчетта намертво засел в памяти);

• бесполезные и неэффективные (едва ли не в каждой рекламе, телешоу и кинофильме, в которых показываются библиотекари).

Конечно, из всякого правила возможны исключения. Но, вообще-то говоря, если вы видите в кинофильме здание библиотеки, вы уже точно знаете, что сейчас появится женщина средних лет — этакое перекошенное "чудо в перьях", как это показано в известном

фильме "Охотники за привидениями", когда карточный каталог атакуется призраками.

Если будущие политические деятели, деканы факультетов и прочие менеджеры будут и дальше содержаться на "диете" популярных фильмов и телешоу, которые никогда реалистично не изобразят работу библиотекаря, то ни один из них не оценит наши профессиональные навыки и знания, вполне достаточные для того, чтобы "остаться в деле" и выжить в окружающем мире».9

Таким образом, несмотря на некоторые улучшения во внешнем виде и характере библиотекарей в фильмах конца ХХ в., изображение самой профессии продолжает оставаться неизменным -унылым, скучным и непривлекательным. Что же касается информационных технологий, то они не показываются

как нечто необходимое в работе библиотекаря, а сами компьютеры являются только «деталями интерьера».10

Из сравнительно оптимистичных работ последних лет, основанных на данных социологических опросов, следует отметить диссертационное исследование А. Сарканен11, посвящённое тому, как именно реагирует широкая публика на стереотипные образы библиотекарей из фильмов, книг и прессы. По мнению данного исследователя, существующие в масс-медиа негативные стереотипы не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на население, за исключением разве что самих библиотекарей, которым присущ синдром «профессиональной тревожности».12 Общие выводы А. Сарканен сводятся к следующему:

1 Бороться с существующими в прессе, художественной литературе и фильмах стереотипами совершенно бессмысленно - они будут и дальше «увековечиваться» в различных источниках. В совокупности они создают самый настоящий независимый имидж, поскольку не учитывают не только работу реальных библиотек, но даже и общественное мнение. Однако именно в этом и заключается слабость расхожих представлений о библиотеках - всерьёз их принимает далеко не каждый человек, и тем более не каждый активный чита-тель.13

2 Негативных отзывов о библиотекарях опрошенные (несколько сот человек, преимущественно читатели Центральной библиотеки Шеффилда) не дали; они ассоциировали их с полезными и дружелюбными специалистами.14

130^-

^ЬЙ #21 [87] *2008

3 Большинство опрошенных вообще не смогли вспомнить никаких образов из художественной литературы и фильмов, аргументируя это общей «незаметностью» библиотечной профессии, её нефотогеничностью, сложностью определения того, чем вообще занимается библиотекарь, преобладанием плохо запоминающихся эпизодических описаний и др. Даже вспоминая о наиболее ярких образах типа «Баффи — Истребитель-ницы вампиров» или «Мумии», респон-

денты отмечали, что должность библиотекаря в подобных фильмах — лишь прикрытие для более интересной и увлекательной работы.15

4 На суждения о библиотеках гораздо большее влияние оказывают сложившиеся с детства установки, чем современные блокбастеры. Существующие на экране стереотипы не поражают людей — скорее, они поражаются, если кто-либо из знакомых им библиотекарей защищает докторскую диссерта-цию.16

Заметим, однако, что не все утверждения данного исследователя представляются бесспорными, и связано это не только с небольшой выборкой опрошенных и расхождением во мнениях о влиянии масс-медиа с большинством других исследователей. Прежде всего, обращает на себя внимание двусмысленность некоторых выявленных фактов. Так, в том, что большинство опрошенных не смогли вспомнить никаких художественных образов, ничего уте-

шительного для библиотекарей нет: их профессия продолжает оставаться незаметной и игнорируемой обществом. Что же касается тех образов, которые всё же были упомянуты, то они в лучшем случае являются неоднозначными (если не сказать — одиозными), а в худшем — негативными. Из фильмов чаще всего упоминались «Охотники за привидениями», «Баффи — Истребительница вампиров», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Мумия», «Эта замечательная жизнь», «В игре только двое», а также «Имя Розы» и «Код да Винчи» (книга и фильм). Из книг — серия «Плоский мир» Т. Пратчетта, «Жена путешественника во времени» О. Ниф-фенеггер, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, мемуары Дж. Казановы и т. д. Вызывают сомнения и надежды на сохранившиеся с детства установки, тем более что с течением времени масс-медиа приобретают всё большую власть над умами людей. И, наконец, трудно согласиться с утверждениями о том, что СМИ диктуют людям только темы для размышления, а не готовые мысли по этим темам, и что не запомнившийся образ ни коим образом не влияет на позицию человека.17

Отечественные исследователи в вопросе о содержании современных фильмов занимают довольно оптимистичную позицию, которая, вп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком