научная статья по теме И ТОТЧАС ПРОЗРЕЛИ ГЛАЗА ИХ… ПОСТИГАЯ АЗЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «И ТОТЧАС ПРОЗРЕЛИ ГЛАЗА ИХ… ПОСТИГАЯ АЗЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ИЛЬЯ БРУШТЕИН

И тотчас прозрели глаза их...

Постигая азы православной культуры

С конца восьмидесятых годов при Санкт-Петербургской Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих действует читательский православный клуб «Азы духовной культуры». Автор встретился с создателем и руководителем клуба, заведующей тифлологи-ческим отделом библиотеки Л. А. Высоцкой, а также многолетними участниками общественного объединения.

Каким образом религия

может способствовать делу реабилитации инвалидов по зрению? Нужно ли специализированным учреждениям, созданным для помощи незрячим и слабовидящим людям, обращаться к теме духовной жизни?

Особые отношения с читателями

Любовь Алексеевна Высоцкая работает в библиотеке для слепых и слабовидящих с 1977 года. «В нашей организации действует восемь филиалов, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга, а также в Лужском, Волховском и Гатчинском районах Ленинградской области, — рассказывает Любовь Алексеевна во время нашей беседы за чашкой чая. — Для каждого библиотекаря, если он хочет достойно выполнять свою работу, важно поддерживать тесный, интенсивный контакт с читателями, быть для них другом и советчиком. Но именно в специализированных библиотеках часто возникают особые отношения между сотрудниками и читателями. Мы являемся не только культурно-просветительским, но и реабилитационным учреждением».

С 1977 по 1987 г. Л. А. Высоцкая возглавляла филиал учреждения на учебно-производственном предприятии (УПП) №5 Всероссийского общества слепых (ВОС). «В советское время предприятия ВОС были более крупными. Они давали работу гораздо большему числу инвалидов по зрению... Но и сегодня у нас функционируют филиалы, расположенные непосредственно в производственных корпусах. Такого

"сервиса"нет на обычных фирмах, фабриках и заводах, но наша библиотека и Общество слепых его предоставляют», — отмечает Л. А. Высоцкая.

Любовь Алексеевна считает большой удачей, что первые десять лет в библиотеке ей довелось поработать именно в производственном филиале: «Мои читатели одновременно были моими коллегами и товарищами. С некоторыми из них мы виделись практически каждый день. Люди приходили в библиотеку и во время обеденного перерыва, и после работы... У нас действовало литературное объединение. Конечно, мы обсуждали не только прочитанные книги, но и производственную жизнь предприятия, и частные вопросы».

Моя собеседница говорит, что тесный контакт с незрячими и слабовидящими людьми способствовал и её собственному духовному становлению: «Меня восхищало мужество, стойкость наших читателей, стремление работать, несмотря на тяжёлый недуг».

Духовная поддержка читателей — одна из задач библиотеки

В 1987 г. Л. А. Высоцкой предложили продолжить работу в центральном здании библиотеки, расположенном по адресу: ул. Шамшева, д. 8. Перед ней была поставлена задача создать тифлологи-ческий отдел. Именно в этом подразделении хранятся редкие, имеющие особую историческую ценность, книги, в том числе изданные в девятнадцатом веке. Также тифлологический отдел отвечает за взаимодействие с учёными и другими специалистами, занимающимися реабилитацией инвалидов по зрению.

1 28

Д Л О #13 [247] 2015

Наряду с работой в тифлологиче-ском отделе энергичный библиотекарь стала задумываться о создании православного читательского объединения. «Это было советское время, но вместе

комство с основами православной культуры может быть интересно и полезно для людей всех национальностей и вероисповеданий, живущих в нашей стране и стремящихся глубже её понять».

Любовь Алексеевна достаёт из шкафа рельефно-точечную книгу: «Это "Евангелие от Иоанна" переписанное под диктовку в восьмидесятые годы одним из наших незрячих читателей... В конце восьмидесятых годов для меня

Л. А. Высоцкая с тактильной иконой Божией Матери Умиление

с тем отношение государства к религии уже начало меняться. В 1988 году страна торжественно отметила Тысячелетие Крещения Руси. В нашей библиотеке имелась духовная литература, в том числе и напечатанная рельефно-точечным шрифтом, хотя её и было недостаточно.», — делится воспоминаниями Л. А. Высоцкая.

Любовь Алексеевна считает, что оказание духовной поддержки читателям является одной из задач специализированной библиотеки для инвалидов по зрению. «Разумеется, наша библиотека — это светское учреждение. И она в любом случае должна сохранять свой светский характер, — подчёркивает хранительница книжных богатств. — Но с другой стороны, мы не должны забывать о духовных запросах наших читателей».

Обращение к Православной Вере может помочь людям справиться с тяжёлой жизненной ситуацией, обусловленной слепотой и слабовидением, убеждена Л. А. Высоцкая. Клуб «Азы духовной культуры» обращён не только к православным: «История России, история русской культуры, русской литературы неотделима от истории Православной Церкви. Поэтому зна-

Евангелие от Иоанна, написанное по Брайлю

стало очевидно, что значительная часть наших читателей тянется к духовным текстам, интересуется жизнью православной общины. Поэтому мы и создали в библиотеке православный читательский клуб, чтобы помогать друг другу в деле духовного просвещения».

Зажги в себе свечу!

В активе клуба «Азы духовной культуры» более ста незрячих и слабовидящих читателей библиотеки. Есть здесь и люди, не имеющие проблем со зрением. Обычно члены клуба собираются два раза в месяц. Почти на каждую встречу приглашаются гости — священнослужители и миряне Русской Православной Церкви. «У нас сложились добрые отношения со многими священнослужителями Санкт-Петербургской митрополии. Нельзя, например, не рассказать о встречах членов клуба с удивительным человеком — протоиереем, о. Сергием (Филимоновым). Он является не только авторитетным священнослужителем, но и врачом-отоларингологом, доктором медицинских наук, профессором Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. П. Павлова. Отец Сергий также возглавляет Общество православных врачей Санкт-Петербурга. Он способен каждому человеку показать путь и к физическому, и к духовному здоровью».

Ещё одна яркая встреча — посещение библиотеки историком и писателем, человеком легендарной судьбы И. Д. Ильиным. Будучи мальчишкой, он пережил блокаду Ленинграда, в качестве «сына полка» принимал участие в боях за освобождение родного города. Иван Дмитриевич не только представил читателям свою автобиографическую книгу «Дорога, длиною в жизнь», но и прочёл лекцию о жизни и подвигах Святого благоверного князя Александра Невского.

Зная, что предстоит встреча с инвалидами по зрению, Иван Дмитриевич решил принести с собой особые «реквизиты», иллюстрирующие эпоху, в которой жил русский князь, причисленный к лику святых. Члены клуба с помощью кончиков пальцев смогли познакомиться с княжеской кольчугой, латами, шлемом, щитом, мечом... Разумеется, это были не подлинные средневековые предметы, а муляжи, созданные в наше время, но они доставили огромную радость незрячим и слабовидящим читателям.

Цикл занятий об иконописи для членов клуба провёл учёный-богослов и художник, автор многочисленных книг на эту тему, преподаватель иконологии Санкт-Петербургских епархиально-бо-гословских курсов Сергей Владимирович Алексеев. Этот человек регулярно выступает на христианском радио «Мария» и православном радио «Град Петров». Он также читает лекции по иконописи для студентов отделения древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории и во многих других аудиториях.

«Господь послал нам Сергея Владимировича, чтобы он познакомил с иконописью людей, многие из которых икон никогда не видели и не смогут их увидеть, — рассказывает Л. А. Высоцкая. — Он блестяще справился с этой задачей! Значительная часть икон недоступна для восприятия инвалидами по зрению, но, как и всем верующим, им важно понять значение и место иконы в православном храме».

Впрочем, нельзя сказать, что для незрячих людей полностью недоступен мир иконописи. Все заседания клуба сопровождают тактильные иконы. Они были подарены библиотеке. И эти да- Ц

-ълж

#13 [247] 2015 Д Л О ^¡р

ры поистине бесценны для верующих людей! В Санкт-Петербурге действует творческая мастерская «Наследие», которую возглавляет художник-иконописец Александр Софинский. Там создаются рельефные иконы из дерева. Кроме того представлены глиняные иконы нижегородского мастера Романа Батурина.

«Многие заседания клуба надолго остаются в памяти у всех участников, — рассказывает Л. А. Высоцкая. — Я с радостью вспоминаю трогательное выступление в библиотеке детского хора петербургского Князь-Владимирского собора. Когда чистые детские голоса славят Господа — это особое событие! Невозможно забыть общение с иеромонахом Александра-Невской лавры о. Иннокентием (Виноградовым). Он долгие годы опекал наш клуб, будучи семинаристом. У многих членов клуба врезалось в память выступление православного поэта из города Тосно Ленинградской области, секретаря правления Союза писателей России Николая Дмитриевича Рачкова. Его стихи трудно забыть, например, такие строки: "И в небесах гремят грома, // И я одно шепчу: // Бог — это свет. // Да сгинет тьма!//Зажги в себе свечу!"».

У Бога в огороде

Мне довелось побывать на одном из мероприятий клуба. Кинодокументалист Дарья Завьялова представляла свой фильм «У Бога в огороде». Этот фильм петербурженка создала в содружестве со своим коллегой Алексеем Сизовым. Их работа была показана на федеральном православном телеканале «Союз». Фильм состоит из восьми частей, семь из них повествуют о семи православных приходах, расположенных в деревнях и районных центрах Ярославской области, а восьмая часть — обзорная. В ней своими мыслями делятся со зрителем сами кинодокументалисты.

Одна из «глав» документального киноповествования посвящена человеку, более десяти лет назад полностью потерявшему зрение. Речь идёт об о. Владимире Сереброве из ярославского районного центра Данилова. Ему 83 года, из них 57 лет он пребывает в духовном сане, являясь одним из старейших священнослужителей Ярославской митрополии. В течение многих лет отец Влади-

мир был настоятелем Храма

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком