научная статья по теме ИДЕИ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА И СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «ИДЕИ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА И СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

УДК: 796.032

ИДЕИ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА

и современное олимпийское движение

Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

IDEAS OF PIERRE DE COUBERTIN AND MODERN OLYMPIC MOVEMENT

V.I. Stolyarov, professor, Dr.Phil. Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPhC), Moscow Key words: Coubertin's ideas, Olympic movement, Olympism, concept of modern Olympism. Ahead of the Olympic games in Sochi -2014 we need to apply the ideas of Pierre de Coubertin, who, as noted in the Olympic charter, invented the «concept of modern Olympism». It is important to understand the guidelines of this concept and realize if its value is preserved nowadays and how relevant it is.

This was inspired by a number of other reasons.

The aim of the study was to allocate the guidelines of the concept of Olympism of Pierre de Coubertin and prove the statement on the importance of his ideas in relation to the current situation in the Olympic movement. Proceeding from the above, the concept of modern Olympism having been designed by Coubertin can be estimated as a science-based socio-educational project with expressed humanistic orientation, which is of great sociocultural value at present. All the above does not mean that Coubertin designed the ideal concept of the modern Olympism and that it is impossible to find statutes that deserve the critical attitude. It is, for example, exaggeration of the role of education and training in solution of social issues, taking into account the influence of only subjective factors on the social significance of sport, the negative attitude to women's participation in Olympic sport, his controversial stance on the issue of the relationship of sport and politics.

Today the task that he has always faced, but now it is getting more urgent, is on the front of the Olympic movement: to achieve ultimately complete and effective implementation in sport and via sport of specific universal humanistic values, so that sport, sports competitions, relationship, contacts were used purely for humanitarian purposes, contributed to the humaniza-tion of human relations and humanistic development of the personality.

Ключевые слова: идеи Ку-бертена, олимпийское движение, олимпизм, концепция современного олимпизма.

Актуальность. В преддверии Олимпийских игр в Сочи-2014 возникает потребность обратиться к идеям Пьера де Кубертену, которому, как отмечается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма» [3, с. 7]. Важно уяснить основные положения этой концепции и осмыслить, сохраняется ли ее значение в настоящее время, насколько она актуальна.

К этому побуждает и ряд других причин.

Хотя издано множество работ, посвященных жизни, взглядам Ку-бертена, но, как справедливо отмечает Ж. Дьюри, «в целом мысли и дела Кубертена, не говоря уже о его жизни, остаются пока очень мало известными» [10, р. 57]. Даже «среди членов МОК очень немногие понимают то, о чем действительно говорил Кубертен, хотя они и заинтересованы в том, чтобы олимпийское движение стояло над остальными спортивными организациями из-за своего «духовного статуса» (Норберт Мюллер - президент НОА Германии, вице-президент Международного комитета Пьера де Кубертена) [11, р. 6]. Одна из возможных причин этого состоит в том, что в огромном множестве работ Кубертена (общий их объем составляет более 12 тыс. печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статьях), как отмечают многие исследователи, отсутствует однозначная и развернутая характеристика олимпиз-ма.

Широко распространены и ошибочные мнения о концепции и деятельности Кубертена: якобы главной целью жизни Кубертена было возрождение Олимпийских игр, и он стремился к этому для развития спорта в международном масштабе; приписывание Кубертену авторства олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», а также фразы «Главное в Олимпийских играх не победа, а участие»; положение о том, что в 1925 г. он ушел с поста президента МОК по состоянию здоровья и т. д. Кроме того,

в последние годы нередко высказывается мнение, согласно которому новая социокультурная ситуация в спорте и обществе в целом требует существенного изменения концептуальных идей олимпийского движения.

Цель исследования - сформулировать основные положения концепции олимпизма Пьера де Ку-бертена и обосновать положение о важном значении его идей применительно к современной ситуации в олимпийском движении.

Результаты исследования и их обсуждение. Основные идеи олимпийской концепции Кубер-тена. В многочисленных работах Кубертена действительно отсутствует однозначное и развернутое определение олимпизма. Даже в произнесенной по германскому радио в 1935 г. речи «Философские основы олимпийского движения», которую можно считать его идеологическим завещанием, мы не найдем точной и развернутой дефиниции олимпизма. Кубер-тен лишь перечисляет здесь ряд ценностей, составляющих основу олимпизма. В их числе: идея всеобщего священного перемирия, соревнование ради отбора наилучших, биологическое совершенствование человеческого рода, рыцарский дух, одухотворенная красота, религия. Продолжение этого перечня можно найти и в других его работах и речах.

И все же анализ работ Кубертена позволяет выделить ряд наиболее важных идей разработанной им концепции современного олимпизма.

Для понимания этой концепции прежде всего важно учитывать ту основную цель, которую он ставил перед собой в течение всей жизни: реформировать систему образования и воспитания, существовавшую во Франции в период его жизни. В 1909 г. в книге под названием «Битвы за физическое воспитание. Кампания продолжительностью в 21 год (1887-1908)» Ку-бертен писал: «В течение пятидесяти лет мое существование было связано с педагогической реформой, в которой я начал прозревать первейшую и важнейшую необходимость нашего времени. Решительно отвергая все, что могло бы увлечь меня по другой стезе, с того момента я ориентировал себя исключительно в этом направлении» [см.: 10, р. 31]. Эта идея «наполнила смыслом всю его дальнейшую жизнь с того момента, когда в решении образовательной проблемы он увидел ключ к человеческому счастью и общественному благополучию» [12, р. 3].

Для реализации этого замысла Кубертену прежде всего нужно было определить цель новой системы воспитания. Найти решение данной проблемы ему помогло знакомство с историей и философией Древней Греции. Древнегреческие мыслители сформулировали личностный идеал калокагатии (греческое слово ка1окадаИ"на от ка1оэ - прекрасный и ада1оэ -добрый) - целостного развития личности, которое подразумевает у человека гармонию тела и души. Кубертен возродил этот идеал гармонично развитого человека.

Найти важное средство реализации этого идеала в новой системе воспитания Кубертену помог-

ло посещение учебных заведений Англии. К тому времени, когда он приехал в Англию, там в течение 14 лет, начиная с 1828 г., успешно осуществлял реформу образования педагог Томас Арнольд, автор идеи «мускулистого христианства» («Muscular Christians»). Т. Арнольд был директором закрытой школы для мальчиков в английском Регби (Rugby School) и работу этого педагогического учреждения строил исходя из глубокого убеждения в том, что главные ориентиры системы образования - инициатива личности, свобода выбора, максимум возможностей для индивидуального развития. Важное значение в этом он придавал спорту. Знакомство Кубертена с идеями Т. Арнольда позволило усмотреть в спорте то средство, которое дает возможность практически реализовать идею целостного развития личности. В книге «Спортивная педагогика» и других публикациях он обосновал огромные возможности, заложенные в спорте для воспитания личности и для совершенствования социальных отношений.

Вместе с тем Кубертен указывал на возможность негативного влияния спорта на личность и социальные отношения, а также использования его в антигуманных целях. «Спорт, - писал он, - может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне» [2, с. 22]. «Мы знаем, что спорт может привести к тяжелым злоупотреблениям, утонуть в меркантилизме и низменной грязи, и от такой судьбы нам необходимо его уберечь. Если этого не сделать, разрушатся все надежды, связанные со спортом, и он не будет играть никакой роли ни в школьном воспитании, ни в общественной жизни, а, напротив, поможет коррупции, дав ей дополнительный шанс» [12, р. 369].

Чтобы избежать негативного влияния спорта на личность и социальные отношения, Кубертен предлагал ряд мер: запрет на проведение спортивных соревнований за денежные призы; отказ муниципалитетов от строительства крупных стадионов, предназначенных исключительно для спортивных «шоу», сооружение стадионов согласно модернизированному плану древнегреческих гимнасий; отказ от соревнований как зрелища, в которых участвуют спортсмены моложе 16 лет и т. п.

Вместе с тем он искал средство, позволяющее более полно и эффективно реализовать цели и задачи реформы системы воспитания. Вновь знакомство с античной культурой помогло найти это средство - возрождение Олимпийских игр и развертывание олимпийского движения как особого социально-педагогического движения, участники и организаторы которого ставят своей основной целью использование спорта в целях гуманистического воспитания, совершенствования личности и социальных отношений.

Значит, лишь на определенном этапе поисков пути реализации своего педагогического замысла Кубертен пришел к выводу о необходимости возрождения Олимпийских игр. Причем сама эта идея подчинена его главному замыслу - реформировать существовавшую в тот период систему воспитания. С этим связано и его понимание специфики Олимпийских игр. На этих Играх, как считал Кубертен, на первом плане должна быть задача воспитания посредством спорта. Именно это, по его мнению, опр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком