научная статья по теме Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики Философия

Текст научной статьи на тему «Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики»

Е.С. КУКВА кандидат социологических наук, ученый секретарь НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета*

Идентичность на Северном Кавказе:

" 1

исследовательским ресурс синергетики1

Утверждение Г. Хакена, классика синергетики, о том, что самоорганизующимися могут быть не только неживые системы, но и общество, не позволило нам в рамках настоящей статьи вступать в дискуссию с критиками применения синергетической методологии к анализу социальной сферы2. Эвристический потенциал синергетики, применяемый к исследованию социокультурных процессов и явлений, уже апробирован и достаточно широко используется, в том числе и в отечественной науке. В связи с этим исходным для нас будет осознание синергетической природы общества, человека, культуры как сложных, открытых, иерархических, саморазвивающихся систем мегауровня. К сопряженным с названными системами и включенными в них можно отнести целый ряд антропо-социо-культурных процессов, явлений, входящих в данные системы в качестве подсистем и обладающих аналогичными свойствами. В частности, такими подсистемами можно считать идентификационные процессы и идентичность. Изучение обозначенных сложных систем через призму синергетической методологии может дать значимые результаты как о самой идентификации, так и о социальной системе, в которой данный процесс проистекает.

Анализ идентификационных процессов, имеющих место на полиэтничном Северном Кавказе, опирается на констатацию

* Куква Елена Сергеевна, e-mail: kukva@rambler.ru

1 Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 11-06-00098-а.

2 Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. М., 2011, с. 202.

«предельной выраженности» этнического и конфессионального разнообразия у населения региона. Конфигурация групповой и индивидуальной идентичности, а равно и идентификационные процессы выглядят как множественные, многоуровневые, эклектичные, фрагменти-рующиеся на всех уровнях. Более того, при контактах с другими культурами, неизбежными в условиях глобализации, отмечается

л

неуклонный процесс усложнения идентичности1. Регулярно возникают новые идентификации, в том числе постмодернистские, например складывающиеся вокруг виртуальных общностей. Это, с одной стороны, свидетельствует об «условиях системной переходности», определяемой социальным и политическим реформированием России, которые сопровождаются комплексом глобализационных изменений. С другой стороны, позволяет характеризовать саму идентичность и идентификационные процессы, сопряженные с ее формированием как открытые, сложные, полицелостные системы и процессы.

Открытость структуры как принцип характеризует многоуровневую идентичность, концепция которой разработана исследовательским коллективом при участии автора2. Структура такой идентичности выражена несколькими уровнями: этническим, региональным, национальным, цивилизационным и др. Концепция отстаивает их возможность взаимно дополнять друг друга, сосуществовать, иметь в разной степени актуализированными те или иные уровни в зависимости от социального контекста. Благодаря своей открытости структура многоуровневой идентичности способна «дробиться» на подуровни, прирастать новыми уровнями, а также «открываться» для новых видов идентичности по горизонтали. При этом

1 См.: Астафьева О.Н. Динамика «полицелостности» современной культуры: инновационные практики взаимодействия // Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности. М., 2011, с. 280.

2 См.: Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.Майкоп, 2006; Российская идентичность на Северном Кавказе / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.-Майкоп, 2010.

открытость действует по принципу полилога, выстраивая взаимодействия как внутри системы - между уровнями, так и с другими системами - внешними по отношению к изучаемой. Так, границы между уровнями то устанавливаются, то стираются. Используется термин "трансгрессия", т.е. постоянный самопереход или перетекание пограничья для обозначения современного характера идентичности1. К примеру, даже этнический уровень идентичности - один из самых традиционных или в большей степени закрытых, анализируемый именно в структуре многоуровневой идентичности, демонстрирует свойства открытости. В частности, этническая идентичность может сочетаться с региональной, национальной, цивилизационной как часть и целое - она встраивается в них. Собственно на этом построена концепция многоуровневой идентичности: каждый последующий уровень, вступая в диалог с предыдущим, обогатившись его креативным потенциалом, приобретает большую устойчивость и этим повышает свое интегра-тивное значение и способствует большей устойчивости общности и общества в целом.

Трансгрессия предполагает и обратную зависимость. Национальная российская идентичность, помимо иных, образующих ее маркеров, основывается также на ценности полиэтничности как одной из базовых социокультурных характеристик российского общества. Речь идет о том, что национальная идентичность открыта принятию всего многообразия этнических идентичностей на российском пространстве, «вбирает» их в себя.

Известно, что для синергетики процессы и состояния трансграничья, нахождение на кромке порядка и хаоса в ситуации неустойчивой и

1 Сурова Е.Э. Идентичность, идентификация и идентификационные модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. СПб., 2008, вып. 3, с. 57.

л

сверхчувственной системы «рождают» новые состояния и процессы1. В результате процессов самоорганизации в этих частях системы возможно переструктурирование всей системы идентичности.

Многоуровневая идентичность как система открыта также и внешним по отношению к ней системам. Можно говорить о расширении идентификационных предпочтений за счет солидаризации, с одной стороны, с более крупными общностями, вплоть до всего человечества (открытость макроуровня к мегауровню меняющихся управляющих параметров системы)2; с другой стороны - об укреплении базовых идентичностей с малыми группами - семьей, общиной, местным сообществом, что является психологическим ответом на потерю идентификационных ориентиров в условиях нарастающей глобализации (открытость макроуровня к микроуровню при фиксированных управляющих параметрах). Как отмечает С.Ю. Иванова, в результате внутренней «эмиграции человека в пространство частной жизни субкультурные анклавы иерархии идентификаций в определенной мере переворачиваются, и доминирующими выступают не глобальные, а локальные уровни идентичности»3.

Открытость с характерным перетеканием границ между уровнями идентичности делает применимым к последней принцип синергии -суммирующего эффекта взаимодействия двух или более факторов, характеризующегося тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Исходя из того, что исследуемая конфигурация многоуровневой идентичности представлена как личностным, так и коллективным

1 См.: Буданов В.Г. Конструирование сложности в антропной среде // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности», с. 164-167.

2 Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы [Эл. документ]. URL: http://spkurdyumov. narod.ru/budddannn.htm

Иванова С.Ю. Проблемы и перспективы идентификационных процессов в российском социокультурном пространстве // Культура как стратегический ресурс укрепления общероссийской идентичности. Материалы IV международной научно-практической конференции. Краснодар, 2011, с. 46.

измерением, отметим, что идентификационный потенциал данной структуры в целом во многом более значим для персональных и групповых субъектов, так как способствует обретению уверенности в себе, обретению самопонимания в меняющемся мире, интеграции на каждом из идентификационных уровней. Очевидно, что представленная в виде данной структуры, а также артикулируемая многоуровневость позволит достигнуть этих показателей с эффектом эмерджентности (сверхсуммативности) значительно быстрее и эффективнее. Этническая идентичность, будучи усиленной региональной северокавказской, равно как и манифестируемая в контексте российской национальной идентичности, позволит эффективнее

солидаризироваться на цивилизационном, геополитическом социокультурном пространствах. Таким образом, применение принципа эмерджентности к анализу динамического единства многоуровневой идентичности открывает возможности для исследования ее интегра-тивного потенциала, усиленного многократно.

Еще одно методологическое положение синергетического мировидения (которое является базовым для социальной синергетики) -положение о нелинейности процессов, протекающих в сложных, самоорганизующихся системах. При этом нелинейность расценивается как способность системы измениться в той степени, которую не предполагало изменяющее ее воздействие. Иначе говоря, даже малые воздействия на систему могут вызвать значительные изменения, а

результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов

1

этих воздействий1.

Это позволяет сделать вывод, говоря об идентичности, что те воздействия, которые оказывают на нее или на процесс ее формирования какие-либо факторы, могут иметь несоизмеримые с силой этих воздействий последствия.

1 См.: Буданов В. Методология синергетики...

Так, многоуровневая идентичность, претерпевая разные воздействия от окружающей реальности, в том числе слабые, разовые, может кардинально изменить свою конфигурацию: от усиления артикуляции, устойчивости одного из уровней до замены многоуровневой конструкции более простой. Любое событие в мире -внешнем окружении России, события социальной, политической жизни нашей страны, повседневные практики, дискурс, иногда даже при своей незначительности могут вызвать значимые возмущения в системе. При этом мы понимаем, что состояние системы «многоуровневая идентичность» в этот момент должно быть далеким от равновесия, т.е. в условиях социальной нес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком