научная статья по теме Идентичность современной молодежи и перспективы процесса консолидации российского общества Философия

Текст научной статьи на тему «Идентичность современной молодежи и перспективы процесса консолидации российского общества»

Человек и общество

Е.С. КУКВА кандидат социологических наук Адыгейского государственного университета*

Идентичность современной молодежи и перспективы процесса консолидации российского общества1

Национальная идентичность и общественная консолидация: органическая взаимосвязь. Одним из условий успешного освоения модернизационного пути, на выборе которого, как представляется, остановилось российское общество, является возрастание консолидации последнего как на общенациональном, так и региональном, локальном уровнях. Интеграционный потенциал в современном обществе содержат в себе такие социокультурные явления, как межпоколенческое согласие, общие ценности, наличие диалога между обществом и государством, между властью и гражданским обществом, в полиэтничных условиях - межкультурный диалог, межэтническая, межконфессиональная толерантность, а также российская национальная идентичность.

Вполне оправдано, что особое место в этих процессах отводится молодежи как самой динамичной, энергичной и критически мыслящей части общества. Она обладает огромным социальным, политическим, интеллектуальным и творческим потенциалом, который приобретает особое значение для тех социумов, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи этих изменений во многом зависят от желания молодежи поддержать их и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества.

Изучение проблем социокультурного развития невозможно без исследования потребностей, ценностно-мировоззренческих установок,

* Куква Елена Сергеевна, e-mail: kukva@rambler.ru

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №12-06-31146 мол_а

интересов, идентификационных стратегий молодежи. Сложные социокультурные противоречия в идентификации молодого поколения свидетельствуют о кризисе социокультурной идентичности молодежи, социокультурных рисках. Базовыми характеристиками молодежи являются промежуточность, неполнота ее социального статуса, отсутствие универсальных моделей самоопределения и солидаризации, постоянная смена объектов идентификаций в условиях процесса становления. Эти параметры влекут неустойчивость ценностно-мировоззренческих установок, размытость духовных ориентиров, усиливается фрагментарность и мозаичность идентичностей, краткосрочность и сиюминутность существующих солидарностей, формирующих новую модель поведения, социальность нового типа. У молодежи полиэтничного Северного Кавказа заметно усложняется процесс идентификации, в рамках которого многие молодые стремятся любой ценой продемонстрировать свою «этничность»/«кавказскость» в обществе, стремясь выделиться. Это требует формирования понимания соотношений «я» и «мы», понимания взаимосвязи этнокультурной, региональной и российской идентичностей.

Исследователи утверждают, что в «недалекой перспективе, если не будут предприняты энергичные и эффективные шаги по развитию и укреплению общероссийской идентичности, вероятно дальнейшее обострение кризиса идентичности и, как следствие - потеря нравственных и ценностных ориентиров у молодежи и других слоев общества. Для того, чтобы предотвратить подобное развитие событий, способное привести российское общество и государство к распаду, необходима целенаправленная и последовательная государственная политика, предусматривающая разумное сочетание этнического и общероссийского компонентов идентичности, формирование у жителей России, прежде

всего у молодежи, чувства принадлежности к единому обществу и государству» '.

Неоднократно отмечено, что по результатам социологических исследований национальная идентичность в последние годы заметно актуализировалась. Северный Кавказ - не исключение. В ряде субъектов отмечаются высокие показатели гражданской идентичности молодежи. При этом традиционно в данном регионе очень высок уровень этнической идентичности. «Конкурируя» в цифрах, данные виды идентичностей не конкурируют в идентификационном пространстве. Напротив, исследователи отмечают, что некоторые виды социальной идентичности одинаково часто проявляют себя в социальном взаимодействии. С одной стороны, это свидетельствует об определенном типе самосознания (например, выделяют столичный тип самосознания с актуализацией большого числа идентичностей разного рода). Одним из условий его формирования становится высокий уровень удовлетворенности жизнью2. С другой - подобная «идентификационная активность» предопределяет возможность управления идентификационным пространством региона за счет снижения такого его параметра, как степень устойчивости (см. далее описание модели).

Очевидно, что формирование и состояние национальной идентичности напрямую зависит от развития экономической и социальной сфер общества, степени социального благополучия. Как отмечает С. Перегудов, «неопределенность общегражданской идентичности во многом проистекает отнюдь не только из ее «молодости» и незрелости, но из самих современных реалий экономи-

о

ческой и социальной действительности»3. Добавим, что для нынешнего поколения россиян процесс формирования национальной идентичности

Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис, 2010, №3, с. 51.

2 См.: Российская идентичность в Москве и регионах. М., 2009, с. 74.

3 Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис, 2011, № 3, с. 147.

скорее не сводится именно к формированию, конструированию нового вида идентичности. Для тех, кто имеет советский социокультурный опыт - это, прежде всего, переосмысление старой советской идентичности. Появлению же новых идентификационных практик способствовала смена объекта идентификации - нации российской, «сформирован-ность» которой все еще не столь очевидна по ряду причин (например, отсутствие национальной идеи, общих ценностей, низкая степень консолидации и пр.). Т.е. проблема кризиса идентичности не в отсутствии потребности и возможности идентификации с общностью больших масштабов и артикуляции «первичных» идентичностей, а в отсутствии четких представлений - какова она наша нация.

Большинство государств нового времени укреплялось по мере и за счет ослабления общинных отношений, стремилось монополизировать и структурировать социальные связи в форме гражданства4. Российское идентификационное пространство в силу полиэтничности наполнено традиционными связями (родовыми, этническими) в большей степени, нежели современные государства-нации. И гражданские связи не вымещают, а накладываются, пронизывают их. Потенциал сформированной устойчивой национально-государственной идентичности представляется нам очень значительным. Она позволит успешно идентифицироваться во многих социокультурных пространствах - от личностного, группового, этнического, конфессионального до территориального: локального, регионального, национального, а также цивилизационного. Рост консолидации при наличии всех видов идентичности в актуализированном состоянии представляется, как сказано выше, наиболее вероятным.

Укрепление российской национальной идентичности: возможности синергетического моделирования. Анализ российской

4 См.: Филиппова Е. Территории коллективной идентичности в современном французском дискурсе. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. М., 2010.

национальной идентичности в контексте синергетического подхода позволяет рассматривать ее как сложную открытую самоорганизующуюся систему, состоящую из различных элементов, а идентификационные процессы - как имеющие нелинейное развитие. Основой данного анализа может послужить синергетическая модель укрепления российской национальной идентичности на Северном Кавказе, которая была построена при участии автора. Она предполагает существование многоуровневой идентичности в полиэтничном регионе (этнический, региональный, национальный, цивилизационный уровни), для которой характерны признаки открытости, самоорганизации, эмерджентности, трансгрессии и пр. Молодежь также рассматривается как сложная, открытая самоорганизующаяся система, которая переживает сегодня этап неустойчивого бифуркационного развития - поиска путей дальнейшего существования. Такой подход предполагает выявление параметров порядка, которые предопределяют процесс самоорганизации и позволяют его рефлексировать. В дальнейшем выявленные параметры порядка позволят дать концептуальное обоснование оптимального сочетания процессов самоорганизации и управления в идентификационном пространстве молодежи региона, что, в свою очередь, нацелит на консолидацию общества и определение путей мирного развития. Для северокавказского общества это особенно актуально, так как в условиях нынешнего социокультурного кризиса идеи этнонационализма, продуцируемые разными, в том числе политическими кругами, в первую очередь подхватываются представителями именно молодого поколения. Молодые люди, «лишенные собственности, не несущие ответственности за ранее созданные политические институты, но остро чувствующие несправедливость власти»5, более склонны к экстремистским стратегиям поведения, крайним формам выражения

Исаев Б.А. Социальные расколы и политические революции в формате «4Д» // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации. Сб. статей. М., 2012, с. 312.

своих негативных позиций, что демонстрирует реальность сегодняшнего дня.

Модель построена на основе синергетико-ценологического подхода6. Данный подход дает возможность:

- охарактеризовать региональные социальные общности как ценозы (социоценозы). Под социоценозом понимается иерархическая система взаимодействующих социальных объектов, способная к саморегуляции (выработке, достижению и соблюдению правил общежития: законов и совокупности неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе) на основе единой доминирующей конвенции. В основе доминирующей конвенции могут лежать национальные, религиозные и иные культурно-социальные аттракторы;

- опираясь на эмпирические данные, дать характеристику этим социоценозам с позиций анализа их идентификационных пространств. Этот анализ основывается на ранговом распределении иде

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком