научная статья по теме ИДЕОЛОГЕМА "ПАТРИОТ" В РУССКОЙ, СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ИДЕОЛОГЕМА "ПАТРИОТ" В РУССКОЙ, СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 1

МИФЫ И РЕАЛИИ ПАТРИОТИЗМА

Вниманию читателя предлагаются две статьи на тему русского патриотизма. Стоит ли говорить о том, какую актуальность эта тема приобрела в современной российской общественно-политической мысли. Журнал заинтересован в ее всестороннем обсуждении. Предложенные вашему вниманию статьи серьезно различаются и в подходах, и в концептуальном отношении. На наш взгляд, более объективно и всесторонне эта тема раскрывается в первой из них, но мы предлагаем читателю вынести собственные суждения и поделиться своими мнениями в рубрике «Из почты "ОНС"».

М.П. ОДЕССКИЙ, Д.М. ФЕЛЬДМАН

Идеологема "патриот" в русской, советской и постсоветской культуре

Лозунг и ругательство

Слово патриот весьма часто употребляют в современных российских политических дискуссиях. Для одних оно своего рода лозунг на знамени, другие же используют его в качестве отрицательной характеристики оппонентов.

Истолкования полярны. В одних случаях патриот - жертвующий или готовый жертвовать своими интересами ради интересов отечества. Соответственно, в других случаях патриотами именуют лицемеров, заботу о собственной выгоде маскирующих заботой об интересах отечества, борьбой с некими врагами. Нет нужды спорить о том, что считать правильным или неправильным. Интереснее другое: почему слово патриот, казалось бы, не подразумевавшее негативной эмоциональной окраски, такую окраску все же обрело.

Патриоты и верноподданные

В новых европейских языках слово патриот понималось изначально как "соотечественник, земляк". Здесь очевидна связь с "внутренней формой" слова, его очевидным значением, соотносимым с подразумеваемым носителями языка происхождением: ведь латинское patria "отечество", "земля отцов". Позже в ряде контекстов патриоты - те, кто заботятся о благе отечества и считают это важнейшей целью. Такой вариант словоупотребления стал наиболее распространенным, соотносился с контекстом античной

Одесский Михаил Павлович — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Фельдман Давид Маркович - кандидат филологических наук, профессор факультета журналистики РГГУ.

культуры, традицией "воспитания любви к отечеству", "гражданских добродетелей". Для обозначения же понятий "земляк", "соотечественник" начало использоваться другое слово - компатриот.

Примечательно, что слово патриот употреблялось поначалу довольно редко. Обусловливалось это спецификой представлений о государстве и месте в нем человека, о его отношениях с государством. В сословном государстве, где права и обязанности каждого определяются прежде всего правами его сословия, вопрос о деятельном выражении любви к отечеству, то есть к отечеству в целом, а значит, и к обществу в целом, был не из актуальных. Там важнейшие политические характеристики - "верный слуга монарха", "верноподданный". Богом данный монарх - олицетворение государства. Понятия "отечество" и "государство" в сословном государстве признаются тождественными, преданность законному монарху тождественна преданности отечеству. Соответственно, нет особой нужды в термине, подразумевающем заботу о благе отечества, то есть и общества в целом, без учета сословных границ.

Заметно меняется ситуация к XVII в., а в следующем веке актуально уже противопоставление интересов носителя власти интересам отечества. К примеру, политический климат Великобритании 1730-х гг. определялся борьбой так называемых "придворных" и "патриотов". Лидеры парламентской оппозиции именовали себя "патриотами", а "придворными" - своих противников, которых возглавлял премьер-министр, пользовавшийся поддержкой королевской четы. Таким образом лидеры парламентской оппозиции подчеркивали, что защищают интересы общества в целом, то есть интересы отечества, тогда как премьер-министр и его сторонники защищают интересы короля. Акцентировалось, что патриот ставит долг перед отечеством выше долга верноподданного. Отсюда недалеко и до окончательного противопоставления верноподданных патриотам.

Просветительской идеологией постулировалось безусловно положительное отношение к слову патриот. Это было определено аксиоматически признаваемой возможностью противопоставления интересов отечества интересам монарха, то есть властителя, не контролируемого обществом.

Такое противопоставление характерно и для идеологов американской революции. Новый Свет они провозгласили истинным отечеством колонистов, следовательно, интересы отечества тождественны интересам общества колонистов, поэтому и власть метрополии, власть английского короля, не контролируемая колонистами, была объявлена "тиранической". Соответственно, патриотами именовались восставшие против "тиранической" власти. Т. Джефферсон выразил эту идею лаконично и с присущей ему полемической агрессией: "Древо свободы должно время от времени освежаться кровью патриотов и тиранов" [Jefferson, 1977, р. 124].

Лидеры колонистов провозгласили своей целью создание нового государства, устроенного в отличие от монархии справедливо, государства равноправных, государства, охраняющего права каждого гражданина. С момента его создания интересы общества в целом надлежало считать тождественными интересам государства, благодаря чему снималась и сама возможность противопоставления интересов носителей власти - интересам общества в целом, то есть интересам отечества.

Лидеры Великой французской революции заимствовали американский опыт. Потому на исходе XVIII в. слово патриот ассоциировалось с лозунгами Великой французской революции, что опять же подразумевало противопоставление интересов отечества интересам монарха.

Это противопоставление особенно актуально в период войны Франции с коалицией европейских монархов. Хрестоматийно известным стал тогда лозунг "Отечество в опасности!". И в 1792 г. был сформирован даже парижский батальон "патриотов 1789 года". Указанием даты в названии войсковой части подчеркивалось, что речь идет не просто о любви к отечеству, но о верности идеалам революции, преобразившей отечество.

В подобного рода контекстах патриот всегда противопоставлен верноподданному.

Русский иностранный

В России Петра I слово патриот обиходным не было. И даже в царствование Екатерины II оно еще не стало таковым. Тогда его употребляли лишь представители интеллектуальной элиты, конечно же, знакомые с просветительской идеологией. Прежде всего - сама Екатерина II. Рассуждая о событиях, связанных с отстранением Петра III от власти, она называла патриотами своих сторонников, противопоставляя их монарху, пренебрегавшему интересами отечества.

Аналогично и русский дипломат Ф. Куракин, характеризуя политическую ситуацию в Швеции, писал: "Угнетенная вольность и обманом введенная самодержавная власть занимают еще шведов, находят место в их рассуждениях и от того довольно основательную подают надежду со временем число и предприимчивость благонамеренных патриотов к разрушению настоящей королевской власти умножить" [Архив... 1899, с. 286-287].

Впоследствии для Екатерины II, да и для Куракина, слово патриот уже не было положительно окрашенным, что обусловливалось результатами использования просветительской идеологии в эпоху Великой французской революции. Эскалация насилия и якобинский террор ужаснули многих русских интеллектуалов, воспринявших просветительскую идеологию, в частности А. Радищева. И все же для Радищева слово патриот осталось положительно окрашенным. В "Беседе о том, что есть сын отечества" Радищев рассуждал о «величественном наименовании "сына отечества" (патриота)...». Кстати, он еще подчеркивал, что "под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем" [Радищев, 1938, с. 215].

Примечательно, что для Радищева на исходе 1789 г. слово патриот - иностранное, нуждающееся в пояснении как еще не вошедшее в обиход, понятное немногим. Зато в царствование Павла I использование данного слова регламентировалось из-за предсказуемых ассоциаций с "якобинизмом". Тут опять подразумевалась оппозиция терминов патриот/верноподданный.

В начале царствования Александра I использование слова патриот было тоже маркированным поступком, но по другой причине. Воспринимаемое в качестве галлицизма, оно ассоциировалось прежде всего с полемикой о принципах реформирования литературного языка, отстаиваемых Н. Карамзиным и его сторонниками. Как известно, карамзинисты, в отличие от сторонников А. Шишкова, полагали возможным и уместным использование в русской устной и письменной речи терминов заимствованных, но не имеющих русских аналогов. Например, В. Измайлов, один из самых известных тогда карамзинистов, издавал в 1804 г. журнал "Патриот", где, ко всему прочему, пропагандировалась все та же традиция "воспитания любви к отечеству" (см. [Одесский, 2006, с. 147-149]).

Войны с наполеоновской Францией вновь изменили ситуацию. Характерно, что самый популярный русский журнал в 1812 г. - "Сын Отечества". Его издатель Н. Греч объяснил позже, что это название невольно подсказал ему погибший в сражении брат. По словам Греча, накануне гибели брат отправил письмо, где сообщал, что если придется умереть, то умрет он как "истинный сын отечества". Возможно, причина такой и была, но возможно, что дело не только в цитате и не в предсказуемых ассоциациях с журналом Измайлова. Греч, будучи издателем, ориентировался на конъюнктуру. Хотя традиция "воспитания любви к отечеству" считалась тогда актуальнейшей, правительство стремилось минимизировать влияние либеральной идеологии, поощряло любые проявления неприязни к противнику, а потому слово патриот было не вполне уместно и как заимствование из языка противника, и в качестве напоминания о лозунгах Великой французской революции. Однако заграничные походы русской армии еще более расширили круг тех, кто усвоил европейские идеологические установки.

У декабристов слово патриот было вполне обиходным, поэтому часто встречается в материалах следствия. Истолкование в целом соответствует сложившейся традиции: патриот - защитник интересов отечества, именно отечества в целом, а не только интересов монарха. Но был

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком