научная статья по теме Идеологические проблемы Юга России Философия

Текст научной статьи на тему «Идеологические проблемы Юга России»

В.С. Малицкий доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*

Идеологические проблемы Юга России

Прежде чем кратко рассмотреть идеологические проблемы, сложившиеся на Юге России, выясним вначале идеологические ситуации в России в условиях глобализации современного мира.

Формирование новой идеологии в условиях глобализации является, безусловно, важнейшей проблемой современного мира. Особое значение проблема идеологии приобретает в условиях смены исторических эпох, т.е. мы стоим в начале переходной эпохи от капиталистического миропорядка как техногенной цивилизации к гуманистическому миропорядку как антропогенной цивилизации. Настало время, как писал Бродель, «пересдачи карт истории». Так было в эпохи перехода от рабовладельческой эпохи Древнего мира к феодальной - средневековой, а затем перехода от феодального миропорядка к капиталистическому. В наступающей новой исторической эпохе будет, как мы считаем, идеология глобального гуманизма с национальной спецификой, поэтому национальный вариант общечеловеческой гуманистической идеологии и будет определять идентичность как национальную, так и общецивилизационную, или глобальную. Причем глобальные гуманистические или универсальные ценности будут предполагать единство культур и идеологий Востока, Запада и Юга, а не только западных идеологических ценностей гуманистического либерализма, которые выдаются американскими идеологами за общечеловеческие. Следовательно, в будущем обществе переходной эпохи должны быть созданы, выработаны действительно общечеловеческие гуманистические идеологические ценности. В формирующейся исторической ситуации переходной эпохи особую приоритетную роль сможет сыграть Россия, создав, выработав новую гуманистическую идеологию, которая станет новой формой проявления национальной идеи.

Чтобы разобраться в сложившейся сложной идеологической ситуации переходной эпохи в современном мире, особенно в России, необходимо разобраться в процессах идеологической эволюции советско-российского общества за последние 20 лет. Как известно, в годы перестройки и гласности в СССР происходила не только переоценка социалистических идеологических ценностей, но и разрушение духовных ценностей советского общества. Разумеется, духовная деградация

* Малицкий Валентин Семенович, e-mail: vmalickij@ sfedu.ru.

повлекла за собой социальную, политическую, экономическую стагнацию российского общества. Все эти негативные процессы в большей мере и прошли в первые пять лет демократических преобразований российского общества, которые, естественно, следует назвать периодом деидеологизации (с 1991 по 1996 г.).

Когда летом 1996 г. произошла смена советников президента Б.Н. Ельцина, новые советники заговорили о необходимости для России объединительной идеи и идеологии. К концу 1999 г. все попытки создать идеологию для России не увенчались успехом, более того, власть предержащие почувствовали опасность для удержания своей власти, потому что осознали, что демократические свободные идеологи могут создать такую идеологию, которая обоснует их властную несостоятельность, особенно развенчает идею несправедливой приватизации. Поэтому широкую дискуссию в СМИ свернули и заявили, что идеология сама по себе сформируется в глубинах общественного сознания. В основном период поиска новой идеологии для России можно обозначить с 1996 по 2000 г.

Идеологией же, которая обосновывает и закрепляет результаты несправедливой приватизации народного хозяйства, является западная неолиберальная, а точнее неоконсервативная идеология с ее главной идеей приватизации экономики, политики, образования. Эту идеологию авторы работы «Русская доктрина» назвали либеральным, или точнее неоконсервативным, фундаментализмом. Таким образом, с приходом к власти В.В. Путина и его команды стали внедряться неоконсервативные ценности «под флагом» лучших в мире либеральных ценностей, допуская при этом «вялотекущий процесс» поиска идеологии для России, причем каждый год или два менялись названия необходимой для России идеологии. Так, после поисков объединяющей идеологии в 2006 г. выдвинули идею патриотической идеологии, в 2008 г. - русской консервативной идеологии евразийского толка. В целом, данный период идеологической эволюции России можно обозначить как 2000 - конец 2008 г.

С началом нового мирового финансово-экономического кризиса ожидалась в мире в целом и в регионах России в частности переоценка ценностей неоконсервативной и неолиберальной идеологии, особенно ее монетаристского варианта, что, разумеется, привело бы к поиску выхода из идеологического тупика. Это, безусловно, предполагало в современной России ренессанс марксистской идеологии, также социал-демократической идеологии. Таким образом, намеревалось своего рода «полевение» идеологических ценностей. С другой стороны, предполагалось также, что критика и переоценка западных ценностей усилили бы влияние религиозных духовных ценностей.

Разумеется, политическая и экономическая элита центра и регионов российского общества, включая Южный округ, вряд ли бы радостно приветствовала «полевение» идеологических ценностей, ибо в конечном счете это привело бы на основе переоценки неоконсервативных ценностей к ревизии итогов приватизации национального богатства российского общества. Поэтому, как ни парадоксально это звучит, правящие круги вместо «полевения» предпринимают попытку усиления «поправения»,

т. е. усиления неоконсервативных ценностей, сопровождаемого новым кругом приватизации государственной собственности. Правда, чтобы откровенно не внедрять прозападные неоконсервативные ценности, которые во всем мире придаются критике и переоценке, лидеры страны закамуфлировали их под ценности так называемой модернистской идеологии. Действительно, со стороны выглядит правдоподобно, что нам необходима модернизация на основе ценностей модернистской идеологии, причем это выдается как необходимое условие выхода из кризисного состояния. Но главное, какими средствами будет достигнута модернизация российского общества. Предлагаемый ответ правящей элиты означает усиление процессов приватизации.

Таким образом, модернистская идеология - это выдаваемая за новую старая неоконсервативная идеология запада, внедряемая во всех регионах России, включая Южный. Для идеологического обеспечения модернистской приватизации специально создан Институт современного развития, или сокращенно ИНСОР. Данный институт во главе с Юргенсом и Гонтмахером призван разработать модернистскую идеологию как новую разновидность все той же неоконсервативной идеологии.

Следует отметить, что на идеологическом поле регионов России в настоящий момент, кроме модернистской идеологии, продолжает разрабатываться также и русская консервативная идеология с евразийским уклоном, которая была обозначена еще на предыдущем этапе эволюции идеологических ситуаций российского общества. Поэтому, как отмечают современные российские политологи, возникло взаимодействие между русской консервативной идеологией и модернистской идеологией, причем это взаимодействие осуществляется в форме взаиморазвития.

Что касается конкретно идеологических процессов, сложившихся на юге России, точнее в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, то они такие же, как в России в целом, но со своей региональной спецификой, проявляющейся прежде всего в преобладании на идеологическом пространстве Северного Кавказа религиозной исламской идеологии. Причем соотношение исламской и православной идеологий характеризуется в лучшем случае в форме

мирного сосуществования. А в ряде случаев и в форме бескомпромиссной идеологической борьбы.

Кроме сложного взаимодействия на Юге России между религиозными исламской и православной идеологиями, а также в какой-то мере и буддистской идеологии, доминирующей в Калмыкии, важную роль, безусловно, в данном регионе играют навязываемые центром России гражданам Юга России прозападные ценности. Как мы выяснили выше, ценности неоконсервативной идеологии, выдаваемые за ценности модернистской идеологии, носят светский характер. Поэтому в целом идеологическая ситуация на Юге России характеризуется в основном, с одной стороны, взаимодействием религиозных идеологий ислама и православия и в какой-то степени буддистской идеологии, с другой стороны, ценностями внедряемой центром светской неоконсервативной идеологии, носящей фрагментарный, частичный характер. Таким образом, теоретической неоконсервативной идеологии с российской спецификой в идеологическом пространстве Юга России и России в целом пока нет.

В такой сложной идеологической ситуации на Юге России преобладающим деструктивным фактором все же является идеологическая проблема, связанная с возрождением исламской идеологии, которая в связи с военными действиями на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне и Дагестане, получила крайне агрессивную форму ислама в виде ваххабизма как разновидности исламского фундаментализма.

Исламский фундаментализм в такой его форме, как ваххабизм, является идейным началом, направленным прежде всего на решение проблем мусульманских обществ, в том числе и российских северокавказских республик. Причем под воздействием идеологии ваххабизма возникают ультрарадикальные фундаменталистские организации, использующие террористские методы для достижения своих целей.

Сторонников радикальной исламистской идеологии в регионах Юга России условно следует разделить на три группы. Во-первых, это члены вооруженных идеологических формирований, представляющих собой своего рода идеологический вооруженный орден борцов за исламскую веру. Эти борцы за исламскую веру действуют как на территории Чеченской Республики, так и в соседних республиках Юга России. Оказывая вооруженное сопротивление федеральным силам, экстремисты реализуют основные постулаты радикальной исламской идеологии: большой джихад (война с неверными) и такфир (борьба с мусульманскими отступниками). Вторую группу последователей радикальной исламской идеологии составляют сторонники «очищения ислама», которые выступают за чистоту исламской веры и создают такие, как они считают, настоящие подлинные исла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком