научная статья по теме ИДЕОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ттж^тштшштшт

Семенова Н. С.

ИДЕОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ*

Совет Европы в рамках своей Стратегии по гендерному равенству на 2014-2017 гг. призвал государства направить усилия на распространение осведомленности о гендерном равенстве, в частности, путем разработки и распространения образовательных программ и методик преподавания, которые свободны от продвижения явных и неявных гендерных стереотипов. В статье рассматривается вопрос о том, может ли Российская Федерация выполнить указанную рекомендацию, и в каком объеме.

Ключевые слова: воспитание, право на образование, традиционные ценности, права человека, гендер, гендерное равенство, гендерные стереотипы.

Semenova N. S.

THE IDEOLOGY OF GENDER EQUALITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION: INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS

The Council of Europe as part of its Strategy for gender equality for 2014-2017 called for the states to foster the efforts to spread awareness of gender equality, in particular through the development and dissemination of educational programs and teaching methods, which are free from the promotion of explicit and implicit gender stereotypes. The article deals with the question of whether the Russian Federation can fulfill this recommendation, and to what extent.

Keywords: education, the right to education, traditional values, human rights, gender, gender equality, gender stereotypes.

Семенова Н. С.

В 2007 г. Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию СМ/Кес (2007)13 о тендерной проблематике в образовании1 (Рекомендация КМ), в которой призывает государства-члены распространять идеологию тендерного равенства в сфере образования и в учебном процессе. В настоящей статье предлагается рассмотреть вопрос о том, может ли Российская Федерация выполнить указанную рекомендацию, и в каком объеме.

Идеология гендерного равенства вытекает из принципа недискриминации по признаку пола. На международном уровне существует ряд базовых документов, закрепляющих равные права мужчин и женщин.

Так, например, Устав Организации Объединенных Наций «вновь утвердил веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин... Всеобщая декларация прав человека подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку пола...»2.

Таким образом, закрепляется равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Причем важно подчеркнуть, что в основе этого равенства лежит достоинство человеческой личности, поскольку «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве».3

* Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-33-01040.

1 Recommendation CM/Rec(2007)l3 of the Committee of Ministers to member states on gender mainstreaming in education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=ll94 63l&Site=CM&BackColorInternet=C3C3C3&BackColorIntranet=EDB 02l&BackColorLogged=F5D383 (дата обращения: 06.05.2015).

2 Преамбула Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 // СПС «Консультант Плюс».

3 Подробнее об этом см.: Карташкин В. А. Традиционные ценности

человечества и обеспечение прав человека // Противодействие

терроризму. Проблемы XXI века - Counter-Terrorism. - М: Из-

Однако важно разобраться, действительно ли дискриминация по признаку пола и гендерная дискриминация одно и то же. Для этого необходимо обратиться, прежде всего, к содержанию терминов «пол» и «гендер». С этимологической точки зрения в русском языке это одно и то же слово, то есть слово иностранного происхождения «гендер» переводится на русский язык как «пол». Тем не менее на практике эти термины приобрели разное содержание.

Пол - это совокупность биологических признаков организма, определяющих его мужским или женским. Иными словами, человек рождается или мальчиком, или девочкой.

Гендер, по определению Всемирной организации здравоохранения, относится к социально сконструированным характеристикам мужчин и женщин, к которым относятся социальные роли и отношения между мужчинами и женщинами. Они варьируются от общества к обществу и могут быть изменены. Мальчикам и девочкам в процессе воспитания прививают соответствующие нормы и правила поведения, в том числе как они должны взаимодействовать друг с другом и с лицами противоположного пола в домашних хозяйствах, общинах и на рабочих местах4.

Согласно Рекомендации КМ идеология гендерного равенства должна распространяться в рамках учебного процесса, начиная с начального образования и заканчивая высшим. По этому поводу была принята и Стратегия Совета Европы по гендерному равенству на 2014-2017 гг. (Стратегия СЕ).

В Стратегии СЕ указывается, что действия Совета Европы будут направлены на распространение осведомленности о гендерном равенстве, в частности, путем разработки и распространения образовательных программ и методик преподавания, которые свободны от продвижения явных и неявных

дательство современная экономика и право. - 2013. - № 3. - С. 41-49.

4 Подробнее об этом см.: World Health Organization. Gender, equity and human rights [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.who.int/gender-equity-rights/understanding/gender-definition/ en/ (дата обращения: 6.05.2015).

Евразийский юридический журнал

№ 6 (85) 2015

тендерных стереотипов, а также реализации других мер, предложенных Комитетом министров в Рекомендации о тендерной проблематике в образовании 2007 г.5

Прежде чем определить то, на что Совет Европы «направляет усилия» в рамках указанной Стратегии СЕ, важно рассмотреть, что входит, по мнению Совета Европы, в понятие гендерных стереотипов.

Так, можно привести цитату из Пособия по обучению детей правам человека «Компасито», изданного Советом Европы: «В средствах массовой информации, например, женщины, главным образом, показываются в качестве объектов действия, жертв и заботящихся о других, в то время как мужчины обычно изображаются изобретательными, сильными, умными и инициативными. В то время как средства массовой информации подчеркивают силу и успех мужчин, женщина, даже состоявшаяся женщина, обычно оценивается, в первую очередь, по внешнему виду... Недавнее исследование продемонстрировало, что учителя чаще оценивают мальчиков положительно, если последние активны, агрессивны, независимы, все исследуют и соревнуются с другими, в то время как девочки часто получают положительную ответную реакцию за послушание, доброту, мягкость, пассивность и положительное отношение к сообществу». Таким образом, СМИ, семья, школы и центры развлечений также несут ответственность за укрепление ген-дерных стереотипов6.

Согласно Стратегии СЕ Совет Европы в борьбе за гендер-ное равенство направляет усилия, в частности, на разработку и распространение образовательных программ и методик преподавания, которые «свободны от продвижения явных и неявных гендерных стереотипов». А именно свободными от тех стереотипов, которые приводятся в том числе, как можно предположить, в его же издании, процитированном абзацем выше.

Однако, разбирая указанные гендерные стереотипы, следует отметить, что в данном Пособии смешиваются положительные и отрицательные стереотипы. Так, говорится, что «женщины, главным образом, показываются в качестве объектов действия, жертв и заботящихся о других». Возникает вопрос, можно ли ставить в одной строчке стереотип отношения к женщине как к «жертве» и стереотип проявления заботы со стороны женщины. Тот же вопрос можно поставить в отношении разной положительной оценки поведения мальчиков и девочек. И главный вопрос, который возникает в связи с этим: откуда появились гендерные стереотипы и можно ли воспитывать будущие поколения, как предлагает Совет Европы, вне «явных и неявных гендерных стереотипов»?

Гендерные стереотипы, как было указано выше, формируются в обществе. Следовательно, содержание гендерных стереотипов будет зависеть от принятых норм, правил поведения и традиционных ценностей конкретного общества. Традиционные ценности и иные правила поведения, принятые в обществе, формируются исходя из таких понятий, как добро и зло, справедливость, честь, достоинство, мораль, нравственность и т.д. Основу для этих понятий черпают в принятых в обществе религиозных или философских учениях. Особое значение для

5 Council of Europe gender equality strategy 2014-2017. - P. 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edoc.coe.int/en/gender-equality/5992-council-of-europe-gender-equality-strategy-20l4-20l7. html (дата обращения: 6.05.2015).

6 Бредероде-Сантос М. Э., Клейес Д., Фазах Р. и др. Компасито: Пособие по обучению детей правам человека. - Совет Европы: Директорат по делам молодежи и спорта, 2008. - С. 306-307.

формирования и передачи гендерных стереотипов имеет семья, как основная ячейка общества.

Учитывая вышесказанное, рассмотрим поставленные вопросы на примере Российской Федерации. Государствообра-зующей религией в Российской Федерации является православное христианство7, что подтверждается, в частности, в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.8, где признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры (Преамбула). Одной из важных традиционных ценностей и основой государственной стабильности России, как, впрочем, и любого другого государства, является традиционная семья. Рассмотрим, существует ли гендерное равенство в традиционной христианской семье.

Согласно православному вероучению, которое в данном аспекте поддерживается другими традиционными религиями России (ислам, иудаизм), в традиционной семье главой является муж. Тому есть ряд обоснований. Во-первых, это Богом установленная иерархия: Бог - муж - жена - дети. Однако важно правильно понимать суть да

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком