научная статья по теме ИДЕОЛОГИЯ САЛАФИТСКОГО ДЖИХАДИЗМА КАК ТОТАЛИТАРНЫЙ ПРОЕКТ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕОЛОГИЯ САЛАФИТСКОГО ДЖИХАДИЗМА КАК ТОТАЛИТАРНЫЙ ПРОЕКТ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2013, № 4, с. 71-78

= БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

ИДЕОЛОГИЯ САЛАФИТСКОГО ДЖИХАДИЗМА КАК ТОТАЛИТАРНЫЙ ПРОЕКТ

© 2013 г. А. Яшлавский

В списке глобальных вызовов, угрожающих современному миру, международный терроризм, вероятно, может стоять под номером один. Будучи проявлением асимметричного насилия, идущего "снизу", на фоне процессов глобализации, распространения новых способов массовой коммуникации, угрозы неконтролируемого распространения оружия массового поражения, проблема экстремизма и терроризма приобретает совершенно новое звучание, становясь фактором не только внешней и внутренней политики большинства государств, но и повседневной жизни миллиардов людей на всей планете. На авансцену выходят новые акторы.

В основе деятельности и идеологии наиболее несистемных из них лежит религиозная мотивация. При этом именно такие группировки имеют тенденцию к доминированию в общемировом террористическом процессе. Хотя религиозную мотивацию под насильственные действиия экстремистского и террористического характера подводят представители разных конфессий, в силу целого ряда субъективных и объективных причин самым "заметным" оказался в последние годы "салафитский джихадизм".

НОВОЕ ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

Задающий тон на современной политической сцене "исламистский терроризм", будучи, с одной стороны, явлением качественно новым (прежде всего с точки зрения мотивации своей экстремистской деятельности, а также тех возможностей, которые дают террористам глобализация и технологические достижения1), с другой стороны, в структурном плане лишь развил тен-

ЯШЛАВСКИЙ Андрей Эдуардович, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат политических наук (dosier@ mail.ru).

1 См. об этом: Соловьев Э.Г. Террористические организации в условиях глобализации. М., 2007; Степанова Е.А. Терроризм в асимметричном конфликте. Идеологические и структурные аспекты. М., 2010.

денции, заложенные идеологически или этнона-ционалистически мотивированными террористами предшествующих десятилетий. Это касается и транснационального характера деятельности, и характера террористических операций (даже приписываемые исламистам в качестве особо присущего им элемента суицидальные теракты не являются их изобретением), и умелого использования возможностей масс-медиа и т.д. Весь практический "инструментарий" фактически достался исламистам "по наследству" от террористических группировок, выступавших под светскими лозунгами. Мало того, даже с точки зрения теории и идеологических построений, как это ни парадоксально, между секулярными (чтобы не сказать атеистическими) ультралевыми террористами и возводящими мусульманскую веру во главу угла сторонниками "глобального джихада" конца ХХ - начала XXI в. существует немало сходных черт на структурном уровне. Та же ненависть и непримиримость к инакомыслию, то же манихей-ское вйдение мира, четко разделяемого на "добро" и "зло", такое же неприятие современных западных институтов и телеологичность (если в случае тоталитарных идеологий левого спектра борьба ведется за приближение бесклассового будущего, то в другом случае - за создание идеального халифата).

Феномен джихадистского терроризма есть сочетание целого ряда "ингредиентов" как религиозного, так и сугубо светского характера, и представляет собой следствие множества долговременных и кратковременных процессов как внутри исламского мира, так и за его пределами. Движения, ратующие за "глобальный джихад", надо рассматривать в контексте процессов глобализации. «Сопутствующие ей информационная революция и революционные технологические изменения позволили негосударственным субъектам играть существенно более заметную роль в международной политике. При этом возникновение новых субъектов действия далеко не всегда укладывается в рамки парадигмы формирования "глобального гражданского общества". Обратной

стороной "неправительственного порядка" можно считать широкое распространение транснациональных террористических организаций»2.

При всей специфике салафитско-джихадист-ской идеологии, все же трудно не заметить, что по своей структуре она напоминает идеологические построения и практические действия адептов других идеологических конструкций, лежащих далеко за пределами исламского мира. На это, в частности, обращал внимание С. Хантингтон, находивший черты сходства между исламским возрождением и распространением марксизма "своими священными текстами, видением идеального общества, стремлением к фундаментальным изменениям, неприятием сильных мира сего и национального государства, а также разнообразием доктрин, начиная с умеренного реформизма и заканчивая неистовым религиозным духом"3.

Салафитская идеология основывается на утверждении, что исламский мир пришел в состояние упадка, поскольку отклонился от праведного пути, и "чтобы вернуть славу и величие Золотого века, следует возвратиться к истинной вере и традициям предшественников, особенно пророка Мухаммада и его соратников"4. Здесь любопытно сочетание футуристической направленности салафитского проекта с ориентацией на восстановление прошлого. Заметим, что именно в ре-волюционаризме и утопическо-футуристической направленности состоит одно из важнейших отличий тоталитаризма от других видов диктатур, от охранительных авторитарно-консервативных режимов. По мнению российского исследователя А. Малашенко, «сегодняшняя салафийя имеет четко выраженную компенсаторную функцию: содержащийся в ней призыв к возврату в "золотой век" является признанием неудач развития мусульманского мира, поиска новых (но взятых из прошлого, "старых") ориентиров. Основой преодоления трудностей должно стать восстановление "истинных" исламских понятий, а уж затем в полном соответствии с ними следует предпринимать практические действия»5.

Борьба экстремистских радикальных исламистов может включать в себя одну или несколько

2 Соловьев Э.Г. Террористические сети и оружие массового поражения / Современные политические процессы и имидж России. М., ИМЭМО РАН, 2007. С. 87.

3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 164.

4 Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М., 2008. С. 13.

5 Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа.

М., 2001. С. 69.

из перечисленных ниже целей. Во-первых, эта борьба нацелена на свержение светских режимов в странах с преобладающим мусульманским населением (более того, даже теократические и фундаменталистские правительства могут быть объектами нападок ультрарадикалов - как это происходит, например, в Саудовской Аравии). Во-вторых, эта борьба может быть направлена на достижение независимости для мусульманских меньшинств в странах, где ислам не является преобладающей религией (с последующим созданием независимых исламских государств). В-третьих, такая борьба может быть направлена на подавление этно-культурных меньшинств в мусульманских странах, требующих независимости или автономии. В-четвертых, эта борьба направлена на нейтрализацию влияния иных (прежде всего западных) цивилизаций на линии соприкосновения с исламской культурой6.

В идеологических конструкциях салафитов-джихадистов одно из центральных мест занимает антизападная угрожающая риторика, активно эксплуатирующая три основные темы. Первая: утверждается, что Запад неумолимо враждебен исламу и представляет для него смертельную опасность. В этой связи уместно указать на популярность в идеологических построениях воинствующих исламистов конспирологических теорий, прежде всего об иудейско-христианском заговоре против ислама. Вторая: исходя из "угрозы" со стороны Запада мусульманскому миру, единственный ответ на эту угрозу, понимаемый Западом, - это язык насилия. Третья: джихад -единственный путь борьбы с Западом. По сути дела, идеологи джихадизма подхватывают мотивы популярной на Западе идеи "столкновения цивилизаций". В частности, Усама бен Ладен оперировал именно этим понятием, когда утверждал: «Эта борьба - борьба идеологическая и религиозная, и это столкновение есть "столкновение цивилизаций". Они [США и Запад] стремятся уничтожить исламскую идентичность во всем исламском мире. Это истинная позиция по отношению к нам...»7. Поэтому, помимо тактических задач, в идеологическом арсенале радикальных исламистов имеются и стратегические, можно сказать, конечные цели. Такую конечную цель, достижимую путем глобального джихада, предполагает используемый идеологами "Аль-Каиды"

6 Cm.: Bukay D. Muhammad's Monsters: A Comprehensive Guide to Radical Islam for Western Audiences. Green Forest, 2004. P. 63.

7 Quotations from Osama Bin Laden. By Brad K. Berner. New Delhi, 2007. P. 34.

и близких ей по духу исламистских группировок концепт халифата.

Джихад видится как апокалиптическая битва между силами Добра и Зла. «Представляя джихад как космическую борьбу между добром и злом, немногие джихадисты предвидят "краткую войну", если только воля врага не будет сломлена удачными террористическими ударами, включая операции шахидов и атаки с большим количеством жертв в сочетании с войной на истощение. Вместо этого джихадисты представляют себе продолжительный и глобальный конфликт»8. Концепт, предполагающий, что восстановление халифата путем джихада есть долгая борьба, иллюстрируется цитатой из Аймана аз-Завахири: "Если наша цель - всеобъемлющее изменение, и если наш путь, как показывают нам Коран и наша история, - это длинный путь джихада и жертв, мы не должны отчаиваться из-за повторяющихся ударов и бедствий"9.

Несмотря на претензии джихадистских идеологов на "особость" своего проекта, их устремленность к восстановлению халифата как будущего справедливого общества вписывается в контекст утопической и апокалиптической традиции, присущей авраамическим религиям (не только исламу, но и иудаизму и христианству). Здесь можно принять точку зрения Д. Уилсона, утверждавшего, что "для побежденных или разрозненных людей будущее может быть мощным источником надежды и комфорта. Независимо от того, насколько плохи дела теперь, насколько уныла и гнетуща ситуация, в конце концов люди одержат победу и будут жить в мире, процветании и гармонии. Такое видение

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком