научная статья по теме ИДЕЯ КОСМОСА В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ХРАМ КАК МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИДЕЯ КОСМОСА В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ХРАМ КАК МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ»

ОБЗОРЫ,

ИНФОРМАЦИИ

ДРЕВНИИ ВОСТОК

ИДЕЯ КОСМОСА В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ХРАМ КАК МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ

© 2011

Р. Р. НИЗАМЕТДИНОВА

Автор проводит сравнительный анализ архитектурных храмовых сооружений в культурах Древнего Египта, Шумера, Китая, Индии, выделяет общие и особенные тенденции и закономерности. В частности, выявлено, что в основе первоначальной формы храмов, плана здания были круг и прямоугольник как проекция женского и мужского начала, творения Земли и Неба. Квадрат символизировал четыре стороны света, стихии. Форма пирамид явилась следствием того, что они воспринимались как объединение Земли и Неба, а храмы - как жилище бога или место его средоточия. На известном историческом материале показано, что идея космоса является органической частью архитектуры древних цивилизаций Востока, отражающей мировоззрение населявших его народов.

Ключевые слова: Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, касты, жилище Бога, проекции космоса, храмовая архитектура.

Древний человек с удивительной остротой чувствовал влияние неба, и потому оно играло доминирующую роль в его частной и общественной жизни. Архитектура древних культур служит лучшим доказательством этого влияния. Везде можно встретить символику тех или иных небесных явлений. Цивилизации, возникшие в Средиземноморье (Египет, Междуречье), в Китае и Индии, одни из первых отразили идею космоса в своей архитектуре. Уже в 4-3 тыс. до н.э., на начальном этапе развития этих цивилизаций, создаются архитектурные ансамбли круговой и прямоугольной формы.

Шумерская культура имела овальные и прямоугольные формы в архитектуре. Отличительной особенностью каждого города был главный храм, расположенный на высокой террасе, перерастающий в массивную башню с уступами, зиккурат. Центром города у шумеров был храм. Этот сакральный центр осуществлял главные функции -поддерживал связь с космосом, богами и тем самым обеспечивал защиту города, его процветание. Архетипы всех вавилонских городов находились в созвездиях: Сиппар имел свой архетип в созвездии Рака, Ниневия - в созвездии Большой Медведицы, Ассур - в звезде Арктур.

У всех египетских пирамид была особенность - вход располагался с северной стороны, что делалось с целью привязать вход к околополярным звездам, которые, оставаясь как бы вечно неподвижными, считались символами вечности и окончанием небесного путешествия фараона. Размещение трех пирамид Гизе было по единому плану, который соответствует Ориону. Геометрическая система осей связывает центральную пирамиду Хафра с малой пирамидой. Если две пирамиды спланированы по одной диагональной линии, то третья, Менкаура, меньшая по размеру, установлена с небольшим отклонением. Ученые установили, что размещение пирамид в Гизе предопределено расположением звезд в созвездии Ориона [Edwards, 1993].

Звезда Сириус "Сотис" и Сфинкс составляли основу комплекса религиозно-культовых традиций Древнего Египта. Эпоха создания Сфинкса (2782 г. до н.э.) относится к тому времени, когда, в понимании египтян, явлением, предваряющим разлив Нила, была первая утренняя видимость Сириуса. "В эту эпоху мог быть введен солнечный календарь, первый день года которого совпал с днем видимости звезды Сириус" [Кузьмин, 1998, с. 200]. Сфинкс олицетворял осмысление крупного астрономического наблюдения жрецов. Также он мог символизировать измерение длительности солнечного года, был первым философским осознанием времени и его цикличности. Следы водной эрозии на его поверхности могли свидетельствовать о ритуальных водоизлияниях, цель которых - "моделирование" разлива Нила, несущего плодородие и тем самым дающего жизнь людям. Сфинкс являлся некой центральной фигурой, на что указывает его ориентация относительно стран света. Его взгляд устремлен точно на восток, как бы охраняя место восхода солнца.

Одна из основных китайских истин гласит: небо господствует над всем. В Древней Индии на хараппских табличках изображались созвездия, а надписи утверждали, что хараппцы ведут свой род от небесных светил: Солнца, Луны и звезд.

Взаимосвязь архитектуры с окружающей средой, строительство храма на холме или высоком, мифическом месте, использование декоративной космической символики - все это говорит о том, что храм явился отражением порядка и законов космоса.

Для храмов древних культур было характерным украшение колоннами, скульптурами, особая планировка пространства, но для каждой культуры характерны свои особенности.

Шумерский храм украшался колоннами и полуколоннами из сырца, покрытых узорами из зигзагов, ромбов и треугольников. Иногда внутренние стены украшались фресками с изображениями человека и животных, геометрическими мотивами. В центральном прямоугольном святилище находилась статуя бога, перед которой размещался стол для подношений. Первые храмы в Эриду представляли собой стол, алтарь, изображение самого бога. Позднее в Кафаджахе все пространство вокруг было установлено скульптурами, изображающими простых смертных, включая медные статуи обнаженных мужчин, которые, вероятно, были дарами богам храма. Через эти статуи молящиеся обращались к богам. Храм воплощал в себе все сообщество. Шумеры верили, что город был собственностью божества, покровительствующего городу, которому он доверился в день своего создания, и выражали это убеждение алтарным изображением и эмблемой города. Храм в Эриду, как показали раскопки, неоднократно разрушался и восстанавливался, археологи раскопали 12 уровней. Самый древний был построен на первозданном бархане, чистом песке. Оказалось, что Эриду - древний город-шахта, который раскрывает период его жизни на протяжении 2000 лет [Шумер..., 1997, с. 53]. Урук, который, согласно Ветхому Завету, является библейским городом Ерех, лежит около 35 миль от аль-Убайида. Его Белый храм, возможно посвященный богу Ан, поднимается на искусственном кургане в отличие от Эриду. Курган высотой 40 футов устремляется к небу, как лестница между Землей и Небом, - это один из самых ранних зиккуратов, самый оригинальный в шумерской архитектуре.

Представление о том, что боги живут на вершинах гор, легло в представление о форме храма. Вавилонская башня, храм Мардука, должна была собрать весь народ и довести его до неба. С его галерей жрецы наблюдали за движениями планет и светил. Священное число семи планет проходит в истории творения. Наблюдения за планетами дали человеческому мышлению толчок, действие которого продолжилось тысячелетия. Эти наблюдения за движениями планет могли быть истолкованы как проявление произвольной, самостоятельной жизни. В движениях планет заключалось астрономическое доказательство того, что светила небесные - одушевленные существа. На шумерских печатях названия небесных тел часто сопровождали имена в знак вежливости, почитания и уважения. Мы можем увидеть аналогии с хараппскими печатями (Древняя Индия).

Если мы обратимся к Древнему Египту, то также увидим, что храм воплощает в себе некое мифическое место, а именно первобытный холм. Он стоит на том клочке земли, который первым вынырнул из вод потока и на который ступил Бог-Творец, чтобы начать работу по сотворению мира. Таким образом, храм ведет свое происхождение через длинную цепочку изменений, от того древнейшего святилища на первобытном холме, воздвигнутого самим Богом-Творцом. С каждым большим храмом поздней эпохи связан подобный миф, который прослеживает его генеалогию до начала сотворения мира. Следовательно, храм ассоциируется с началом мира. В самом его архитектурном облике многое напоминает о прошлом. Ян Ассман пишет, что канне-люрованные поверхности - не что иное, как имитация в камне фактуры примитивных построек из связок тростника. Храм напоминает о том, как строили в первобытную эпоху, он - образ космоса во временном смысле. Этот космос наполнялся деятельностью и жизнью через рельефное изображение мифов, культовых сцен на стенах храмов.

Когда речь идет о Древнем Египте, сразу вспоминаются такие словосочетания, как "Образ неба", "Храм всего мира", "Земная обитель богов" - именно такими словами восхваляется Египет в тексте из "Герметического свода". Храм воплощает небо на земле, но он же - небо и земля в совокупности. "Он сосуд с сакральным содержимым в профанном мире; и он же - мир, до краев наполненный присутствием бога", - пишет Ян Ассман [Ассман, 1999, с. 62]. Египетский храм, если посмотреть на него снаружи, кажется запечатанным сосудом, в котором находится божественная сила, а для того, кто находится внутри, этот сосуд представляет собою весь мир. Таким образом, храм изображает мир. Статуя бога наполняет храм божественным "излучением", а бог одновременно наполняет светом весь космос. Присутствие бога во всем лежит в основе космической символики храма. Наос, в котором стоит культовая статуя, есть одновременно пространство неба, где живут боги. Двери наоса - врата неба, через которые по утрам проходит солнечный бог. Остальная часть храма - это мир, и Бог-Солнце, восходя на востоке, озаряет его своим светом.

В позднеегипетском храме пол символизирует землю или, по мнению некоторых ученых, разлив Нила, а потолок - небо. Колонны имеют форму растущих на земле растений, а нижняя часть стен декорирована изображениями болотных трав или процессий "нильских божеств", несущих жертвенные дары и всегда обращенных лицами к внутренней части храма, это воплощение социального аспекта, интерпретация космоса как общества. Потолки, представляющие небо, украшаются звездами или астрономическими эмблемами. Промежуточное пространство между полом и потолком, т.е. землей и небом, занято настенными рельефами - культовыми сценами, которые наполняют этот каменный космос деятельностью и жизнью. Колонны с изображениями растений и фризы с болотными травами воплощают космический аспект земли, но у археологов нет по этому поводу общего мнения. Некоторые полагают, что колонны -это каменные опоры, которые только украшены стилизованными мотивами стеблей и цветов. "Задача египетской колонны не столько поддерживать, нести, сколько давать ограду, показывать путь, образовывать лес вокруг паломника", - писал Б.Р. Виппер, доказывая, что задача ее в большей

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком