научная статья по теме ИДЕЯ ПОРЯДКА В КОНФЛИКТЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ (1517-1555 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕЯ ПОРЯДКА В КОНФЛИКТЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ (1517-1555 ГГ.)»

УДК 94(430).031

В.А. Дятлов

ИДЕЯ «ПОРЯДКА» В КОНФЛИКТЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ (1517-1555 гг.)

В статье рассматривается значение идеи «порядка» в немецком обществе в условиях реформационного движения и религиозного раскола. Особое внимание уделяется трактовкам понятия «порядок» в проповеди сторонников католицизма, в учениях и программах реформаторов, в политике князей. В условиях Реформации и Крестьянской войны, обострения религиозного и социального противостояния формируется идея установления «твердого» порядка, строгой дисциплины.

Ключевые слова: Германия, Реформация, Лютер, Карлштадт, порядок, дисциплина, церковь, власть, общество.

Понятие «порядок» (Ordnung) принадлежит к числу ключевых слов политического и социального словаря немецкого общества позднего Средневековья и раннего Нового времени. В документах, трактатах и письмах это понятие выступает в качестве и высшей ценности, и штампа, клише, которые принято было употреблять для декларации государственных и общественных интересов. Достаточно напомнить, что подавляющее большинство нормативных и законодательных документов носили название Ordnung (Kirchenordnungen, Armenordnungen, Polizeiordnungen).

В последние десятилетия историки обратились к изучению различных понятий, которые выражают такие социальные ценности, как «мир», «безопасность», «общее благо», «общая польза». Исследование идеи «порядка» занимает относительно скромное место. В значительной мере это можно объяснить тем, что в силу широкого употребления этого слова его значение и смысловое наполнение затрагивается при изучении различных аспектов реформационного движения и особенно процесса «социального дисциплинирования» в немецком обществе раннего Нового времени.

Идея порядка занимает центральное место в концепции Реформации Б. Хамма, который рассматривает ее как целенаправленное нормативное регулирование (Zentrierung) общества на основе нового религиозного учения с целью преодоления таких негативных явлений, как индивидуализм, обострение конфликтов, беспорядков, падение авторитета церкви и власти. Реформация, таким

образом, была направлена на интеграцию общества и власти на основе «единой нормативности»1. Немецкий историк Г. Тепфер на основе анализа представлений о «порядке», устройстве общества в учениях позднего Средневековья и эпохи Реформации настаивает на наличии в них двух политико-правовых подходов. Первый сводился к преобразованию церкви и общества на основе «единого Божественного права», второй предполагал создание относительно независимого церковного и светского устройства2. Не отрицая наличия в Реформации сложных и противоречивых тенденций, авторы склонны подчеркивать ее целенаправленность, ориентацию на утверждение новой системы церкви, общества и власти.

В исторической литературе широкую популярность приобрела концепция «социального дисциплинирования», установления твердой дисциплины и наведения «порядка» в обществе в условиях его модернизации в эпоху раннего Нового времени. Г. Ост-райх, Х. Захсе, Ф. Теннштедт, М. Дингес рассматривали дисциплину в качестве важного элемента экономической, социальной и демографической стабилизации, воспитания низших слоев в духе послушания властям, определения их места в обществе в условиях распада сословной иерархии. Введение суровой социальной дисциплины началось в XV в. в виде реакции городских властей на социальные проблемы и сводилось к «социальному регулированию», которое в следующем столетии перерастает в целенаправленную политику «социального дисциплинирования». Главная цель этой политики - укрепление власти и воспитание законопослушности населения3. П. Мюнх дает более широкую интерпретацию социальной дисциплины, распространяя ее на сферу политических отношений и отводя ей ключевую роль в формировании абсолютизма и лютеранской церкви. В его иссле-

1 Hamm B. Von der spätmittelalterlichen reformatio zur Reformation: der Prozess normativer Zentrierung von Religion und Gesellschaft in Deutschland // Archiv für die Reformationsgeschichte. 1993. Bd. 84. S. 33-34.

2 Töpfer B. Die Wertung der weltlich-staatlichen Ordnung durch die Reformatoren des späten Mittelalters und der frühen Neuzeit. B., 2005. S. 34-44.

3 Oestreich G. Geist und Gestalt des frühmodernen Staates. Ausgewählte Aufsätze. B., 1969. S. 188-196; Sachsse Ch., Tennstedt F. Geschichte der Armenfürsorge in Deutschland. Vom Spätmittelalter bis zum Ersten Weltkrieg. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, 1980. S. 36-39; Soziale Sicherheit und soziale Disziplinierung: Beiträge zu einer historischen Theorie und Sozialpolitik / Hrsg. Ch. Sachsse, F. Tennstedt. Frankfurt a. Main, 1986; Dinges M. Frühneuzeitliche Armenfürsorge als Sozialdis-ziplinierung? // Geschichte und Gesellschaft. 1991. Bd. 17, H. 1. S. 5-29.

дованиях она выступает в качестве одного из главных факторов всеобщей рационализации4.

В последнее время историко-социологический анализ понятий дисциплины и порядка начинает уступать место политико-правовым исследованиям этих феноменов. Т. Симон, автор ряда обстоятельных исследований политической мысли раннего Нового времени, сделал вывод о преобладании в XVI в. идеи «морального порядка», сформировавшейся под воздействием Реформации и протестантизма5. Развитие теории общественного порядка, укрепление нравственности, проведение реформы образования и церковной жизни в этот период происходит под сильным воздействием библейских норм. Одновременно он указывает на усиление роли полицейских органов обеспечения порядка, которые выступали важным средством государственного воздействия на общество.

Идея порядка и дисциплины рассматривается как важный элемент стабилизации общества в условиях его трансформации и модернизации. Вместе с тем закономерно возникают вопросы о том, каким образом конфликты власти и общества во время Реформации сказались на эволюции идеи порядка и социальной дисциплины, какие представления о «порядке» отстаивали противоборствующие стороны в развернувшемся конфликте. Не менее важно выяснить, какую роль играли настроения широких слоев общества в пользу установления твердой дисциплины и порядка.

В условиях религиозного и социально-политического кризиса идея порядка, стабильности, правильного, справедливого устройства и функционирования власти, церкви и общества, приобретает широкую популярность и привлекательность. Она выступает идеалом, образцом, моделью будущего устройства и служит, таким образом, противоположностью существующему «беспорядку». Борьба за ее реализацию приводит к различному пониманию порядка, порождает многочисленные его трактовки, что, в конечном итоге, усиливает раскол и дестабилизацию общества.

4 Münch P. Lebensformen in der frühen Neuzeit. Frankfurt a. Main; B., 1992. S. 65; Idem. Zucht und Ordnung. Reformierte Kirchenverfassungen im 16. und 17. Jahrhundert. Stuttgart, 1978; Idem. Ordnung, Fleiss und Sparsamkeit: Texte und Dokumente zur Entstehung der «bürgerlichen Tugenden». München, 1984.

5 Simon Th. «Gute Policey». Ordnungsleitbilder und Zielvorstellungen politischen Handels in der frühen Neuzeit. Frankfurt a. Main, 2004; Idem. Gemeinwohltopik in der mittelalterlichen und frühneuzeitlichen Politiktheorie // Gemeinwohl und Gemeinsinn: Historische Semantiken politischer Leitbegriffe / Hrsg. H. Münkler, H. Blum. B., 2001. Bd. I. S. 129-146; Gute Polizey als Politik im 16. Jahrhundert / Hrsg. P. Blickle. Frankfurt a. Main, 2003. S. VI-VII.

Лютер и его последователи изначально ставили задачу осуществить Реформацию с помощью имперских, княжеских и городских властей. Однако этот замысел оказался несбыточным - реформационное движение привело к конфликту широких кругов общества с имперскими и княжескими силами, что показал Вормсский рейхстаг 1521 г. и последовавшие за ним стихийные выступления против церкви и духовенства. Проповедь Евангелия, реформа богослужения, отказ от католической мессы, принятие Причастия под двумя видами, «штурмы икон», требования передачи церковного и монастырского имущества и доходов в «общие кассы» городов - наиболее характерные черты раннего реформационного движения. В 1521-1525 гг. Реформация развивалась как широкое общественное движение, в котором ключевую роль играли представители образованных кругов, бюргерство, крестьянство, городские и сельские общины. С одной стороны, наблюдается активизация разных слоев общества, а с другой -становится очевидным бессилие имперских и княжеских властей решить церковный вопрос и наиболее острые социальные и политические проблемы.

В подавлении реформационного движения и усмирении волнений и восстаний имперские власти и католические князья отводили идее порядка центральную роль. В проповедях католических идеологов и декларациях княжеских чиновников красной нитью проходит мысль о незыблемости существующего церковного, социального и политического устройства. Главный аргумент в его защиту сводился к тому, что оно имеет Божественное происхождение и представляет собой систему, которая зиждется на праве, законах, обычаях, христианских ценностях, на иерархии, послушании, единстве церкви и власти. Католические проповедники всячески подчеркивали давность «церковного порядка», который «существует уже свыше четырнадцати веков и определяет всю христианскую жизнь»6. Власти и их защитники старались убедить общество в том, что «порядок» - это норма жизни, отступление от которой ведет к стихии, хаосу, когда каждый действует исходя их собственных, корыстных интересов.

В давности, «старости» существующего порядка представители власти и церкви усматривали одно из главных его достоинств и старались использовать это в качестве довода его истинности.

6 Briefe und Akten zur Visitationsreise des Bischofs Johannes VII. von Meissen in Kurfürstentum Sachsen 1522 // Archiv für die Reformationsgeschichte. 1908. Bd. 5.

S. 273, 283.

Тезис о давности призван был подчеркнуть Божественное происхождение власти, необходимость полного послушания ей. Власти от Бога - таков лейтмотив выступлений княжеских чиновников и их идеологов. При этом идентификация порядка и послушания подкрепляется в бо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком