научная статья по теме ИЕЗУИТЫ В БАССЕЙНЕ АМАЗОНКИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИЕЗУИТЫ В БАССЕЙНЕ АМАЗОНКИ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.В.Ракуц

Иезуиты в бассейне Амазонки

В статье рассматриваются ход и результаты деятельности иезуитов в XVII—XVIII вв. на территориях современной Восточной Боливии и перуанско-эквадорского пограничья. Успех миссионеров в первом из указанных районов и неудачи во втором зависели не только от уровня культуры местного населения, но и от конкретной политической обстановки — наличия испанских войск, вторжения португальцев, взаимоотношений между индейскими группами и т.д.

Ключевые слова: иезуиты, Амазония, индейцы, миссии.

Территории современных боливийских департаментов Санта-Крус и Бени были еще одним районом, где деятельность иезуитов можно признать успешной и где они реализовали свою «утопию», хотя это потребовало много времени и сил. Испанцы пришли на эти земли в поисках мифических стран золота — Эльдорадо и Пайтити. Однако там, где не было даже пригодного для изготовления орудий камня, не говоря уже о металлах, золота конкистадоры не нашли. Но в результате этих походов в 1561 г., после подчинения испанской короне двух индейских групп — тамакоси и горго-токи, на территории, включенной в вице-королевство Перу, был основан город Санта-Крус-де-ла-Сьерра. На место, где он сегодня отмечен на географических картах, город был перенесен лишь в XVII в., два первоначальных же его местоположения оказались неудачными, и их пришлось сменить, во многом из-за сопротивления местных индейцев1. Санта-Крус-де-ла-Сьерра, ставший форпостом колонизации, как предполагалось, должен был также играть роль и важного перевалочного пункта на пути из Парагвая в Перу. Этому, однако, мешали и отчаянное сопротивление индейцев, и постоянная угроза португальских вторжений из Бразилии, целью которых была как охота за рабами, так и попытка пробиться к знаменитому серебряному руднику Потоси. Санта-Крус в реальности был настоящим захолустьем, численность испанского населения (мужского) не достигала в конце XVI в. даже 200 человек, и жили они исключительно сельским хозяйством — скотоводством и отчасти земледелием. Но испанцы обладали редкой способностью основывать города в самых неподходящих для этого местах: так было с Лимой, с Ла-Платой (современный Сукре в горных районах ны-

Окончание. Начало см.: Латинская Америка, 2012, № 2.

нешней Боливии — прежний центр судебного округа Чаркас) и другими. Но несмотря на то, что в районе Санта-Круса бывали длительные засухи, там наряду с местными культурами (банан, гуайява, лукума) выращивали европейские (смоква, виноград, дыня), а также хлопок, маис, маниок, рис, фасоль, чего было бы достаточно для самообеспечения. Но испанцы очень страдали от почти полного отсутствия возможности выращивать пшеницу, а маис они за хлеб не считали. Это немало поработало в свое время на иезуитов, которых индейцы повсеместно уважали за то, что они ели то же, что и их подопечные2.

Для сельскохозяйственных работ требовались рабочие руки, т.е. индейцы, поскольку сами испанцы как «благородные» работать, естественно, не собирались. В результате здесь также были созданы энкомьенды — «попечительства» над индейцами, бегство которых из под такой «опеки» также стало причиной неоднократного переноса в другие места основывавшихся испанцами вблизи Санта-Круса населенных пунктов. Для испанцев в тех условиях энкомьенда была единственным реальным шансом быстро разбогатеть. Результатом стали постоянные вылазки военных отрядов в поисках тех, кого можно было бы захватить взамен сбегавших и превратить в фактических рабов, как бы красиво это ни называлось (чаще всего использовали инкское обозначение понятия «челядь» — янаконы). Но у восточных склонов Анд испанцы столкнулись с серьезными противниками в лице чи-ригуано (гуараниязычной группировки, переселившейся в указанный район лишь на рубеже XVI в.), а с ними были проблемы еще у инков. Чири-гуано даже смогли разгромить большую военную экспедицию, организованную вице-королем Перу Франсиско де Толедо в 1574 г.3. Другим противником было полиэтничное сообщество индейцев-чикитос, т.е. «маленьких», прозванных так не по причине малого роста, а за их очень низкие жилища-полуземлянки, в которые войти можно было разве что на четвереньках. Чикитос, частью уже побывавшие под властью конкистадоров до перенесения г. Санта-Крус на новое место, успели понять ценность изделий из металла и часто устраивали набеги на испанские поселения, чтобы добыть железные орудия или просто куски железа. Набеги прекратились лишь после карательной экспедиции, результатом которой стало заключение частью чикитос мира с испанцами в 1690 г.4. Однако в Санта-Крусе и ближайших окрестностях было несколько тысяч индейцев — прислуга и работники в энкомьендах. Приличия требовали позаботиться об их душах. В городе некоторое время члены ордена мерседариев* пытались организовать миссию, но неудачно. Немаловажную роль в этом, надо полагать, сыграло то, что на милостыню от верующих рассчитывать не приходилось, а жалованье священникам если и обещали, то не платили: власти Перу, и светские, и религиозные, уже потеряли к Санта-Крусу всякий интерес.

Потерпев неудачу с мерседариями и с попытками покорить индейцев силой, губернатор Санта-Круса попросил прислать ему иезуитов, уже прославившихся своими способностями в деле «умиротворения» аборигенов в Парагвае, Чили и кое-где в Амазонии. К тому же иезуиты в силу своей хорошей физической подготовки и непритязательности обходились вдвое

* Мерседарии — члены ордена «La orden de la Merced», созданного в Испании еще в XIII в., первоначально для выкупа пленных у мусульман.

дешевле обычных монахов или приходских священников. Иезуитов и самих интересовал Сан-та-Крус. Там они видели возможность работать не только с испанцами и закрепощенными индейцами, но и с индейцами еще свободными, а кроме того — они все-таки были люди своего времени — их тоже привлекала идея обнаружить мифические страны золота (Пайтити, Гран-Дорадо и Мохос, якобы хранившие сокровища бежавших от испанцев инков). Это, правда, означало необходимость сопровождать военные экспедиции испанцев, направлявшиеся на поиски этих самых сокровищ, тем более что все испанцы Санта-Круса, включая губернатора Суаре-са де Фигероа, только и жили мечтами обнаружить золотые и серебряные прииски, по слухам, якобы существовавшие где-то к северу от города, в провинции Мохос. Но чтобы получить доступ к вожделенным металлам, надо было сначала «умиротворить» индейцев, ибо покорить их силой оружия не удалось. Значит нужны были миссионеры. Так, по согласованию с провинциальным начальством Общества, раньше, чем в Парагвае — уже в 1587 г. — в городе появились иезуиты (двое священников и один брат-коадьютор). Один из видных деятелей этой миссии, отец Диего де Саманьего, был искренне убежден в возможности скорой находки мифического золотого Пайтити, что, по его мнению, послужило бы и к вящей славе иезуитов, о чем он прямо писал в письме генералу Клаудио Аквавиве (пятому главе иезуитов, 1581—1615 гг.).

К чести Аквавивы, одного из самых (если не самого) выдающихся генералов за всю историю Общества Иисуса до 1767 г., он отнюдь не разделял подобных устремлений своих подчиненных и вскоре даже категорически запретил им участвовать в военных экспедициях против индейцев, работу с которыми он полагал главной заботой Ордена. Он же, кстати, почувствовав, что пришло время менять стиль деятельности, стал настаивать на переходе от кратковременных «летучих» миссий к постоянным — редукциям, полагая последние более эффективными5.

Однако реальная обстановка в Санта-Крусе вынудила иезуитов приспосабливаться к обстоятельствам, учитывая и то, что они сразу оказались в полной зависимости от губернатора (он предоставил им помещение с церковью, оплачивал насущные расходы и т.д.). Скоро их число увеличилось до девяти человек (семь священников и два коадьютора), но легче от этого не стало. Приходилось работать с испанцами и метисами, обычно жившими в незаконных браках с индеанками, часты были ссоры по поводу иму-ществ и т.п., что вынуждало иезуитов улаживать внутренние конфликты: население, фактически оторванное от окружающего мира, тогда состояло

из 160 испанцев и метисов, включая 75 энкомендеро, и 3000 прислуживавших им индейцев и индеанок. Необходимо было также бывать на энкомь-ендах у работавших там индейцев (таких было 8000 душ) и совершать более длительные поездки к индейцам, считавшимся «дружественными». Стали делаться и попытки обращения воинственных чиригуано. Но о создании редукций на время пришлось забыть: как и в других местах, иезуиты вынуждены были работать за нерадивых священников. В городе было еще три мерседария, но в отличие от иезуитов никто из них не знал никакого языка, кроме испанского, а новые миссионеры быстро освоили языки чи-ригуано, т.е. гуарани, чане — аравакский и горготоки, на котором говорила часть чикитос. Иезуитам приходилось посещать и другие испанские поселки, а к «диким» индейцам можно было попасть, только если забраться очень уж далеко — усилиями «добрых христиан» Санта-Круса к 1604 г. (к тому времени он уже был 12 лет как перенесен на другое место), на 50 лиг вокруг города не осталось ни одного индейца не только из-за прямого истребления или бегства населения, но и из-за болезней, занесенных колонистами. Правда, миссионеры, в одиночку или по двое в самом начале своей работы еще добирались до «дикарей», живших тогда ближе, на расстоянии в 30 лиг к востоку от города, в провинции Итатин, а падре Саманьего несколько раз один ходил к чиригуано. Иногда миссионеров призывали отдельные вожди, так как группы чиригуано враждовали не только с испанцами, но и между собой. Однако в такой обстановке вряд ли можно было рассчитывать на успех христианских проповедей, хорошо еще, что оставались живы. В большинстве же случаев индейцы просто не желали пускать к себе миссионеров. В этой ситуации даже подарки помогали мало.

Среди «крусеньос» — жителей Санта-Круса — авторитет иезуитов был высок, но работать результативно в тех условиях они не могли. Тем более что уже в 1590 г. с целью улучшения снабжения и поиска новых индейцев для закабаления было решено п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком