научная статья по теме Игровая компьютерная зависимость у подростков как социальная проблема (на примере г. Майкопа республики Адыгея) Биология

Текст научной статьи на тему «Игровая компьютерная зависимость у подростков как социальная проблема (на примере г. Майкопа республики Адыгея)»

праздник семантически связан и со своеобразным временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным сакральным ритуалом, танцем, приемами, пиршеством. Любой праздник предполагает в таком случае радостное событие, но непременно связанное с сакральным переживанием «духовной связи» с неким абсолютным сакральным центром.

Феномен праздника можно представить в виде трехэтапной структуры. Она включает длительную психологическую и физиологическую подготовку (пост - подчинение тела душе и духу), яркий ритуализированный обряд (подчинение души духу), а также импульс и настрой для максимальной реализации творческого потенциала в направлении формирования собственной личности, ориентирующейся на идеал личности Христа (самоактуализация духа). Форма проповеди, как и искусство храмового оформления, необходима для подчинения чувственной и рациональной психической природы, «настройки» на молитвенное состояние, сама же молитва служит способом духовного общения с Богом. Символически значимый и художественно оформленный обряд таинств Покаяния и Евхаристии позволяет переживать трансцендентную реальность Богоприсутствия посредством сакральной символики. Именно «покаяние», как процесс изменения, позволяет человеку, осознавшему свое личностное начало в символически принятых в христианстве образах, «узреть» в себе божественное начало (трансцендентную реальность), понимаемое как творческое, реализуемое в иерархическом построении символически обозначенной структуры собственной личности. Литургия и евхаристическая жертва — «движение человека к Богу и Бога к человеку» — способны вызвать в христианине переживания эмоционального подъема, ощущения радости от осознания Богообщения. Именно такая радость свидетельствует о восстановлении иерархического принципа человеческой природы.

Таким образом, можно говорить о праздничной традиции как о ритуализированной форме, позволяющей выстраивать целостную личность, снимая противоречия внутреннего и внешнего мира посредством построения иерархической системы, сакральным центром которой является Личность Иисуса Христа. В современной культурно-исторической ситуации праздничное многообразие размывает ценностные ориентиры, необходимые для формирования целостного мировоззрения, создавая праздники-симулякры, имитирующие радостные переживания. Знакомство молодежи с антропологическим аспектом праздников позволит раскрыть подлинно сакральный смысл христианского мировосприятия и ощутить радость полноты и осмысленности бытия.

Список использованных источников

1. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. URL: www.sokratib.ru

2. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Наука, 1985.

3. Иерархия. URL:www.philosophy.polbu.ru

4. Каган М.С. Целостность.иКЬ^^^^уНЬ.о^.т

5. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Клин: Христианская жизнь, 2004. С.43—47.

УДК 316.6:37.013.42 (470.621)

С.М. Сташ

Майкопский государственный технологический университет г. Майкоп, Россия

ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА (НА ПРИМЕРЕ Г. МАЙКОПА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)

В статье автором дается осмысление такой социальной проблемы как игровая компьютерная зависимость у подростков, представляются результаты социологического исследования и предлагаются пути решения проблем по данной теме.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами» (от английского «game» - игра). Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выжива-

ние, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере [1].

Термин «компьютерная зависимость» (или так называемая игромания) определяет патологическое пристрастие подростка к проведению времени за компьютером. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них [2]. Это становится большой социальной проблемой. Компьютерные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социальной адаптации, усвоения социальных ролей. Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной. В силу этого выбранная тема исследования представляется важной и актуальной. Цель работы -исследовать игровую компьютерную зависимость у подростков как социальную проблему, проанализировать деятельность сети компьютерных клубов г. Майкопа и разработать программу культур-но-досуговых мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости.

Объектом исследования является игровая компьютерная зависимость подростков как социальная проблема. Предмет исследования - технологии и формы организации профилактики игровой компьютерной зависимости у подростков. Нами были систематизированы существующие в литературе сведения по игровой компьютерной зависимости у подростков и предложены пути решения данной социальной проблемы, в этом определенная научная новизна нашего исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что приведенные в работе выводы и обобщения могут быть использованы в текущей перспективной работе с детьми и подростками при организации их культурно-досуговой деятельности. Знать особенности и специфику применения различных направлений и технологий культурно-досуговой деятельности при организации работы с подростками, уметь использовать полученные знания на практике заметно помогут решить вопрос игровой компьютерной зависимости детей.

Сегодня компьютерные игры, Интернет, игровые автоматы являются для многих тем миром, где все просто, где нет проблем и нет конфликтных ситуаций. Когда-то благосостоянием в доме считался телевизор, потом магнитофон. В 1980-е гг. этим стало видео, а в 1990-е гг. - персональный компьютер, который открывал такие возможности и горизонты, что иметь такую игрушку мечтал каждый. Сегодня компьютером никого не удивишь.

Анализ деятельности компьютерных клубов в г. Майкопе показал, что большинство из них не имеют отдельных приспособленных помещений. Они размещаются в Интернет-клубах, магазине, кафе, где имеется большой дефицит территории, и в этом же помещении или рядом производится продажа спиртных напитков и табачных изделий, наблюдается даже непосредственное распитие спиртных напитков в кафе. В компьютерном зале, расположенном в Интернет-кафе напротив вещевого рынка, помимо всего прочего стоит работающий ксерокс в непосредственной близости от играющих детей. Компьютерный клуб имеет отдельное помещение, тем не менее, в соседнем зале находится бар со спиртными напитками и табачными изделиями. Подавляющее большинство клубов работают до полуночи, а некоторые и круглосуточно. Объявлений об ограничении пребывания в ночное время детей и подростков не обнаружено ни в одном зале, зато практически везде есть объявления о значительных скидках на оплату игр в ночное время. Условия в половине помещений не соответствуют ни санитарно-гигиеническим, ни морально-этическим нормам. Дети находятся в запыленных, в задымленных помещениях со слабой вентиляцией и освещением. Часто звучит ненормативная лексика.

Средний возраст несовершеннолетних, находящихся в зале на момент посещения, - мальчики 10-15 лет. Из всего многообразия, в основном, пользуются спросом игры на военную и спортивную тематику, на подростковом сленге называемые «стрелялки» и «гонялки». Именно такими играми было увлечено 85% посетителей на момент наблюдения. И лишь 15% подростков старшего возраста выбрали для игры так называемые «стратегии», развивающие логическое мышление. Несмотря на наличие администратора зала, который выполняет, в основном, организационные функции и не осуществляет руководство за игровой деятельностью детей и подростков, можно отметить, что никто не направляет выбор детей в нужное русло и не следит за их состоянием и поведением во время игры.

Прейскурант оплаты за игру строится по такому принципу, чтобы ребенок с любой, даже с маленькой суммой, мог стать клиентом заведения. Оплата начинается с 10 рублей за 15 минут (40 рублей за час). Ни в одном из клубов не ограничивается время пребывания ребенка за компьютером. Более того, в некоторых клубах стимулируется пребывание за компьютером более длительное время - гибкой системой скидок (тот, кто покупает 3 часа, премируется дополнительными бесплатными

30 минутами). Опрос несовершеннолетних клиентов в проверяемых клубах показал, что большая часть приходит сюда каждый день и может находиться в этих залах по 4-5 часов.

По заявке комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу нами была разработана анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие дети, состоящих на учете родителей в отделе семьи, материнства и детства, из них 90 мальчиков и 120 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере детей и подростков и выявить степень значимости компьютера, и в общем информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

Можно сделать вывод о том, что современные компьютерные игры существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-15 лет, т.к. полученные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком