НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ИЛЬЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Обзор XVI Международной научной конференции
В апреле 2014 г. в Москве прошла юбилейная XVI Международная научная конференция "Ильенковские чтения" на тему: "Э.В. Ильенков: диалектика и культура (к 90-летнему юбилею философа)". В ней приняли участие 95 человек из разных городов России, Белоруссии, Украины, Казахстана, а также из Германии, Финляндии, Польши, Канады. В качестве организаторов конференции выступили Современная гуманитарная Академия, Философское общество "Диалектика и культура", Общероссийское общественное движение "Альтернативы", Александровский институт Хельсинкского университета (Финляндия), журнал "Historical Materialism" (Великобритания).
За 36 лет, прошедших с тех пор, как Э.В. Ильенкова уже нет с нами, его идеи нисколько не потускнели, наоборот, приобрели много новых сторонников по всему миру. В конце XX столетия в Кембридже и Хельсинки вышли две посвященных его творчеству книги [Бакхерст 1991; Левант, Ойттинен (ред.) 2014]1. В них преобладает оценка наследия Ильенкова с позиций аналитической философии, чуждой самому Ильенкову, и, тем не менее, в этих книгах впервые был начат серьезный диалог западных философов с Ильенковым и его последователями в России. Диалог этот продолжился на страницах посвященных Ильенкову номеров журналов "Studies in East European Thought" (2005, vol. 57) и "Russian Studies in Philosophy" (2010, vol. 48) и ежегодно возобновляется на Ильенковских чтениях, в которых не раз принимали участие философы и психологи из дальнего зарубежья.
В издательстве "Брилль" (Brill) только что вышел английский перевод полной версии книги Ильенкова "Диалектики идеального" [Левант, Ойттинен (ред.) 2014] с комментариями и новыми исследованиями его творчества. В том же издательстве готовится к печати том английских переводов "Умный материализм: очерки о Гегеле и диалектике" [Ильенков 2014]. В Латинской Америке в последние годы один за другим появляются свежие переводы трудов Ильенкова на испанский и португальский языки.
И в нашей стране только в последние годы вышло семь переизданий его книг и статей. Это необычайно важно для русской культуры: ведь, как некогда заметил горячо любимый Ильенковым Гегель, "лишь то, что выражено на родном языке, является истинным моим достоянием", и "лишь тогда можно сказать, что известная наука является достоянием данного народа, когда он обладает ею на своем собственном языке, и по отношению к философии это условие более всего необходимо" [Гегель 1994, 238, 419].
90-летний юбилей Ильенкова отмечался на фоне общемирового всплеска интереса к культурно-исторической теории деятельности (Cultural Historical Activity Theory - CHAT). Этой теме, в частности, посвятил свое выступление на Чтениях молодой философ из То-
ронто Алекс Левант. Он обрисовал спектр интерпретаций творчества Ильенкова на Западе в контексте CHAT, провел презентацию книги "Диалектика идеального" (Левант - автор английского перевода этой рукописи Ильенкова) и анонсировал коллективную монографию "Принцип деятельности в поздней советской философии", которая вскоре выйдет в том же издательстве "Брилль" в серии "Historical Materialism" под редакцией Весы Ойтти-нена и Андрея Майданского. Основная часть этой книги посвящена работам Ильенкова, его соратников и учеников.
Если в прошлые годы Чтения посвящались отдельным аспектам творчества Ильенкова, то на этот раз было решено представить всю палитру интересов мыслителя: истоки сознания и особенности научно-теоретического мышления, проблемы диалектической методологии, исследования природы идеального, принципов формирования личности, творческого воображения, искусства и нравственности, диалектики исторического процесса. Вся эта многогранная проблематика у Ильенкова рассмотрена сквозь призму истории классической философии.
Началось пленарное заседание с доклада академика РАН В.А. Лекторского "Ильенков и современная философия сознания". Под руководством Лекторского в секторе теории познания Института философии АН СССР продолжительное время работал Э.В. Ильенков. Доклад был посвящен современным исследованиям проблемы сознания, главным образом в аналитической философии. Эти исследования, щедро финансируемые и переживающие настоящий бум, ориентируются и во многом опираются на новейшие концепции в области информатики (computer science), нейропсихологии и физиологии мозга.
Расцвет когнитивистики связан в наши дни с надеждами и перспективами создания искусственных устройств, по своим функциям аналогичных человеку. Если во времена Ильенкова споры шли о возможностях создания машины с "искусственным интеллектом", то в наши дни речь заходит уже об андроидах, о переносе человеческого сознания на микрочипы и даже о формировании некого нового человеческого типа - "постчеловека". В.А Лекторский выступил с критикой этой тенденции к технологизации гуманитарных наук. На этом пути, предупредил он, мы рискуем утратить то собственно человеческое, что в нас есть, - утерять идеальное, понимаемое в смысле Ильенкова, как форма деятельности общественного человека.
Разговор о теории идеального был продолжен в докладе С.Н. Мареева "Проблема идеального у Ильенкова и Лифшица". Споры вокруг ильенковской концепции идеального начались, как известно, еще в 60-х гг. после выхода в свет статьи "Идеальное" во втором томе "Философской энциклопедии". Методологическим истоком разногласий Ильенкова и Лифшица в понимании природы идеального, согласно Марееву, является различие между созерцательным и деятельностным подходами к решению данной проблемы в марксизме ХХ в. Подход Лифшица уходит своими корнями в теорию отражения французских материалистов и Фейербаха ("созерцательный материализм", по характеристике Маркса), в то время как в решении проблемы идеального Ильенковым нашла выражение традиция, идущая от Спинозы и Гегеля к Марксу. В результате у Лифшица идеальное понимается скорее натуралистически, поскольку совпадает с совершенными формами самой природы. У Ильенкова идеальное, напротив, понято как культурно-исторический феномен. Труд, подчеркивает С.Н. Мареев, есть начало и архимедова точка опоры в марксистском понимании человека. Идеальное у Ильенкова - форма деятельности, положенная в качестве формы вещи, и в этом качестве она составляет основание мира культуры.
Споры по проблеме идеального, безусловно, демонстрируют неоднозначность марксистской мысли ХХ в. Анализ проблемы идеального возобновился далее в секции под руководством С.З. Гончарова (Екатеринбург). Впервые в работе Ильенковских чтений принял участие автор известной книги об идеальном Э.Г. Классен из Башкортостана. Заслуживает внимания выступление С.Н. Бычкова о выражении категории идеального в методологии математической науки.
Главная трудность проблемы сознания не только для западных теоретиков, но и для приверженцев марксистской традиции состоит как раз в объяснении идеальности сознания. Исследований мозга и тела человека для решения и даже для правильной постановки
этой проблемы оказывается недостаточно. Тут требуется выход в куда более сложную систему, в сферу общественного производства. Идеальные формы возникают не из индивидуальных биологических потребностей индивида, но из потребностей общественного производства человеческой жизни. Именно эти культурно-исторические потребности делают нас способными к поиску истины, а не просто пользы, к восприятию мира под формой красоты, к нравственному поступку, в котором другой человек утверждается как цель, а не как средство.
"Диалектика и культура" - так называется философское общество, организованное последователями Ильенкова более десяти лет назад. Именно это Общество инициирует и проводит ежегодную Международную научную конференцию "Ильенковские чтения". Доклад президента этого общества Г.В. Лобастова был связан с анализом тех методологических проблем, которые, явно или неявно, всегда были в центре внимания участников конференции. И в материалах Чтений, и в публикациях, осуществляемых в рамках работы Общества, рефлексия диалектических форм мышления если еще и осуществляется, то актуализация их как имманентного способа развития мысли при анализе тех или иных конкретных проблем остается без внимания. В этой связи важно отметить теоретическую форму развития мысли у Э.В. Ильенкова. Требуется критически анализировать формы его мышления, исследовать, как им ставится проблема, как она логически эксплицируется. Где, при каких условиях обнаруженная проблема может получить разрешение только развитием исторической практики, а где требуется ее дальнейшая теоретическая конкретизация. Видимая простота текстов Э.В. Ильенкова для некритического восприятия создает впечатление развернутого понятия там, где он только выводит нас на необходимость исследования. В качестве примера Г.В. Лобастов показал способ экспликации Э.В. Ильенковым противоположностей и противоречия научного и нравственного сознания, истины и красоты, взаимосвязи абстрактного и конкретного, всеобщего и особенного. Подчеркивая историчность как самих этих форм, так и их обособленного существования в современной культуре, Г.В Лобастов поставил задачу исследовать в рамках ильенковской методологии генезис каждой из этих форм в ее необходимости и специфике, форму их внутреннего синтеза в универсальности человеческого Я.
Различные аспекты той же проблемы обсуждали И. Рау (Германия) (доклад "Культура и искусство в работах Эвальда Васильевича Ильенкова") и С.В. Резванов (Ростов-на-Дону) ("Э.В. Ильенков о социокультурной природе иллюзорного сознания и методологии его критического анализа"). В фокусе их выступлений и многих других докладов, прозвучавших на нынешних Чтениях, стоял человек как субъект культуры, производящий себя самого как универсальный "ансамбль общественных отношений" (К. Маркс).
О методологических подходах к решению проблемы формирования человека как субъекта шла речь в докладе Весы Ойттинена (Хельсинкский университет, Финляндия). Методологические установки Ильенкова в ходе так называемого "Загорского эксперимента" анализировались им в свете спора Дидро и Гельвеция о том, возника
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.