научная статья по теме ИМПЕРИЯ ЦИН КАК КИТАЙ: АНАТОМИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МИФА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИМПЕРИЯ ЦИН КАК КИТАЙ: АНАТОМИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МИФА»

СТАТЬИ

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ

ИМПЕРИЯ ЦИН КАК КИТАЙ: АНАТОМИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МИФА

© 2014 С. В. ДМИТРИЕВ, С. Л. КУЗЬМИН

Считается, что Китай - уникальное, единственное в мире государство, которое уже более тысячелетия сохраняет непрерывность своей истории и государственности, основанную на последовательной смене правящих династий. Широко распространено мнение, что уже более 200 лет назад понимание Китая и китайцев как многонациональной общности очень напоминало то, что мы сейчас связываем с национальной идентичностью Китая ХХ в. и его граждан (например, [Zhao, 2006, p. 14]). Такой взгляд, однако, базируется на древней китаецентристской модели и не выдерживает сравнительно-исторического анализа [Дмитриев, Кузьмин, 2012]. Особый интерес в этом контексте представляет цинская эпоха - последняя, когда Китай находился под властью императоров. Можно ли считать Китаем империю Цин? Этому вопросу посвящена данная статья.

Ключевые слова: Цин, Китай, Монголия, Тибет, государственность, независимость, китаецентризм, тибетский буддизм, Синьхайская революция.

Каждое государство должно обладать неким уникальным комплексом признаков. Эти признаки могут меняться во времени, но должно оставаться что-то общее - то, что позволяет признать непрерывность существования данного государства. Именно эти признаки, а не декларации (пусть и пользующиеся признанием) определяют данное государство и отличают его от других. Попробуем сравнить отличительные черты империи Цин с таковыми других империй, имевших сходные принципы легитимации власти, а также с Китаем (ведь он сформировался задолго до империи Цин).

Китай. В прошлой статье [Дмитриев, Кузьмин, 2012] мы проанализировали историю формирования и сферу применения понятия "Китай" - Срединного государства (кит. Чжунго), а также проблему "китайских династий". Можно выделить несколько существенных признаков Китая, которые остаются специфичными для него на протяжении его истории независимо от всех перемен и официальных деклараций:

1) Общие социокультурные концепты, основанные на общем историческом и мифологическом прошлом, общей письменности, понятии о Срединном государстве как центре цивилизованного мира, единственном культурном государстве, окруженном варварскими народами.

2) Представление о том, что все окружающие народы являются вассалами - покорными или непокорными - Сына Неба (правителя Срединного государства), который, посредством своей благой силы с)э Ш, постепенно смягчает их нравы и приводит их к идее покорности Китаю.

3) Логичные выводы из первых двух пунктов в реальной государственной и региональной политике: а) практика культурной ассимиляции этнических меньшинств, культура которых, конечно, рассматривалась как более низкая по сравнению с китайской, а китаизация - как закономерный процесс и благо для самих ассимилируемых. Эта практика привела к быстрому росту численности и ареала проживания государ-

ствообразующего этноса - ханьцев (хуася): региональные различия между его представителями (в языке, костюме, привычках) не влияли на ощущение их этнического единства; б) не слишком четкое разграничение в исторической памяти территорий, реально входивших в состав империи, с теми, которые находились от нее в зависимости разного рода, часто вполне виртуальной; в) крайне отрицательное отношение к обособлению народов и территорий, в то или иное время зависевших от Китая - предполагалось, что нормальным направлением исторического процесса может считаться лишь расширение территории, подвластной Сыну Неба (или иному правителю Китая).

Империя Цин. Положения цинской мироустроительной концепции, заимствованные из китайской. Маньчжуры восприняли ряд положений китайской мироустроительной концепции еще до завоевания ими Китая вместе с рядом других основ его цивилизации, во многом сформировавшей дальневосточную макроцивилизацию. После завоевания декларирование этой концепции было призвано легитимировать их власть в глазах ханьцев - подавляющего большинства населения империи. Важнейшие положения здесь - сакрализация императорской власти, которая должна распространяться на весь мир из его центра на периферию, централизованное Срединное государство, являющееся вечным и главным в мире. Любые миссии иностранцев в Пекин трактовались как приезд данников, территориальная экспансия империи - как "усмирение варваров", распространение благого влияния императора и т.п.

"Империя и государство, по понятию китайцев, суть две вещи, существенно различествующие одна от другой. Империею называют такое государство, в составе коего, кроме господствующего народа, находятся другие народы, поддавшиеся ему <...> Государство на китайском языке называется го, но в отношении к иностранным владениям китайцы под словом го разумеют второстепенную державу; посему иностранным владетелям беспрепятственно уступают титул го-ван, что в понятии европейском значит: король, а в понятии китайцев государь второстепенной державы, и по большей части зависимой" [Бичурин, 1842, с. XXVIII, XXXII]. При этом термин го Я или гоцзя Ш^в китайском языке трактуется в зависимости от контекста и как государство, и как страна [Галенович, 2011, с. 40-41].

Маньчжуры искали легитимацию в глазах ханьского народа и в культурной истории и политической преемственности. Хотя первого цинского императора, правившего в Пекине, - Фулиня (девиз правления - Шуньчжи, годы правления 1643-1661) привлекал буддизм, на публике он позиционировал себя прежде всего как конфуцианский император [Liu, 1989, p. 73]. Это же можно сказать и об императорах после него. Хунли (Цяньлун, 1736-1795), признавая этические принципы традиционной китайской мысли, не определил точную природу связей маньчжуров с китайской империей Мин (он утверждал, что маньчжуры никогда не были подданными минского двора), но настаивал, что преемственность полностью согласуется с характером предыдущих династий Китая [Crossley, 2000, p. 305].

Вместе с концепцией империи маньчжуры восприняли и ее обозначения на китайский манер. "Китай от жителей своих различными именами называется. Татары китайские называют его Тай-Тцинг Кье, что значит государство великой чистоты; в книгах и письмах к Императору называют его Шанг Кье, т.е. высочайшею, независимою мо-нархиею; ученые именуют его Хунг Кье, государством или цветом средоточия; а когда говорят об нем с похвалою, то называют Тиен-Гиа, что значит государство, вмещающее в себе все, что есть под небесами" [Географическое..., 1789, с. 6].

Однако официально империя называлась Да Цин-го (Великое Чистое государство). До 1644 г. цинский двор обозначал Китай по-маньчжурски как Никань гурунь (Государство ханьцев), или Никань-и Даймин-и гурунь (Государство ханьской великой Мин) [Jiu Manzhou dang, 1969, p. 21, 223; Kyu Manshu to, 1975, p. 173, 250, 266; Li Xuezhi, 1971, p. 57-63 (цит. по: Zhao, 2006, p. 5)]. После падения Мин в 1644 г. маньчжурские монархи стали применять к своему государству, включавшему подчиненные ханьские

и не-ханьские земли, термин Дулимбай гурунь (Срединное государство, т.е. Китай), как и империя Мин [Zhao, 2006, p. 11].

Слово "Китай" есть во многих официальных и частных цинских писаниях на китайском и маньчжурском языках - эдиктах, договорах, личных трудах императоров, описаниях путешествий маньчжурских чиновников [Zhao, 2006, p. 6-8]. Детальное исследование китайских материалов XVII-XX вв. показало, что в документах как эквивалент "государства Цин" использовалось не только "Чжунго", но и "наша территория", "наша династия", "династия государства" [Zhao, 2006, p. 10]. Термин "Чжунго" стоит в одном ряду с этими неофициальными названиями, что неудивительно: ведь империя в мире может быть лишь одна. Важно не столько ее особое название, сколько название ее состояния в период времени конкретной династии (в данном случае Цин).

В российско-китайских документах с XVII по ХХ в. прослеживаются следующие изменения. Во второй половине XVII в. (после захвата Пекина маньчжурами) империя Цин именуется Китайским государством, Богдойским государством или царством Китай [ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1673, д. 2, л. 10-14; ф. Сибирский приказ, стлб. 535, л. 3-9; ф. Сибирский приказ, стлб. 535, л. 17; Дополнения..., 1857; Ведомость..., 1961]. В сохранившихся китайских версиях более 160 дипломатических документов от цинского двора к России в 1661-1734 гг. Цинская империя обозначается также маньчжурским термином Дулимбай гурунь [Zhao, 2006, p. 9-11].

Начиная с Кяхтинского трактата от 21 октября 1727 г. в русском варианте россий-ско-цинских документов до 1862 г. в первых строках указываются Великое Дайцин-ское государство, Дайцинская империя, но при этом в тексте используются термины Срединное государство, Китай и т.п. [Сборник договоров, 1889, с. 10-15, 50-195]. Примечательно, что монгольский текст Айгуньского договора от 16 мая 1858 г. начинается словами "Их Дайцин улус", что буквально должно бы означать "Великое Великое Цинское государство" - как и в русском варианте [там же, с. 119, 120-121]. После 1862 г. в российско-цинских документах и российской дипломатической переписке неизменно употребляются слова Китай, Китайская империя, Великое Китайское государство [АВПРИ, ф. Китайский стол; ф. Миссия в Пекине; Сборник договоров, 1889, с. 211 и далее; Гримм, 1927]. В договорах империи Цин со всеми европейскими странами в XIX-XX вв., кроме России, она обозначалась лишь как Китай или Китайская империя, а не империя Цин (тексты см.: [MacMurray, 1921]). Для европейцев название China и его аналоги были созвучны Цин и старым названиям, производным от империи Цинь.

В монгольской традиции, восходящей к цинскому времени, империя называется Манж Чин улс - Маньчжурское Цинское государство, а Китаем (Хятад), или Срединным государством (Дундад улс) - "собственно Китай" (ханьские провинции). Использовались и вариации в виде Дайчин улс, Манж улс, Чин улс, наша Великая Цин, государство нашего маньчжурского императора, императорская держава, например [Джамба-дорджи, 2005, с. 116; Эрдэнипэл, 2005, с. 161, 247; много источников у Elverskog, 2006, и Батсайхан, 2010].

Итак, наряду с Да Ци

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком