научная статья по теме ИНДЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ ИЕЗУИТСКИХ РЕДУКЦИЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИНДЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ ИЕЗУИТСКИХ РЕДУКЦИЙ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.В.Ракуц

Индейские традиции в искусстве южноамериканских иезуитских редукций

Автор статьи предпринял попытку рассмотреть имеющиеся данные о вкладе индейских мастеров в художественную продукцию иезуитских миссий испанской Южной Америки и показать, что индейское влияние на иезуитской искусство было весьма значительным, причем не только в хорошо известных редукциях Парагвая. На основании имеющегося сегодня материала можно говорить о наличии собственных локальных стилей искусства, сформировавшихся в различных группах иезуитских миссий Южной Америки.

Ключевые слова: индейцы, иезуиты, искусство миссий, традиции.

В данной статье автор попытался затронуть очень широкую и сложную тему — о художественном творчестве индейцев иезуитских редукций*, работавших под руководством миссионеров в многочисленных миссиях ордена, существовавших в Южной Америке в XVII—XVIII вв. Следует отметить, что до недавнего времени все, что было связано с искусством в редукциях, изучалось на основании данных (руины архитектурных сооружений, произведений, сохранившихся в музеях и частных коллекциях — скульптура и живопись), относящихся к так называемой зоне 30 редукций Парагвая и миссиям Чикитос в современной Восточной Боливии. И это понятно. В областях Мохос (в Восточной Боливии, департамент Бени), Май-нас (теперь Перу, прежде восточный Эквадор) и Оринокии (Колумбия и Венесуэла) материалов сохранилось значительно меньше, и они не такие впечатляющие. Но несмотря на это, сегодня мы можем уверенно говорить об огромном вкладе индейского населения в создание особого, редукционного искусства даже в дальних периферийных областях. При этом индейское влияние в нем проявляется повсеместно — в архитектуре, живописи, скульптуре, в текстиле, керамике, музыке и украшениях, использовавшихся во время христианских праздников. Попытаемся рассмотреть имеющиеся данные по порядку.

Николай Викторович Ракуц — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИЛА РАН (Ychma@rambler.ru).

* Иезуитская редукция — крупное индейское поселение, изолированное от окружающего неиндейского населения, которым руководили иезуиты. Оно создавалось для более успешной и «правильной» евангелизации индейцев.

ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЙ И ИХ АРХИТЕКТУРА

Архитектура редукций является великолепным примером того, как иезуиты умели приспосабливаться в окружающей обстановке, комбинируя местные и европейские традиции. Данные, находящиеся в нашем распоряжении на сегодняшний день, позволяют полагать, что даже в самой планировке поселений редукций в так называемых низовых землях Южной Америки иезуиты были вынуждены принимать во внимание индейские традиции. В литературе стало общим местом утверждать, что в планировке редукций господствовала городская модель, выработанная иезуитами по правилам европейской архитектуры. Но, например, такая важная деталь, как центральная площадь, не была характерна лишь для Европы. В индейских селениях Парагвая или провинций Мохос и Чикитос, да и в других местах центральная площадь деревни, фланкированная «питейным домом» (на самом деле мужским домом, предназначенным для холостяков, где устраивались и общинные празднества) и большим домом вождя, традиционно была центром общественной жизни. Здесь под руководством шаманов и вождей проводились религиозные празднества, устраивались ритуальные танцы, здесь же принимали гостей из соседних деревень. Надо учитывать, что, как верно отметил аргентинский исследователь искусства редукций Божидар Дарко Сустерсич, у индейцев гуарани (мы можем добавить, что не только у них) отсутствовало деление пространства на сакральное и про-фанное. Именно поэтому культовые места индейцев всегда открытые. И в позднейших миссиях мы видим ту же картину: празднества проводятся именно на центральной площади редукции, именно она — основное место действия. Таким образом, в редукции был сохранен этот пространственный локус, центр религиозных действ, хотя в процессе христианизации переосмысленный в своем значении и ставший местом проведения уже не языческих, а христианских празднеств1. Но это — с точки зрения миссионеров. Как воспринимали это индейцы, мы можем только догадываться, хотя можно предположить, что у них был собственный взгляд на эти вещи.

Другой пример — построение редукций по четкому плану: не только центральная площадь, но и прямые улицы, планировка «по квадратам». Это тоже нельзя считать исключительно европейским нововведением. Как указал боливийский исследователь Виктор Уго Лимпиас Ортис, прямые улицы в поселениях тех же индейцев Мохос были прекрасно известны еще до появления на их землях европейцев, и сами миссионеры писали о селениях с площадью и улицами. Падре Хуан Патрисио Фернандес сообщал аналогичные сведения о поселениях индейцев манасика в провинции Чикитос, где отметил наличие в деревнях хорошо распланированных улиц и площадей2.

Эквадорская исследовательница колониальной архитектуры Мария Исабель Леон Армихос указала, что в архитектурной эволюции миссий провинции Чикитос можно четко выделить три этапа их развития. Обобщая, добавим, что ее выводы в целом применимы и к редукциям других районов континента. Следует только отметить, что фактически время существования большинства миссий не было столь длительным, чтобы пройти все три этапа эволюции. Этапы эти следующие: первый можно назвать «аборигенным» (редукции застраивались примитивными постройками, возведенными согласно местным традициям); второй — деревянные

строения, также в индейских традициях, но при определенном европейском влиянии; третий — каменная архитектура. Но последний этап известен только по данным парагвайских редукций, где каменные постройки стали вытеснять деревянные в XVIII в., однако и там он был прерван изгнанием иезуитов в 1768 г. Это значит, что большинство южноамериканских редукций в течение всего времени их существования больше походили на индейские по-

селки, чем на европейские городские поселения. И это при том, что идеальная модель строительства миссий ^ _

существовала. Однако следует учитывать, что в некоторых миссиях ее Индейский алтарь, 90-е годы так и не смогли реализовать из-за

местных обстоятельств. Например, так было в поздних миссиях провинции Майнас, созданных для индейцев тукано в первой половине XVIII в. Они были очень малы — не более 160 индейцев на миссию — по одной существенной причине: в отличие от обитателей провинций Парагвай, Мохос, Чикитос, Оринокии, тукано отказывались жить совместно в одном селении не только с представителями других «наций», но даже и с другими группами своего собственного этноса. Боялись колдовства3. Но вернемся к тому, что называют идеальной моделью редукции.

В центре редукции, согласно почти всем описаниям, как мы уже упоминали, находилась главная площадь, вокруг нее располагались жилые кварталы для индейцев, связанные системой прямых улиц. Такими эти поселения предстают на рисунках-планах, со слов очевидцев и по данным раскопок. Но опять-таки так было не везде. Например, Флориан Пауке, служивший миссионером у мокови в Чако, писал, что в его редукции Сан-Хавьер (ныне город в Аргентине) хижины индейцев сооружались без всякого порядка, не было и намека на площадь или улицу. Конечно, Чако, область, которую начали осваивать поздно, где работать приходилось среди кочевых, конных индейцев, как и территорию тукано в Майнас нельзя считать характерными примерами, но они показывают, как иезуиты умели приспособиться к совершенно непривычному окружению, в том числе вплоть до отказа от следования уже установившимся правилам (в том же строительстве и планировке селений), если считали это необходимым для успешной работы.

Во всех редукциях, разумеется, должно было быть главное, доминирующее сооружение — церковь, которую старались возводить уже в самом начале создания поселка. Первые церкви, согласно описаниям самих же иезуитов, представляли собой простые соломенные хижины, построенные индейцами. Разумеется, как только появлялась возможность (тем более, что такие постройки и не были рассчитаны на долгое существование), их заменяли на более солидные и крупные деревянные сооружения с колоннами или столбами, поддерживавшими крышу, которая, в зависимости от

условий, могла быть соломенной или деревянной, а впоследствии старались заменить покрытие на черепичное, индейцам до того не известное, но это стало реальным при налаживании соответствующего производства. В конструкции этих церквей отражались принципы строительства индейских же общинных домов. Впрочем, все материалы были местными, так что учитывать индейские строительные традиции было необходимо. Стены церквей, например, делались глинобитными или из обмазанной глиной плетенки, т.е., как и в индейских домах, они не являлись несущими конструкциями. А если местные жители не имели соответствующих навыков, как в Ча-ко, — результат был еще своеобразнее. Ф.Пауке, например, писал, что его хижина в миссии и даже церковь не имели стен (в его понимании), вместо них — заслоны из бычьих шкур, но крыша церкви была соломенной4.

Даже из приведенных примеров следует, что миссионеры, используя индейские строительные материалы и технические традиции, стремились постепенно их переработать. Разумеется, поздние деревянные церкви, сохранившиеся, например, в боливийской Амазонии, внешне мало похожи на индейские общинные дома, Но тем не менее они остаются примером оригинальной, чисто американской архитектуры в зоне иезуитского лесного пограничья.

Сравнивать архитектуру различных районов, где располагались иезуитские миссии, задача сложная уже хотя бы потому, что после их ликвидации многие постройки были разрушены или до неузнаваемости переделаны. К тому же, как упоминалось выше, только в Парагвае в ХУШ в. приступили к очередной перестройке редукций, используя в качестве строительного материала камень (что позволило сделать стены несущими конструкциями), но этот процесс не был завершен. В других же провинциях продолжали традиции деревянного зодчества. В результате в областях Майнас и Ори-нокия до сего дня не сохранилось практически ничего. Но все же у всех церквей в редукц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком