научная статья по теме ИНДЕЙЦЫ БРАЗИЛИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИНДЕЙЦЫ БРАЗИЛИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

МИР. ЭТНОС. НАЦИЯ

Н.В.Ракуц

Индейцы Бразилии в современном мире

В статье дается краткий очерк современного положения индейцев Бразилии с учетом изменений, внесенных в жизнь индейских народов конституцией 1988 г. Рассматриваются современные культурные процессы, экономическое положение индейцев и проблемы, возникшие у них в связи с натиском глобализации.

Ключевые слова: индейцы Бразилии, территории, этничность, образование, культура, индейские организации.

Бразилия относится к числу тех латиноамериканских стран, где весьма невелика численность сохранившегося индейского населения. Но в сущности никто, включая специально занимающиеся этим вопросом организации, не знает, сколько же собственно индейцев проживают в Бразилии. Из-за отсутствия единой методологии исследований расхождения в подсчетах довольно значительны и зависят, например, от того, учитываются ли только индейцы, живущие в резервациях, или и городские тоже, какова численность так называемых «самоизолировавшихся» групп, при этом не всегда даже точно известно, где они живут и на каких языках говорят, хотя и предполагается, что в целом индейцев, избравших добровольную изоляцию, порядка 900 человек. Важно также, проводятся ли подсчеты на основе самоидентификации или по иным критериям. Только Бразильский Институт Географии и Статистики (Instituto Brasileiro de Geografía e Estadística, IBGE) в своих опросах берет за основу самоидентификацию и определяет численность индейцев Бразилии в более чем 700 тыс. человек. Свои критерии того, кого считать индейцем, имеются как у Национального индейского фонда (Funda^ao Nacional do Indio, FUNAI), так и у Национального фонда здравоохранения (Fundado Nacional de Saúde, FUNASA) или Социально-экологического института (Instituto Socioambiental, ISA). Поэтому в разных источниках приводятся саамы различные данные: например, что индейцы составляют 0,1%, 0,17%, 0,2%, 0,4% или даже 1% населения Бразилии. Таким образом, количественные показатели варьируются от 220 тыс. (наиболее частая в официальных документах цифра) до вышеупомянутых

Николай Викторович Ракуц — кандидат исторических наук, научный сотрудник

ИЛА РАН (Ychma@rambler.ru).

700 тыс. Кроме того, авторы, изучавшие данную проблему, часто работали с материалами за разные годы, а за последние 25 лет прирост индейского населения примерно в 2,5 раза превышал общенациональные показатели. Поэтому, учитывая как городских индейцев, так и живущих вне резерваций, из-за того, что последние до сих пор не выделены государством, или по иным причинам (обе эти группы составляют предположительно от 100 до 190 тыс. человек), а также включая самоизолировавшиеся группы, не признанные FUNAI, но реально существующие, оценивать численность индейского населения Бразилии можно предположительно по крайней мере в 400—500 тыс. человек, из которых более половины живут в Амазонии1.

По официальной статистике, все индейское население включает 220—227 общностей, говорящих на 170—180 языках. Некоторые индейские группы (37) давно утратили свои языки, и перешли на португальский (это особенно характерно для Восточной Бразилии, однако аналогичные случаи известны и в Амазонии). Ряд других языков, включенных в этот перечень, уже практически исчезли, поскольку на каждом из них сегодня еще говорят не более пяти человек. Но есть и другая статистика, согласно которой и этнических групп, и языков гораздо больше. При этом, данные о количестве сохранившихся до сего дня индейских языков могут варьироваться даже в изложении одного и того же автора. Большинство индейских групп Бразилии невелики — по несколько сотен или, в лучшем случае, тысяч человек. Лишь 10 народов (два из них давно перешли на португальский язык) имеют численность от 8 до 30 тыс. человек каждый. В настоящее время в условиях развивающейся глобализации, сопровождающейся насильственным «втягиванием» индейцев в рыночные отношения, каждый индейский язык Бразилии, по мнению лингвистов, может считаться находящимся под угрозой исчезновения.

Необходимо учитывать и влияние четко обозначившегося в последнее десятилетие процесса так называемой «реэтнизации» (известного также на примере соседней Аргентины), в результате которого многие группы, ранее отказавшиеся под давлением обстоятельств от своей индейской идентичности и объявлявшие себя кабокло (метисами), теперь, после принятия Конституции 1988 г., пытаются ее восстановить. Иногда взамен утраченных собственных языков они пробуют использовать даже некогда широко известный в колониальной Бразилии так называемый «лингуа жерал» («общий язык»), созданный миссионерами на основе языка тупй, основного в то время на побережье Бразилии, который недавно вновь объявили вторым официальным языком, в частности в части штата Амазонас. Однако в том же штате одна индейская группа, в середине прошлого века захотевшая стать кабокло, т.е. улучшить свой социальный статус, и перешедшая на «лингуа же-рал», подверглась затем остракизму соплеменников, сохранивших свой язык в условиях, когда после принятия новой Конституции индейцем оказалось быть более престижно. Попытки реэтнизации чаще всего встречают резко негативное отношение государственных учреждений из-за того, что, если эти общины будут признаны индейскими, им следует выделить земли2.

В современной Бразилии признано слово «индеец», в том числе и самими коренными жителями, и применяется ими и как обобщающий термин, и как политический слоган, хотя каждая конкретная общность осознает себя особым народом с собственным названием. Индейцы Бразилии отнюдь не

Индейский лидер в столице Бразилии

представляют собой некое гомогенное целое, как видится «белым» бразильцам, напротив, это народы с очень большим языковым и культурным разнообразием. В дальнейшем изложении мы предпочитаем для краткости использовать по отношению к этим группам, безотносительно к их численности, термин «нации», как это принято в США.

Положение бразильских индейцев начало существенно меняться в 70-х годах, когда под влиянием индихенистских неправительственных организаций возникли и собственно индейские, включившиеся в борьбу за права коренного населения, и начался постепенный и трудный процесс возвращения индейцам их земель. Огромную роль сыграла новая бразильская Конституция 1988 г., которая объявила, что «коренные народы» на своих территориях обладают исключительным правом на пользование земельными и водными ресурсами и полезными ископаемыми. При этом, однако, не забыли подчеркнуть, что сами эти территории остаются собственностью бразильского государства, а «коренные народы» обладают лишь правом владения. Смысл этой оговорки мы рассмотрим ниже. Но даже несмотря на это Конституция положила начало широко развернувшемуся процессу создания и узаконивания так называемых «индейских территорий/резерваций» (ИТ), который, впрочем, до сих пор не завершен. Отдельные попытки такого рода предпринимались и несколько ранее, но тогда в весьма ограниченных масштабах. Сегодня же ИТ занимают в целом порядка 12,5% территории Бразилии (в Амазонии 20,8% территории и около 51% ее лесов). Также наметились определенные сдвиги в развитии здравоохранения, в том числе и с учетом традиционных индейских практик (однако здесь дело обстоит все еще довольно плохо: детская смертность у индейцев

выше, чем у белых, в 2,5 раза, недоедание зафиксировано у 30% детей в возрасте до 5 лет), и налаживании образования среди индейцев. Все это сопровождалось и упомянутым выше увеличением прироста индейского населения. Если судить по оценкам середины 1980-х годов, когда численность индейцев в Бразилии оценивалась в лучшем случае около 150 тыс. человек, то за четверть века она возросла в два—четыре раза (в зависимости от того, как считать). Вместо ожидавшейся правящими кругами страны еще в 1970-е годы полной интеграции индейцев в «белое» общество и их окончательной деэтнизации, Бразилия с наступлением эры глобализации оказалась перед фактом роста численности индейского населения, укрепления его самосознания и усиления борьбы за свои права и сохранение этнокультурной самобытности3.

Число индейских резерваций (часть из которых включает природоохранные национальные парки или находится на их территории) уже превысило 600, хотя далеко не все они полностью прошли процесс юридического оформления и сильно различаются в зависимости от региона расположения. Например, в Восточной и Южной Бразилии, где натиск колонизации был наиболее сильным и длительным, это, как правило, отдельные мелкие ИТ, так что одна нация оказывается разделенной, и ее территории окружены землями неиндейского населения, как, например, резервации таких крупнейших индейских наций Бразилии, как гуарани и каинганг (их примерно по 25—30 тыс. человек) на Юге, резервации шавантов в Мато-Гроссо. Реже встречаются относительно небольшие, но единые территории, такие, как резервация потигуара на Северо-Востоке. И в первом, и во втором варианте эти ИТ, как правило, не могут обеспечить нормального самодостаточного экономического существования индейских общин, а также поддержания и сохранения культуры. Другое положение, казалось бы, куда более благоприятное, в Амазонии, где резервации занимают иной раз миллионы гектаров, а на их территории живет нередко по нескольку наций (ИТ Алто-Рио-Негро на Северо-западе Амазонии, ИТ Яномами и Рапоза Сера-до-Сул в штате Рорайма, национальный парк Шингу). Хотя и в этой зоне есть небольшие по размерам резервации (например, в штатах Акри и Рондония). Различаются Восток и Юг, с одной стороны, и Амазония — с другой и еще по одному показателю. Индейцы первой зоны давно находятся в контакте с «белыми» (кто-то с начала Конкисты, другие позже, но по крайней мере с XIX в.). Часть индейцев Амазонии тоже довольно давно подвержена этому воздействию, например, тикуна штата Амазонас, которых использовали в качестве рабов еще в ХУШ в., а затем активно эксплуатировали во времена печально известного «каучукового бума» конца XIX —начала ХХ вв. (однако в отличие от многих других наций они смогли его пережить). Но многие нации «вошли в контакт» лишь в ХХ в. (яноама — 50 лет назад), в р

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком