научная статья по теме ИНДИЯ: НА ПУТИ К ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНДИЯ: НА ПУТИ К ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ»

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ИНДИЯ: НА ПУТИ К ПАРЛАМЕНТСКИМ

ВЫБОРАМ

А.А. КУЦЕНКОВ

Доктор исторических наук

В Индии начинаются очередные 15-е всеобщие выборы. Как показывает опыт, к урнам явится не менее 55-60% граждан из 654 млн, имеющих право голоса. Они изберут 542 депутата в верховный законодательный орган страны - Лок сабху. Как и на предыдущих выборах, борьба будет идти между двумя многопартийными политическими блоками - Объединенным прогрессивным альянсом (ОПА) во главе с партией Индийский национальный конгресс (ИНК) и Национальным демократическим альянсом (НДА) во главе с Бхаратия джаната парти (БДП).

Борьба обещает быть жаркой. Выборы 2009 г. проходят в обстановке обострения социальных противоречий, вызванных мировым экономическим кризисом и пережитым страной шоком от террористических актов в Мумбаи.

МЕЖДУ

КОММУНАЛИЗМОМ И СЕКУЛЯРИЗМОМ

Главные соперники в борьбе за власть в Индии определились еще в 1950-х гг., когда на политической арене страны появились предшественники Бхаратия джа-ната парти. Вместе с другими партиями БДП вступила в единоборство с не знавшим поражения Индийским национальным конгрессом. В 1992 г. Конгресс окончательно лишился монополии на власть. С тех пор ни одна политическая партия не может завоевать большинство в парламенте и самостоятельно сформировать правительство. Победить может только коалиция партий. Первая такая коалиция - Национальный демократический альянс сформировалась в 1998 г. На 13-х всеобщих выборах в 1999 г. НДА одержал победу и оставался у власти до конца конституционного срока, до 2004 г. ИНК тоже прибегал к рабочим соглашениям о сотрудничестве с другими партиями. Но свою коалицию -Объединенный прогрессивный альянс - он создал только накануне 14-х выборов. На этих выбо-

рах верх одержал ОПА. При поддержке других, не входящих в альянс партий, он сформировал правительство, которое управляет страной и поныне.

Исход 15-х выборов зависит от многих причин. Прежде всего, от того, насколько устойчивыми окажутся ОПА и НДА. Оба альянса представляют собой достаточно рыхлые образования. Они не имеют центральных органов управления, обязательной дисциплины. Их состав может меняться и на этапе подготовки к выборам, и после них. Теоретически возможности для этого нео-граничены. Плюрализм и дробность индийского общества, наличие групп интересов самого разного типа - социально-классо-

если состав коалиций и будет меняться, то преимущественно за счет включения/исключения национальных и/или региональных партий, которые в совокупности собирают более 90% голосов избирателей.

Свобода политического маневрирования обоих альянсов в выборе союзников обеспечивается сходством их социальной базы. Она включают представителей всех слоев, общин и групп населения. Если и есть отличия, то они незначительны. Активная и сознательная часть электората -средний класс, склоняется больше на сторону НДА. За него голосует до 42% избирателей этой социальной группы. Большей частью это выходцы из каст среднего ритуального статуса - богатые фермеры, торговцы, а также специалисты, техническая интеллигенция, менеджеры и другие представители «нового среднего класса». ОПА поддерживает до 36% представителей среднего класса. В основном это деловая, интеллектуальная и политическая элита, а также выходцы из каст ниже среднего ритуального

В ИНДИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО 1007 ПАРТИЙ

вых, кастовых, общинных, этнокультурных, региональных и т.д. -создают условия для существования очень большого числа политических организаций.

По данным Центральной избирательной комиссии Индии, на 17 ноября 2008 г. в стране было зарегистрировано 1007 политических партий. Правда, не все они годятся на роль члена альянса. На 14-х выборах 2004 г. кандидатов выставили «только» 230 партий - 7 из них имели статус национальной партии (за них в сумме было подано 62,9% голосов), 51 - региональной (28,9%) и 172 местной (4,0%)*. Поэтому,

ранга и религиозных меньшинств (мусульмане, сикхи, христиане).

Самая многочисленная прослойка - «бедные» и «очень бедные» люди (это граждане, живущие за чертой бедности, - далиты и адиваси) - отдает чуть большее предпочтение ОПА. За него голосует, примерно, 38% этой категории граждан. На долю НДА приходится не более 36%. Ананд Ку-риен, обозреватель газеты «Бизнес стандард», характеризует эту часть избирателей как «существа эмоциональные и сентименталь-ные»2. В отличие от среднего класса, они менее рассудочны, более доверчивы. Они легче под-

даются влиянию харизмы кандидатов.

И ОПА, и НДА уже учли это обстоятельство и назвали вероятные кандидатуры на посты руководителей правительства даже раньше, чем опубликовали свои предвыборные манифесты. У ОПА им может стать молодой и обаятельный Рахул Ганди - внук Индиры Ганди и правнук Джава-харлала Неру. НДА сделал ставку на 80-летнего умудренного жизненным опытом Лала Кришну Адвани, яркого оратора и гибкого политика.

Социальные программы ОПА и НДА мало чем отличаются друг от друга по содержанию и имеют явно популистский характер. Оба блока обещают избирателям экономический рост, защиту местных производителей, борьбу с бедностью, с социальным неравенством, развитие образования и здравоохранения, обуздание инфляции, бюрократии и коррупции; укрепление демократии и гражданского общества, наведение закона и порядка, избавление общества от насилия и террора.

КТО СТАВИТ НА РЕЛИГИОЗНЫЙ ШОВИНИЗМ

Главное различие между НДА и ОПА заключается в отношении к коммунализму и к индусскому коммунализму в особенности. Конституция провозгласила Индию светским государством. Она

гарантирует всем гражданам Индии равные права и свободы вне зависимости от общинной принадлежности. На словах принципов секуляризма придерживаются все политические партии, поскольку условием их регистрации и допуска к участию в выборах является обязательство соблюдать нормы Конституции. Но действительность не укладывается в рамки конституционного права. Прежде всего, потому, что в реальной жизни трудно отделить общинность от коммуна-лизма.

Общинность - это комплекс чувств, представлений и отношений, который налагает на челове-

Еще до выборов Объединенный прогрессивный альянс выдвинул кандидатом на пост премьера Индии молодого обаятельного Рахула Ганди -внука Индиры Ганди и правнука Джавахарлала Неру.

ка принадлежность к любой группе традиционного типа - касте, племени, религии и т.д. Это естественная форма идентичности, привычная основа для самоорганизации граждан. Она признается законом как средство сохранения культурной самобытности и привычного образа жизни. Теоретически общинность не должна противопоставлять одну общину другой, мешать им жить в мире и согласии.

Коммунализм же - форма ксенофобии. Его характеризует нетерпимость, агрессивность по отношению к гражданам иной общинной группы. В условиях перенаселенности, массовой безработицы и борьбы за выживание, столь характерных для Индии, общинность нередко перетекает в коммунализм. Закон же пресле-

дует не чувства, не взгляды, а его проявления - дискриминацию, насилие и т.д.

Самым распространенным (и опасным) видом коммунализма в Индии является хиндутва (или индусскость) - индусский религиозный шовинизм. Хиндутва рассматривает индусов в качестве отдельной нации, выступает за построение государства индусов (хинду раштры), в котором не должно быть места «иноземным» религиям, особенно религиям «агрессоров» - исламу и христианству. Обращения индусов в ислам или христианство следует запретить, считает хиндутва. Тех, кто исповедует «иноземные» ре-

лигии, нужно любыми средствами, вплоть до принуждения, вернуть в лоно индуизма или выдворить за пределы страны.

Хиндутва - не только идеология, это движение, притом достаточно массовое. Его олицетворяет группа организаций во главе с Ра-штрия сваяксевак сангхом (РСС), известная как Сангх паривар (Семья сангха). Семья располагает широкой сетью своих отделений на территории Индии и за ее пределами, где проживает более или менее многочисленная индийская диаспора. К Сангхе примыкают тысячи негосударственных добровольных организаций (НГО) общеиндийского, регионального и местного масштаба - профессиональных, женских, детских, молодежных; ассоциаций крестьян, ремесленников, бизнесменов, интеллигенции и т.д.

Индусского обывателя хин-дутва привлекает не только тем, что потакает его общинным предрассудкам. Ее основоположники оставили заметный след в истории освободительного движения.

Организации Сангха занимаются благотворительностью, участвуют в развитии образования, здравоохранения среди самых забитых и бесправных групп населения. Часто они осуществляют эту деятельность в рамках государственных программ. Но другая сторона деятельности Сангхи состоит в распространении идей ксенофобии, в разжигании межобщинной вражды, в травле мусульман и христиан, в организации антимусульманских и антихристианских погромов и т.д. Для этого у нее существуют специальные организации, команды боевиков, члены которых проходят подготовку в специальных лагерях.

Бхаратия джаната парти официально не входит в состав Сангхи. Как парламентская партия она обязана придерживаться норм Конституции. Она проводит политику «мягкой» хиндут-вы и выступает под лозунгами «культурного национализма», патриотизма и великодержавности. За эту «мягкотелость» БДП подвергается нападкам со стороны радикальных элементов хиндут-вы. Но по существу она выполняет роль ее политического органа. Многие руководители БДП про-

НАИБОЛЕЕ ОПАСЕН ИНДУССКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ШОВИНИЗМ

шли школу РСС. Сангх паривар оказывает БДП помощь в сборе финансовых средств и мобилизации голосов избирателей.

Связь БДП с Сангхой парива-ром ярко проявилась в период ее нахождения у власти (19992004 гг.). Пользуясь попустительством и молчаливой поддержкой БДП, хиндутва развернула массированное наступление на идеологию секуляризма, на светские основы жизни общества. Немалые бюджетные средства шли на ремонт и возведение индусских храмов, на строительство гоушал -укрытий для коров, которых индусы почитают как священных животных. В это время подняли голову самые оголтелые элементы Сангхи. В 2002 г. они спровоцирова

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком