научная статья по теме ИНДУИЗМ: ОТ ПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ К МИРОВОЙ РЕЛИГИИ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИНДУИЗМ: ОТ ПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ К МИРОВОЙ РЕЛИГИИ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2015, № 5, с. 104-112

= НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ =

ИНДУИЗМ: ОТ ПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ К МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

© 2015 г. Е. Рашковский, Е. Никифорова

Статья представляет собой аналитический обзор материалов одноименной конференции, состоявшейся во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино в ноябре 2014 г. Речь на конференции шла о внутренней консолидации индуизма в пределах Индии и одновременно о постепенном его превращении в одну из крупных мировых религий за пределами страны. Обе стороны этого явления связаны как со многозначными процессами внутренней модернизации индийского общества на протяжении XIX—XXI столетий, так и с процессами глобализации в современном мире. Особое внимание уделяется положению индийских низов в социально-политической и религиозной динамике Индии.

Ключевые слова: Индия, индо-логика, индуизм, каста, модернизация, "Бенгальское возрождение", национализм, глобализация, "хиндутва", "неприкасаемые", движения grass-roots.

Статья поступила в редакцию 14.01.2015.

Таково название научной конференции, созванной по инициативе Комплексного научно-исследовательского отдела Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино и проведенной в ноябре 2014 г. Соорганизаторами конференции выступили, наряду с ВГБИЛ, Центр проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН и московский Вайш-навский университет. Среди докладчиков были ученые из Москвы, Пензы и Краснодара. Основой предлагаемого аналитического обзора конференции служат, во-первых, записи его авторов, сделанные в ходе наших слушаний, а, во-вторых, подготовленные к ее началу препринты некоторых из выступлений. Наш обзор предполагает не пересказ конкретных докладов на конференции, но изложение ее общей проблематики.

ИНДО-ЛОГИКА

Само понятие индуизма как некое обобщение автохтонного духовного и социального своеобразия народов Индии (включая систему четырех

РАШКОВСКИЙ Евгений Борисович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, РФ, 109189 Москва, Николоямская ул., 1; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул. 23 (eugenio@libfl.ru).

НИКИФОРОВА Елена Геннадиевна, аспирантка Центра проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул. 23 (ombrel@gmail.com).

примордиальных "сословий'^варн1 и каст-джати как основных кровнородственных, бытовых, территориальных, профессиональных и литургических единиц традиционных индийских обществ) было введено европейцами лишь в XVIII столетии. Но позднее это понятие, означающее определенную мифологию, основанную на наследии Вед, правила ритуальной чистоты и самоорганизации общества на кастовой основе, стало неотъемлемой частью культуры и самосознания самих индийцев. И освящаемое индуизмом варново-джатное строение индийского общества имеет, как было показано в докладе Е.Б. Рашковского (ВГБИЛ/ИМЭМО) "Индология и индо-логика: теоретические вопросы", множество сложнейших экогеографических, исторических и духовных предпосылок.

1 Однако за пределами четырех признанных варн (брахманы - первоначально жрецы, кшатрии - первоначально

воины, вайшьи - первоначально крестьяне-общинники, шудры - "слуги") Индийская цивилизация включает в себя и многие миллионы, а в настоящее время - сотни миллионов париев из "ритуально нечистых" каст и племен: "неприкасаемых", находящихся за пределами сакральной четырехварновой системы ("чатурварнья") и за пределами обиходных понятий о человеческом достоинстве и правах. "Неприкасаемые" именуются в нынешней Индии по-разному: панчамы (то есть представители несуществующей "пятой варны"), хариджане (с легкой руки Махатмы Ганди -"дети Божьи"), далиты (об этом наименовании речь пойдет ниже), "зарегистрированные (the scheduled)" - то есть те представители низших каст и неиндуизированных племен, которым формально полагаются некоторые защитительные преференции от государства.

Действительно, Индостанский субконтинент, с севера ограниченный Гималаями и бассейнами двух огромных рек - Инда и Ганга, а с запада, юга и востока - водами Индийского океана, имел свойство издревле вбирать в себя бесчисленные шедшие в основном с северо-запада, но отчасти и с севера и северо-востока, этно-лингвистиче-ские, культурные и религиозные потоки2. Носители несхожих и, как правило, архаичных людских стихий, оказавшись в обширных, но замкнутых пространствах Субконтинента, наслаивались друг на друга, хотя постоянно имели место медленные и с трудом наблюдаемые процессы взаимных подчинений и влияний, чересполосного общежития, ассимиляции и смешения. Развитие капиталистических отношений на Субконтиненте, как и ритмы современного политического развития, несколько ускорили эти процессы, но все же они остаются весьма и весьма замедленными. Без учета этого медленного взаимодействия разнородных человеческих групп, жизненных укладов и языков, процессов становления социально-кастовых иерархий в несхожих природно-климатических зонах субконтинента, без учета процессов симбиозов и конфликтов, а также взаимодействия мифологий, верований и богослужений - невозможно понять структуру и динамику индийского общества. В частности, и религиозную его динамику.

Понимание этого принципа медленного и сим-биотически-конфликтного иерархического взаимодействия несхожих человеческих массивов Индии в разнообразных ее регионах Е.Б. Раш-ковский и определяет как индо-логику. Без такого "индо-логического" подхода трудно уяснить, каким образом в условиях относительной взаимной сегрегации уживаются в пределах одной большой страны различные уклады человеческой жизни и человеческого опыта - от полупервобытных общин до профессиональных научных сообществ в нынешних индийских "технопарках" и "наукоградах", что особенно характерно для некоторых территорий на юге Субконтинента. Трудно понять, как уживаются друг с другом почти что первобытные анимистические верования и тончайшие, да к тому же и затронутые влияниями западной лингвистики и метафизики философские построения. Но именно индуизм, с его философской инклюзивностью (разные мировоззрения - не более чем разные проекции единой

2 На протяжении нашей эры некоторые из этих потоков могли проникать в Индию через воды океана. В Средние века это были арабы, персы-зороастрийцы, евреи, в Новое время - португальцы, голландцы, французы, англичане.

реальности), индуизм, допускающий общую идентификацию несхожих рас, этносов, варн, классов, каст и субкультур, оказывается идейной, духовной и отчасти юридической скрепой всей этой человеческой мозаики.

Впрочем, наряду с индуизмом, немалую роль в ассимиляции и аккультурации наиболее архаичных или приниженных племен и групп играли и продолжают играть процессы их исламизации и христианизации [1], а в последние десятилетия (как и в былые века) - их буддийских обращений. В нынешней Индии гетерогенные религии исповедуют сотни миллионов ее граждан: почти что одна пятая населения Республики. Но жизнь этих сотен миллионов во многом определяется индуистским контекстом. Быт, синкретические религиозные представления, внутренние формы кастового дробления, казалось бы, несовместимые с основополагающими идеями монотеистических религий (христианства, иудаизма, ислама, отчасти и сикхизма) - всю эту жизнь невозможно понять, абстрагируясь от индо-логики. Иными словами - от Большого Индуистского Контекста.

Однако, никакое понимание нынешнего облика индуизма, никакая индо-логика невозможны без учета мировых духовных влияний на Субконтиненте. Таковыми являются:

- эллинизм (прежде всего в его восточных, в том числе и александрийских формах [2]), способствовавший становлению интеллектуально-философской и столь важной для народных низов изобразительной традиции индуизма;

- христианство и ислам, которые способствовали складыванию в лоне индуизма мощных религиозно-философских монотеистических исканий;

- европеизм и его разнообразные влияния (прежде всего в их англо-протестантском варианте), содействовавшие внедрению в жизнь народов Индии элементов европейской образованности и научного мышления, государственной централизации, буржуазных ценностей, элементов европейского правового и политического сознания;

- к числу особых европейских влияний на индийскую жизнь и опыт индуизма следовало бы также отнести и влияние европейских социалистических идей3 и революционизирующих импульсов из России (толстовское народничество, чаяние социальной справедливости, усмотрение

3 Вспомним: британская социалистка и теософиня Анни

Безант (1847-1933) была одним из ведущих деятелей партии Индийский национальный конгресс, а в 1917 г даже стала ее президентом.

в государстве важнейшего агента модернизатор-ских преобразований).

Таким образом, многообразие и непрерывность, преемственность и способность вбирать в себя стадиально разные пласты автохтонного и мирового развития (это как раз то самое, что называется у религиоведов инклюзивностью) отличают Индийскую цивилизацию и внутреннюю динамику ее индуистского стержня. Но именно британское завоевание имело исключительно важное значение в истории становления и самопознания современной Индии и ее религиозной динамики.

РАДЖ

Само британское колониальное владычество (по индийской терминологии, Британский Радж, или просто Радж) при всех общеизвестных человеческих его издержках во многих отношениях подвело черту под известной цивилизационной полуизолированностью народов Индостана. Радж также подготовил почву для становления Индии -во всей ее этно-лингвистической и социальной пестроте, во всей чересполосице и многообразии ее индуистских и неиндуистских верований и религиозных толков4 - как современной гражданской нации, так или иначе объемлющей собой это многообразие.

Британский Радж - в форме правления первоначально Британской Ост-Индской компании, а с конца 50-х годов XIX в. - Британской короны в формах прямого, но, по существу, более гибкого коронного правления - знаменовал собой непосредственное включение Индии в сложный круговорот экономических, военно-политических, а вслед за ними (точнее да

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком