научная статья по теме ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВОВЫХ НОРМ В ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВОВЫХ НОРМ В ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

шшдттошжш

Атаева П. А.

ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВОВЫХ НОРМ В ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

в данной статье на примере республики дагестан поднимаются вопросы формирования института гражданских отношений и правовых норм в дагестанском обществе как фактора стабильности общества, ведь в современном мире не изжиты национальные конфликты. дагестан представлен 33 национальностями и всеми авраамическими конфессиями, и при этом этот регион является примером религиозной и национальной толерантности.

Ключевые слова: республика дагестан, россия, законопроект, межнациональное согласие, стабильность, общество.

Ataeva P. A.

THE INSTITUTE OF FORMATION OF CIVIL RELATIONS AND LEGAL NORMS IN DAGESTANIAN SOCIETY

In this article, on the example of the Republic of Dagestan the issues of formation of the institute Атаева П. А. for public relations and legal norms in the Dagestanian society as a factor of social stability are raised, since the national conflicts are the feature of modern world. Dagestan represented by 33 nationalities and all Abrahamic faiths being an example of religious and national tolerance.

Keywords: Republic of Dagestan, Russia, bill, international harmony, stability, society.

Динамика дагестанских политических процессов оказывает многоаспектное воздействие не только на региональную, но и общероссийскую политическую стабильность. Дагестан мог стать эпицентром противоречий и конфликтов разного уровня, и тому был ряд объективных причин, среди которых можно выделить и важное геополитическое положение региона, и «этапные» особенности современного регионального развития, и сложный конфессиональный состав населения, и включенность Дагестана в систему региональных этнополити-ческих отношений.

Следовательно, проблема стабилизации этнополитиче-ских процессов в Дагестане на современном этапе приобретает повышенную актуальность и требует специального всестороннего исследования.

Дагестан уникален на всем земном шаре. Если Кавказ известен миру как наиболее этнически пестрый регион, то Республика Дагестан в этом отношении, бесспорно, занимает первое место. Достаточно сказать, что здесь, на небольшой по размерам площади (50,3 тыс. кв. км), живут 14 народов, кроме них, еще 16 этнических групп со своими языками, традициями и территориями расселения и, наконец, около шестидесяти, иногда называют свыше ста, национальностей России, ближнего и дальнего зарубежья. Дагестан неслучайно называют краем дружбы. Но это еще не означает, что здесь проблемы межэтнических отношений решены полностью. Они существуют и не так просты. Но вековой опыт добрососедства позволяет народам нашей республики смотреть на эти проблемы трезво и решать их на базе общегуманистических принципов. Дагестанцы издавна осмыслили, что культура межнациональных отношений формируется веками и передается из поколения в поколение не только правителями, руководителями, идеологиями, а просто людьми, которые на тысячелетнем опыте знают истинную цену добрососедского существования.

В Дагестане издавна функционирует социальный институт формирования гражданских отношений и правовых норм, создаваемых самим народом. Так, сельский джамаат, действуя на основе им же самим созданных прав и моральных установок, осуждал и осуждает насилие, национализм, национальную рознь, пропаганду исключительности и превосходства

одной нации над другой. Этот социальный институт в условиях нашей республики выступал и выступает как механизм регулирования многих острых вопросов.

В Дагестане существовал также суд по маслихату, т.е. по примирению. Он искусно примерял враждующих, сеял добро, преодолевав конфликты и кровопролития.

Известно, что такие острые социальные конфликты, как убийство, нанесение ран и увечий, похищение женщин или же межобщинные конфликты на почве нарушения границ и так далее, как правило, в большинстве случаев завершались мировой (маслаатом), ведущую роль играли третейские судьи и народная дипломатия. Однако были случаи, когда разрешение конфликтных ситуаций путем вмешательства третейской стороны еще не предусматривалось. К таким конфликтам, например, относилось убийство в вообще и по восходящей линии в особенности, за такие убийства, как правило, в большинстве дагестанских обществ предусматривался остракизм. Вот как в подобном случае вершилось правосудие в кумыкских обществах. Когда убивали: отец сына или сын отца, или старший брат младшего, или младший старшего, или мать, или сестру и если за кровь вступиться не было между ними близких людей, то тогда в этого убийцу весь народ стрелял из ружья с проклятиями.

Члена тухума (рода), ведущего порочный образ жизни, в некоторых обществах изгоняли из тухума или джамаата (общины) в зависимости от содеянного, а в других - дозволялось его лишить жизни, и такой порядок в отдельных дагестанских обществах в XIX в. сохранялся. Были также общества, в которых предусматривалось обязательное изгнание аморального члена из своего тухума или джамаата, и такая процедура была кодифицирована в нормах обычного права этих обществ.

В дагестанских обществах изгою также формально не отказывали в гостеприимстве, но в то же время возмутитель спокойствия, неугодный в своем тухуме или джамаате, также не нужен был в любом другом сообществе. У горцев такого называли «апараг», то есть пришелец и соответственно к нему относились. У аварцев по отношению к таким пришельцам сложилась поговорка «Апарагасул рукъ - росу раг1алда, хоб -хабал раг1алда», означавшая - «дом пришельца - на окраине

Атаева П. А.

села, и могила - на краю кладбища». В положении пришельцев в зависимости от содеянного преступления, чаще всего оказывались кровники.

Помимо физического остракизма безнравственного члена тухума или джамаата в горских обществах могли подвергнут моральному остракизму. Так, он не мог баллотироваться на выборные должности в джамаате или же присягать за себя и быть соприсягателем для очищения близких при судопроизводстве. Также члены джамаата избегали с порочным членом вступать в брачные, торговые или иные деловые отношения, и таким образом происходило нравственное самоочищение и поддержание чистоты в социокультурном пространства на микро- и макроуровнях.

Тот моральный вакуум, который сегодня так болезненно чувствуется, мог быть заполнен основными моральными ценностями наших народов, унаследованными от предыдущих поколений.

Сложность состоит в том, как совместить их с изменившимися условиями современного мира. Думается, что и здесь можно найти выход. Чем-то, конечно, придется поступиться. Ведь массовый отход людей от моральных ценностей произошел, скорее всего, из-за недооценки этих ценностей. К сожалению, не превратились они в убеждения, не стали повседневным жизненным ориентиром подавляющего большинства граждан. Добиться же этого можно, если относится к традиционно горским моральным ценностям уважительно, как к основам общедагестанского единства. Но здесь есть свои проблемы. Известно, что начиная с конца 80-х годов XX в. государство, средства массовой информации стали пропагандировать не общероссийские нравственные ценности, созвучные общечеловеческим ценностям, а культ насилия, жестокости и др., разрушающие положительные ценности.

Национальное согласие и стабильность в республике осуществляется в непростой общественно-политической ситуации. Реальную угрозу национальному согласию представляют активное проникновение радикализма, утверждение нетрадиционных для Северного Кавказа искаженных норм ислама, на почве которых нередко вспыхивает мусульманское межконфессиональное противостояние.

«События последних лет в Дагестане показали, что радикализм с его агрессивно-агитационными установками и претензиями на монополизацию священной истины - это путь к хаосу и распаду под привлекательными лозунгами борьбы за чистоту веры», - справедливо отмечает профессор А. К. Апи-ев. «В то же время, нельзя упускать из виду, что радикализм как оппозиционное движение, может аккумулировать в себе протестные, социально-направленные идеи. При отсутствии в Дагестане грамотной, цивилизационной политической оппозиции многие отчаявшиеся люди, особенно молодежь, могут связывать с радикализмом возможность прямого социального протеста».

В связи с этой опасностью старейшины Северного Кавказа в марте 1998 года обратились к народам Северного Кавказа с призывом объединить призывом объединить «наши усилия и волю, чтобы никто не смог нас разъединить по национальному или религиозному признакам, создающим угрозу вековому укладу жизни на Северном Кавказе». События, происходящие в нашей стране, убедительно свидетельствуют о том, что сфера межэтнических отношений чрезвычайно чувствительна к происходящим политическим и экономическим изменениям, особенно радикального характера.

Исторический опыт нашей республики в области регулирования межэтнических отношений, сохранения мира и

межэтнического согласия, на наш взгляд, имеет не только локально ограниченное, сугубо дагестанское значение, он может быть использован и в других национально напряженных регионах.

Опыт нашей республики в сохранении национального мира и согласия уникален уже тем, что в ней главенствующее значение отводится совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам Дагестана и проверенных на их историческом опыте. Это мир, толерантность, осознание принадлежности к общему дому - Дагестану. Сам этот исторический опыт нашей республики, позволивший в истории и позволяющий в современности избегать межэтнических драм и трагедий, может и, возможно должен быть использован другими народами, регионами в тех же целях.

Пристатейный библиографический список

1. Абдулатипов Р. Г. Концепция государственной национальной политики Республики Дагестан. Проект // Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. М., 1998.

2. Агаев А. Г., Магомедов Р. М. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала, 1995

3. Алиев А. К. Северный Кавказ: современные проблемы этнополитического развития. Махачкала, 2003. С. 158. См.: Дагестанская правда. 1998. 1 октября.

4. Магомедов М. М. Дагестанское единство:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком