научная статья по теме ИНТЕГРАТИЗМ – СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С. МЕРЛИНА) Психология

Текст научной статьи на тему «ИНТЕГРАТИЗМ – СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С. МЕРЛИНА)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2013, том 34, № 6, с. 112-117

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ИНТЕГРАТИЗМ - СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (К 115-летию со дня рождения В.С. Мерлина)

© 2013 г. В. В. Белоус*, И. В. Боязитова**

* Доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук, заведующий кафедрой общей психологии Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета, Пятигорск; e-mail: psyche2004@bk.ru ** Доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии педагогического образования, директор Института человековедения Пятигорского государственного

лингвистического университета, Пятигорск; е-mail: biv_pglu@mail.ru

Прослеживается роль принципа интегратизма в целостном познании индивидуальности человека. Показано, что функциональный инвариант является стержневой характеристикой темперамента человека, и только с его применением преодолеваются имеющиеся трудности в исследовании индивидуальности.

Ключевые слова: интегратизм, теория систем, модель, познание, индивидуальность, функциональный инвариант.

Цель настоящей работы состоит в анализе результатов и перспектив исследования индивидуальности, исходя из представлений о целостности в концепции В.С. Мерлина - принципа интегратизма1, который может быть противопоставлен редукционизму.

Редукционизм предполагает, что закономерности одного уровня индивидуальности распространяются на закономерности другого, отождествляются с ним и тем самым теряют свою специфическую сущность [12]. Иначе говоря, редукционизм "снизу" и "сверху" утверждает аддитивную стратегию исследования индивидуальности. Вот почему прав В.А. Энгельгардт, заявляя, что поистине страшным явлением для наук о человеке стал редукционизм, не идущий дальше описательного анализа человеческой индивидуальности [21].

В противовес редукционизму интегратизм как научный принцип постулирует изучение индивидуальности во взаимовлиянии составляющих его компонентов, в частности, во взаимосвязи соматических, нейродинамических, психодина-

1 Интегратизм - одно из средств объединения частей в целое, при котором появляется совершенно новое по качеству образование. Он был основным принципом в творчестве В.С. Мерлина.

мических, личностных свойств и свойств уровня метаиндивидуальности.

Объединяя и привлекая различные науки о человеке, находящиеся на разном уровне развития, не только теория интегральной индивидуальности обогащается за счет этих наук, но и каждая наука в отдельности выполняет по отношению к другой эвристическую функцию.

Следуя этому, мы можем объяснить рождение наук о человеке в целом: у Б.Г. Ананьева - чело-векознание [2]; у Б.А. Никитюка - интегративная антропология [15]; у В.С. Мерлина - человековедение [13] и т. д.

У истоков принципа интегратизма2 стоял В.М. Бехтерев - специалист и сторонник многогранного изучения человека в целом. Он придерживался положения, согласно которому "Врач лечит не болезнь, а больного", признавая за этим правилом не только первостепенное научно-теоретическое, но и научно-практическое значение. В этой взаимосвязи теоретического и практического миропонимания проявилась проницательность и дальновидность ученого-мыслителя, уже

2 Интегратизм позволяет объяснять явления жизни в принципе. Существует и другое объяснение возникновения нового (например, теория эмергенции).

тогда защищавшего позиции целостного видения действительности в конкретном случае. В главном научном труде В.М. Бехтерева "Общие основы рефлексологии человека" содержится мысль, не утратившая своей актуальности вплоть до сегодняшнего дня. "Мир строится в форме замкнутых систем, представляя собой особые индивидуальности. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Гармония частей есть основа индивидуальности" [6, с. 118].

С нашей точки зрения, представления об ин-тегратизме могут быть соотнесены с основными принципами исследования в научных школах Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна.

Так, С.Л. Рубинштейн рассматривал "совокупность внутренних условий" как характеризующую целостную индивидуальность и выражающую субъектную активность человека. Для построения целостной индивидуальности он использовал критерий взаимосвязи и логического соединения частей в целое. В частности, Рубинштейн писал, что "хотя в личность включается и тело человека и его сознание, никак не приходится говорить о физической личности и личности духовной, поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней основывается именно на взаимоотношениях между физической и духовной сторонами личности. Физическое и духовное - это стороны, которые входят в личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи" [17, с. 242]. При этом части целого понимались автором не как равноправные образования, а в виде субординационной зависимости частей целого: "Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность" [18, с. 119]. По нашему мнению, целостная индивидуальность в трактовке С.Л. Рубинштейна насыщалась разноуровневыми свойствами, представляющими собой одновременно интеграцию биологического и социального.

Б.Г. Ананьев и его сотрудники для подтверждения взаимосвязи психической реальности человека с природными и социальными факторами широко использовали положения комплексного, или междисциплинарного подхода. Междисциплинарное изучение человека, осуществляемое на основе корреляционного и факторного анализа, "... характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы,

к построению синтетических характеристик человеческого развития" [1, с. 6]. И далее: "... количественное описание и определение взаимосвязей между различными сторонами и компонентами человеческого развития имеет исключительное значение для современного человекознания, так как такое определение способствует пониманию целостности человеческого развития" [там же, с. 11]. В эти комплексы включается полный набор свойств человека как вида, индивида, личности и человечества - субъекта деятельности и индивидуальности. В свою очередь комплексы, насыщенные всевозможными связями всех отношений, изменяются в зависимости от пола, возраста и других вариаций человеческого фактора.

Другой вариант интегрального познания человека предлагал В.С. Мерлин [13]. Опираясь на системный принцип значности3, он в теории интегральной индивидуальности выделил следующие подсистемы большой системы "человек-общество":

1. Подсистема организма. Сюда относятся биохимические, общесоматические и нейродинами-ческие закономерности.

2. Подсистема индивида. Она представлена психодинамическими свойствами и их взаимосвязями.

3. Подсистема свойств личности и их взаимосвязи.

4. Подсистема социально-психологических свойств и их взаимосвязи.

5. Подсистема свойств социально-исторической общности и их взаимосвязи.

Совокупность всех перечисленных выше подсистем образует интегральную индивидуальность, определяемую единством линейных и нелинейных зависимостей. "Имеющиеся данные, - писал В.С. Мерлин, - позволяют рассматривать совокупность изучавшихся индивидуальных свойств человека как большую иерархическую саморегулируемую систему, которую мы обозначили как интегральную индивидуальность. Биохимические свойства, свойства нервной системы, темперамента, свойства личности и личностные статусы представляют собой разные иерархические уровни этой системы" [13, с. 195]. К таким выводам В.С. Мерлин пришел на основе открытия между перечисленными блоками человеческой индивидуальности много-многозначной зависимости:

3 Принцип значности - математическое понятие, лежащее в основе различения "горизонтальных" (взаимооднозначных) и "вертикальных" (много-многозначных) зависимостей.

у каждого иерархического уровня имеются специфические функциональные инварианты (ФИ), как линейные, так и нелинейные, собственный пакет закономерностей, позволяющий отстаивать свою автономность и относительную независимость. Принцип значности не только препятствует сводимости закономерностей одной подсистемы к другим подсистемам, но и позволяет выделять неизвестные ранее уровни. На это впервые обратил внимание В.С. Мерлин, отмечавший, что "тип много-многозначной связи может быть критерием для выделения новых иерархических уровней индивидуальных свойств, подчиняющихся специфическим, но еще неизвестным закономерностям" [там же, с. 196].

Известно, что деятельность любой большой системы обеспечивается функционированием входящих в нее подсистем. Для этого каждая из подсистем большой системы должна обладать относительной самостоятельностью, автономностью и независимостью от других подсистем. Это достигается благодаря принципу ФИ. При этом система под влиянием внешних факторов может принимать множество самых разнообразных состояний и тем не менее не прекращать своего существования, так как сохраняется инвариантное соотношение ее элементов, частей и условий. Поэтому любая система, взаимодействуя со средой, так приспосабливается к ее воздействиям, что сохраняет свою целостность, показателем чего выступает ФИ.

В исследованиях психодинамического4 и личностного уровней интегральной индивидуальности мы впервые обнаружили инвариантные зависимости различных классов [4, 7]. Рассмотрим необходимость построения математической модели инварианта, чтобы построить концепцию типа темперамента [14].

Во-первых, в истории учения о психодинамическом уровне предпринимались неоднократные попытки найти объективные критерии целостности типов темперамента [11]. Но все они, как правило, основывались на аддитивной стратегии (т.е. на принципе редукционизма) исследования и строили вероятностные и линейные модели темперамента. Такой подход к изучению индивидуальности недостаточен для характеристики типа темперамента с точки зрения как психологии, так и математики. При таком подходе вскрывается лишь одно-многозначная сущно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком