научная статья по теме ИРАНСКИЙ РЕЖИССЕР БАХМАН ГОБАДИ: ИГРА НЕ ПО ПРАВИЛАМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИРАНСКИЙ РЕЖИССЕР БАХМАН ГОБАДИ: ИГРА НЕ ПО ПРАВИЛАМ»

ИРАНСКИЙ РЕЖИССЕР БАХМАН ГОБАДИ: ИГРА НЕ ПО ПРАВИЛАМ

Н.В. КАЗУРОВА

Аспирант МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург

¡1 шш

Ключевые слова: иранский кинематограф, курдский вопрос

Бахман Гобади,

Сегодня Иран по праву можно назвать кинематографической державой. Уже около 20 лет зрители и киноведы не перестают удивляться красоте и самобытности, философскому содержанию и совершенству формы иранских фильмов. Залогом их успеха является незатейливая простота сюжета, обрамленная колоритной эстетикой восточной иносказательности в сочетании с гуманистической направленностью повествования. Однако эта простота обманчива, иранские режиссеры играют не по правилам, создавая фильмы-перевертыши, ломающие устоявшиеся в мировом кинематографе каноны и балансирующие между стереотипностью и неординарностью мышления аудитории. В этой связи создается впечатление, что иранский кинематограф существует вне времени и пространства, вне территорий и границ, как чистое искусство ради искусства, несмотря на его порой социальную и политическую ангажированность. Появление новых талантливых имен на звездном небосводе иранского киноискусства только подтверждает его репутацию. Бахман Гобади, о котором пойдет речь в статье, из числа ведущих режиссеров так называемого «молодого поколения»1.

Экзистенциальный статус иранского кинематографа можно рассматривать по принципу «свой среди чужих, чужой среди своих». Горячо любимый за пределами родины, он часто остается недооцененным в своей стране. Сразу после провозглашения Ирана исламской республикой в 1979 г. большинство киностудий и часть кинотеатров были национализированы, все фильмы, выходящие на экран, предварительно проходят строгую исламскую цензуру. Представители же арт-хауса вступают в жесткую и порой открытую конфронтацию с органами власти, часто становясь диссидентами и изгоями общества. Вместе с тем, едва ли иранское кино может быть в полной мере оценено и на

Западе, у которого на глазах шоры - благоговение перед пугающей, но притягательной экзотикой.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Бахман Гобади родился в 1969 г. неподалеку от ирано-иракской границы в провинции Курдистан. В начале войны семья была вынуждена покинуть родной город Бане и обосноваться в Се-нендедже. Бахман рано повзрослел, чему способствовал развод родителей, когда забота о близких пала на его плечи. Он пришел в кинематограф, сменив уже не одну профессию (торговал сигаретами, работал на радиостанции, занимался фотографией).

Гобади круто меняет жизнь

Бахман Гобади на съемочной площадке.

после переезда в Тегеран. Он получает степень бакалавра по режиссуре, закончив Иранский колледж теле- и радиовещания. Еще в студенческие годы (19901997) активно снимает документальные короткометражные фильмы. В первой короткометражке в качестве ассистентов и актеров из-за отсутствия средств выступили все члены его семьи. Путевкой в мир Большого кинематографа для Гобади явилась его 30-минутная «Жизнь в тумане» (1997) - работа, ставшая сенсацией на многочисленных международных кинофестивалях. Лента названа кинокритиками самым значительным событием последних лет в иранском документальном кино.

Узнав, что Аббас Киаростами2 снимает в отдаленной горной курдской деревушке свой новый фильм «Нас унесет ветер» (1999), Гобади удается пробиться в ассистенты режиссера. А через год, во время работы над собственной полнометражной картиной, он знакомится с семьей Мохсена Махмальбафа3, приехавшей в Курдистан для съемок «Черной доски» (2000), в которой впоследствии сыграет роль учителя. Таким образом, еще в начале сво-

ей режиссерской карьеры Гобади сотрудничал, перенимая опыт, с двумя титанами иранской кинематографии. По его собственной оценке, за два месяца, проведенные на съемочной площадке с М.Махмальбафом, он почерпнул так же много, как если бы прошел полный курс обучения в универ-ситете4.

Сегодня фильмы Гобади отмечены самыми значительными кинематографическими наградами, в их числе Золотая камера Каннского кинофестиваля, золотая медаль Чикагского международного кинофестиваля, призы Берлинского и Сан-Себастьянского кинофестивалей, а его авторитет как мастера экранного искусства настолько высок, что он неоднократно становился членом жюри на престижных международных кинофестивалях (Канны, 2002; Роттердам, 2004).

СВОЯ СТРАНИЦА В КИНЕМАТОГРАФЕ

Первый полнометражный фильм Б. Гобади «Время пьяных лошадей» (2000) посвящен курдской семье, проживающей в Иране. После смерти родителей Эй-юб и его сестра должны заботиться не только о себе, но и брате-инвалиде Мади, который нуждается в сложной и дорогостоящей операции. Чтобы собрать деньги, Эй-юб берется за любую работу, однако жизнь в суровом горном климате вблизи неспокойной

Кадры из фильма «Затерянная в Ираке» (2002).

ирано-иракской границы больше напоминает выживание, которое едва по силам подростку.

Однажды Эйюб решает продать мула в соседнем Ираке, чтобы на вырученные средства оплатить операцию брата. Местные жители, которые используют мулов для контрабандной перевозки шин через иракскую границу, соглашаются взять Эйюба с собой. Кульминационные события фильма разворачиваются высоко в горах, где группу контрабандистов поджидает засада. Мулы слишком нагружены и пьяны (чтобы им выжить в суровых условиях зимы, в еду добавляется алкоголь). Финальные сцены сняты с предельной откровенностью и без лишних слов, внимание сфокусировано на том, как Эйюб отважно сражается за жизнь Ма-ди, мула и свою собственную.

«Время пьяных лошадей» -первый курдский фильм в истории иранского кинематографа. Он снят в Курдистане с участием местных жителей, говорящих на родном языке. Бахман Гобади не просто позиционирует себя в качестве курдского режиссера, он также учредил в 2000 г. кинокомпанию Мидж Филм для поддержки национального курдского кинематографа. «Мидж» в переводе с курдского означает «туман». На вопрос, почему он дал компании такое название, режиссер ответил: «Когда я думаю о своей родине - Курдистане, я думаю о снеге, холоде и тумане. Туман повсюду. Жизнь здесь тоже туманна -экономически, политически и социально она скрыта под его покровом. Иран всегда был колыбе-

лью множества этносов, однако голос этих этнических групп редко звучит в иранском кинемато-графе»5.

Ежегодно на киностудии Мидж Филм производится 2-3 полнометражных художественных фильма и несколько короткометражек. Фильмы имеют ярко выраженную этническую направленность, что дает возможность курдскому народу заявить о себе и быть услышанным.

Для творчества Бахмана Гоба-ди курдская тематика является стержневой, он делает фильмы о своем народе и для своего народа. Кровавая история его угнетения режимами Ирака, Ирана и Турции привели к бедственному положению. Курды не имеют собственного национального государства и проживают сегодня в сопредельных государствах - Турции, Иране, Ираке и Сирии6.

Для многонационального Ирана одной из ключевых проблем является консолидация в единую общность. Поэтому курдский вопрос стоит достаточно остро. С одной стороны, конфликт является внутригосударственным, т.к. курды требуют расширения культурной автономии - в системе образования это обучение на национальном языке, изучение курдской истории, культуры, искусства, создание условий для свободного вещания, включая Интернет и спутниковые коммуникации. С другой стороны, конфликт приобретает межгосударственные масштабы, поскольку является частью широкого движения курдов за независимость и полити-

«Черепахи могут летать» (2004): Агрин со своим братом-инвалидом и сыном (слева), ребенок в окружении мин.

ческий суверенитет; они выступают за переустройство Ирана на основе федерации и создание курдской республики, включающей все районы компактного проживания курдов в западном Иране7.

Второй фильм «Затерянная в Ираке» (2002) Гобади снимает снова в Курдистане. По сюжету Мирза, известный курдский музыкант, узнает, что его бывшая супруга и певица Ханаре оказалась в беде. Чтобы ее найти, Мирза с двумя сыновьями (тоже музыкантами) отправляется в опасное путешествие через ирано-иракскую границу. По дороге главные герои попадают в различные, часто экстремальные ситуации. В конце концов, все оказываются у огромного котлована, где женщины среди 15 тыс. трупов тщетно пытаются найти отцов, мужей, сыновей и братьев, замученных режимом С.Хусейна.

Это история не только о народе, который, гонимый постоянными войнами, вынужден скитаться в поисках лучшей участи, но и о том, как ему удается выжить. Людей спасает сплоченность, взаимопомощь, взаимовыручка и... музыка. В фильме снимались профессиональные музыканты, поющие под звуки традиционных музыкальных инструментов.

Второе название фильма -«Песни родины» не случайно.

Образ Ханаре - не что иное, как символ Курдистана. Испытавшая воздействие химического оружия и потерявшая голос, певица безмолвно страдает в тишине.

Киноленты Гобади «Время пьяных лошадей» и «Затерянная в Ираке» имеют ряд сюжетных параллелей. Горная заснеженная местность, где разворачиваются события первого фильма, теперь становится одной из остановок путников во втором. Здесь и внимание режиссера на мулах не заостряется - нагруженные и уставшие, они лишь создают фон, являются частью повседневной, хотя и тяжелой, но привычной жизни курдского народа. Авторский повтор рассчитан на узнавание зрителем места действия и рождает ощущение единого кинематографического замысла.

НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС

«Черепахи могут летать» (2004) - третья картина Гобади, получившая, пожалуй, наибольший общественный резонанс. События фильма разворачиваются в лагере беженцев в иракском Курдистане (Автономном регионе) за день до вторжения американских войск в 2003 г. Беженцы, находясь на грани полного отчаяния, следят за новостями CNN в надежде, что американцы положат конец их мучениям. Единственный, кто «понимает» эти новости, - 13-летний мальчик по прозвищу Сателлит. И хотя он только имитирует знание английского языка, тем не менее обладает высо-

ким авторитетом среди беженцев. Сателлит командует армией ребят в опасной работе по очистке окрестных полей от мин, которые они продают или обменивают на спутниковые тарелки для

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком