научная статья по теме ИРЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ IX ВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИРЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ IX ВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ»

Иванова Е.Ю., доцент факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ

ИРЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВь IX ВЕКА: СОЦИОКУЛьТУРНыЕ АСПЕКТы

Ирландия в начале IX в. представляла собой стабильное общество с хорошо укоренившейся церковной структурой. Христианство, начавшее распространятся в Ирландии еще в V в., к IX в. занимало достаточно стабильные позиции на острове. Оно было интегрировано в законодательную структуру и до некоторой степени в ирландскую культуру. К 800 г. по всей Ирландии возводились церкви и монастыри превратились в центры урбанизированного населения. В них обитали клирики, выполняющие дела Божии (opus Dei); аскеты, ведущие очень строгий подвижнический образ жизни; миряне, называемые «manaig» (хотя данное слово переводится как монах, но им обозначаются, миряне, постоянно проживающие в монастыре), живущие со своими семьями и обрабатывающие землю, посещающие церковь по воскресеньям, строго придерживающиеся постов и даже избирающие аббата. Кроме того, возле крупных монастырей селились кающиеся грешники, некоторые из них совершили серьезные преступления против общества. В монастырях были школы во главе, которых стоял «ученый муж», обучающий грамматике мальчиков, наблюдающий за процессом переписывания и иллюминирования книг. Причем учениками в монастырских школах были, главным образом, будущие клирики. В крупных монастырях находились либо свои собственные работники по металлу и камню, либо наемные ювелиры и искусные ремесленники. Путешественники обращались в монастыри, зная о гостеприимстве монахов, купцы привозили свои товары, а также, зачастую, с ними следовали поэты и клирики из других монастырей.

Таким образом, монастыри являлись крупными населенными центрами, которые были деятельны и активно поддерживали контакты с внешним миром.

Деятельность аббата имела серьезное влияние на образ жизни всего монастырского сообщества. Были аббаты, которые вели подвижническую духовную жизнь, аскетическую и целомудренную, в анналах сохранились описания этих аббатов, иногда их даже называли epis-copus и anchorite. И в тоже время, анналы VIII-IX веков и каноны VII века свидетельствуют о существовании женатых аббатов. Часто их сыновьям доставалось по наследству это высокое положение в монастыре.

И до прихода викингов, монастыри подвергались нападениям. В большинстве случаев мы не знаем, почему так происходило. Доннхад О Корейн1, исследовавший данный вопрос, видит поводом для подобных конфликтов раздоры между консервативно настроенными церковными «семьями» и светски настроенными членами своей собственной «семьи» или членами новых и более экспансивных династий. Так в 776г. пограничный монастырь Дурроу был вовлечен в борьбу между семейством И Неил и Мюнстермен. Если семьи боролись за наследие аббатского звания, они иногда прибегали к помощи мирян, например поэма о деяниях Патрика гласит, что Дуб да Лейт (Dub da Leithe) - аббат Арма сражался рука об руку с северными королями.2

Но нужно отметить ограниченность такого типа войн в жизни ирландского общества. Так короли постоянно вели войны друг с другом. Постройки, как правило, не сжигались, и простой люд покидал свои дома, избегая столкновений. Цель этих столкновений заключалась не в захвате и присоединении земель, а в добыче, которой чаще всего являлся крупный рогатый

1 Donnchadh O Corrain, «The early Irish churches: some aspects of organization», Ir. Antiquity, pp. 328-30.

2 H.J.Lawlor and R.I.Best (ed.), « The ancient List of the coarbs of Patrick» in R.I.A. (1919), sect. С, pр.316-362:322/ A New History of Ireland.I. Prehistoric and Early Ireland/ ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 636.

скот. По окончании подобных военных действий победители возвращались по домам. Через какое-то время другое королевство могло инициировать еще одну войну, чтобы возвратить свой скот. На самом деле война рассматривалась как увлекательное занятие для аристократов, в которой соблюдались правила чести, и такая забава обычно поднимала престиж короля и являлась причиной экономического роста. Самая ближайшая параллель, которую приводит Кетлин Хьюз3 - это средневековая охота в Англии, которая так же была забавой и источником добычи пищи. Церковное сообщество и миряне не несли никаких потерь в тех случаях, когда нападение происходило с целью поимки какого-нибудь человека, например, если мы обратимся к анналам Тигернаха, то увидим историю с Аэд Ройн (Aed Roin), когда тот был взят для расправы из оратория в Фохарт (Faughart). Подобное случалось не часто, так как соблюдалось правило неприкосновенности любого человека в пределах освященного места (санктуария). И если это правило нарушалось, монастыри получали компенсацию, в противном случае нарушителя отлучали от церкви. Так, например, семья Колум Килле отправилась в Тару для отлучения от церкви короля Аэд (Aed) в S1Sn после убийства аббата Рат Бот (Rath Both).

Викинги понимали войну совершенно по-другому, чем ирландцы, ими двигало непреодолимое желание выжить экономически, и их военные действия носили более обширный и жестокий характер. В это смутное время ирландское сельское население зачастую приносило все свое имущество в стены монастырей для того чтобы сберечь его, и очень вероятно, что викинги совершали набеги чтобы захватить это имущество. Такое предположение выдвинуто А.Т. Лукасом4.

К IX веку монастыри являлись центрами ценных работ по металлу. Монастыри были местами хранения таких предметов, как алтарные сосуды, чеканные оклады для книг, раки-гробницы, броши, которые могли быть даны в качестве залогов при юридических соглашениях. Все эти драгоценные предметы привлекали викингов. Подтверждением грабежей являются найденные археологами предметы ирландской работы в норвежских захоронениях IX века. Обнаруженные в Норвегии ирландские изделия из металла описаны и нанесены на карту Эга-ном Вомерсом5.

Викинги были работорговцами. В анналах есть сведения «о великой добыче женщин» взятых в плен из Хоут (Howth) в S21n и о большом количестве плененных из Арма в S31 г. Тех, кого они не могли увести в плен, они убивали. Когда викинги напали на монастырь Иону (остров Айона) в S25 г., некоторые жители спаслись бегством, но оставшиеся погибли мученической смертью. В S36 г., когда викинги напали на южную Брегу они не только увели огромное количество пленных, но также убили многих людей; в S4G г., когда они взяли в плен епископов, священников и ученых (sapientes) из Лоут (Louth), всех остальных они предали смерти; S69 г. Арма был ограблен и были огромные человеческие потери пленными и убитыми. Такого рода нападения, должно быть, имели разрушительные последствия для монастырей. Кроме того, после ограблений монастырей, викинги сжигали их. Большинство построек в восточной части Ирландии были деревянные, тростниковые, соломенные и горели они легко. В анналах мы также читаем о S3 грабительских нападениях и поджогах, совершенных древними скандинавами в период с S3G г. по SSG г., и о непрекращающихся захватах в плен и убий-

3 Kathleen Hughes. The Irish church, SGG-c.1G5G./A New History of Ireland.I. Prehistoric and Early Ireland/ ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2GGS. P. 636-637.

4 A.T. Lucas: «The plundering and burning of churches in Ireland, 7 th to 16 th century» in Etienne Rynne (ed), Limerick,1966,pp, 172-229/ A New History of Ireland.I. Prehistoric and Early Ireland/ ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2GGS. P. 637.

5 Egon Wamers,»Some ecclesiastical and secular insular metalwork found in Norwegian graves» in Peritia,19S3, pp 277-3G6./A New History of Ireland.I. Prehistoric and Early Ireland/ ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2GGS. P. 637.

ствах населения. Военные действия викингов, ошеломляющие своей жестокостью, были намного разрушительнее и бесчеловечнее, чем войны ирландцев друг с другом. И тем ни менее, несмотря на присутствие викингов, грабеж, непрестанные пожары и пленение монастырского населения, монастырская жизнь не прекратилась. Монастыри продолжали функционировать. Летописные источники подтверждают, что в тот период произошли определенные изменения в юридическом и институциональном положении Церкви, причем некоторые из этих изменений были напрямую связаны с последствиями гнета викингов. Прежде всего, это свод законов-»cana», которые были приняты в период с 697 по 842 гг. Эти законы, вероятно, нацелены главным образом, на защиту мирного населения от насилия и церковной собственности от грабежа. В толкование на гимн Колмана мы находим упоминание о «Четырех главных законах Ирландии»: «Закон Патрика», «Закон Даире», «Закон Адомнана» и «Закон Воскресенья». «Закон Парика» гласит не убивать священнослужителей, «закон Даире» гласит не красть крупный рогатый скот, «закон Адомнана» не убивать женщин и детей, «закон Воскресения» не путешествовать. Наиболее полным трактатом является закон Адомнана, сохранившийся в сложном комбинированном тексте из которого самая старая часть датируется VII-VIII веками. Считается, что закон впервые был обнародован в 697г. на синоде в Бирре. Его цель была защитить «священников и женщин и невинных детей»6. Другой законодательный трактат под названием «Crith Gablach» цитирует или ссылается на закон Адомнана касающийся одного из трех видов управления, согласно которому власть верховного короля распространялась только на его народ. За нарушение этого закона накладывались штрафы. Специальные чиновники были назначены для сбора этих штрафов, таким образом «cana» принесла с собой крупные финансовые преимущества. «Закон Патрика» расширил права церковных санктуариев и был нацелен на обеспечение защиты священства. Обнародование и внедрение в жизнь этих правил требовало условий стабильности общества, а в тот период стабильности как раз и не было.

Аналлы свидетельствуют об изменениях в управлении церковью, которые, вероятно, происходили под влиянием поселений викингов. В VIII веке бывали случаи, когда один и тот же человек был священником сразу в двух или трех церквях. Иногда один и тот же человек был экономом (economus) в одной церкви и настоятелем (princeps) в другой, либо приемником аббата (secnap) и настоятелем, либо даже епископом и пис

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком