научная статья по теме ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ (ДИСКУРС В ТРУДАХ ФРАНЦУЗСКИХ УЧЕНЫХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА ХХI В.) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ (ДИСКУРС В ТРУДАХ ФРАНЦУЗСКИХ УЧЕНЫХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА ХХI В.)»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ОБЗОР

ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ (ДИСКУРС В ТРУДАХ ФРАНЦУЗСКИХ УЧЕНЫХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX -

НАЧАЛА XXI в.)*

© 2011 Е.Б. ДЕМИНЦЕВА

В середине XX в. еще не было так называемого мусульманского вопроса во Франции и ислам воспринимался учеными как религия, существующая вне страны, а мусульмане представлялись выходцами из Средиземноморья, приехавшими на ее территорию лишь на время. В 1980-е гг. этот вопрос становится одним из объектов исследований французских социологов, историков, политологов, антропологов и исламоведов, рассказывающих о жизни иммигрантов и их детей в стране, неотъемлемой частью которой они уже являются. В 1990-е гг., после "дела о платке", взрывов в парижском метро в 1995 г., а также появившихся трудностей, связанных с исламистскими организациями, членами которых становятся "подростки с окраин", исследователи обращают внимание на темы взаимоотношения государства и мусульман, вопросам светскости, секуляризации, интеграции. События начала нового века (11 сентября 2001 г., Нью-Йорк, осень 2005 г., предместья Парижа) заставляют исследователей по-новому взглянуть на такие понятия, как "мусульманин", "Республика", "интеграция" и переосмыслить сам подход к теме ислама.

В научной литературе сегодня много и по-разному пишут об исламе во Франции. Страна, в которой проживает наибольшее количество мусульман в Европе, будоражит мир вопросами, связанными с присутствием представителей мусульманских сообществ в европейской стране и поиском наиболее оптимальных форм сосуществования ислама и законов Республики. Вплоть до 1990-х гг. ислам во Франции как самим обществом, так и научным сообществом воспринимался как религия, существующая за пределами страны, пусть даже и в бывших колониях, но все же вне самой Франции, а мусульмане представлялись выходцами из стран Средиземноморья, приехавшими в страну лишь на время. И только в последние два десятилетия XX в. об исламе начали говорить как о второй по количеству приверженцев религии на территории страны, а о ее представителях - как о гражданах Франции. С этого времени мусульманин стал уже не чужеземцем, а соседом, и в этом новом контексте Франция начинает воспринимать ислам как "свою" религию, существующую внутри французского общества, основанного на республиканских ценностях, и пока еще не полностью в него вписавшуюся.

1950-1970-е гг. Неизвестный ислам. Массовый приток мусульман во Францию можно наблюдать после Первой мировой войны из-за Средиземноморья, стран Магри-ба, однако все же действительно заметный для страны приток магрибинской иммиграции приходится на годы после Второй мировой войны. Здесь речь идет прежде всего о трудовой иммиграции - мужчинах, в основном молодых, выходцах из магрибин-ских деревень, приехавших на заработки во Францию. Многие из них старались "держаться своих", выходцев из "своего региона", деревни, и эти созданные самими рабо-

* Статья написана по итогам научной командировки во Францию по приглашению Дома наук о Человеке, г. Париж (Maison des Sciences de l'Homme, Paris) 10.05.09-6.06.09.

чими группы впоследствии переросли в различного рода организации и ассоциации. Эти молодые люди, жившие чаще всего в общежитиях на окраинах городов, таких как Париж, Лион, Марсель, Лилль, - индустриальных центров Франции, в основном вели замкнутый образ жизни, редко выходя за пределы своего иммигрантского квартала. В 1960-х гг. французы начинают говорить об "арабах", приехавших на заработки, и "арабских кварталах", ставших одной из составляющих инфраструктуры мегаполисов. В это время в обществе еще никто не говорит о "мусульманах" (в основном об "арабах", приехавших во Францию), так как сами "арабы" предпочитают оставлять религию в сфере индивидуального, не вынося ее за пределы своего иммигрантского сообщества.

До 1970-х гг. в стране незаметны "исламские места". Из того немногого, что мог бы в то время назвать, например, парижанин, можно отнести лишь кладбище Пер Ла-шез, которое первым выделило в 1855 г. участок для захоронения мусульман, и Большую Мечеть Парижа1. Ислам еще долгое время оставался религией, закрытой за дверьми тех общежитий, в которых жили магрибинские рабочие, не выходя за пределы их частной жизни.

В научной литературе практически не описана религиозная составляющая жизни этих иммигрантов. Одной из первых работ, посвященной мусульманам во Франции, стала вышедшая в 1950 г. книга Ж.-Ж. Раже "Мусульмане-алжирцы во Франции и в исламских странах" [Rager, 1950]. Автора интересуют предпосылки и причины того или иного миграционного потока из Алжира (в то время все еще французская колония), географические особенности расселения иммигрантов, проблемы, возникающие у них на чужбине, трудности, с которыми приходится сталкиваться им и их семьям при переезде в другую страну (вопросы жилья, поиска работы). Отдельно вопросов, касающихся именно религиозной составляющей их жизни, автор в своей книге практически не касается. Тема ислама возникает при анализе социально-бытовых трудностей иммигрантов-алжирцев во Франции, описании их жизни в стране.

"Североафриканцы иммигрируют в одиночестве. Количество тех, кто иммигрирует со своей женой, не превышает десятка... Этим североафриканская иммиграция отличается от европейской" [Rager, 1950, р. 261]. Автор рисует картину проживания мусульман в некоторых департаментах Франции, например, в Шампини (Champigny, Seine), где проживает 8 семей, 20 детей2. Раже дает бытописание этих семей: "Моральная и материальная ситуация этих семей удовлетворительная. Здоровье прекрасное, дети красивы, хорошо выглядят, умыты. Мужчины работают как чернорабочие на заводах... Дети ходят в школу и хорошо говорят по-французски, исключение составляет лишь одна девочка 9 лет, которая по желанию отца остается дома... Кормящие и беременные женщины ходят на бесплатные государственные консультации. Последние рожают в государственных больницах... Женщины часто остаются дома, выходят только в выходные с мужьями и с ними же ходят на приемы к врачу... Религиозные обряды соблюдаются: мальчикам делают обрезание. Все члены семьи... соблюдают пост, даже те, которые проводят длинный и тяжелый день на заводе" [Rager, 1950, р. 262-263]. Никакой другой информации о религиозной составляющей жизни алжирцев-мусульман во Франции автор не дает. Для него мусульмане - это прежде всего иностранцы, иммигрировавшие во Францию и сохраняющие свои традиции в европейском обществе. Ислам на страницах книги выступает как часть этих традиций.

Лишь в заключении автор вновь обращается к теме ислама как к вопросу, на который, по его мнению, стоит обратить внимание властям: «Франция находится за преде-

1 Стоит вспомнить и тот факт, что ставшая своего рода символом присутствия мусульман во Франции Парижская мечеть была построена в 1926 г. в честь погибших воинов-мусульман на полях сражений в составе французской армии во время Первой мировой войны.

2 В этом департаменте, насчитывающем 75.5 тыс. жителей (2006), на сегодняшний день проживает 23% жителей, родившихся за пределами Франции.

лами Дар-эль-ислама, североафриканцы, оказавшись вне мусульманского сообщества, чувствуют себя потерянными вдали от родины... мусульманское сообщество, "умма" представляет собой ансамбль одновременно духовной и временной, религиозной и политической жизни» [Rager, 1950, р. 262]. Далее, размышляя о необходимости обратить внимание государства на факт сосуществования представителей различных религий на одной территории, автор задается вопросом: "Поняло ли французское правительство ту моральную проблему, которая возникает по прибытии на территорию метрополии более 250 тыс. мусульман? ...Одна мечеть в Париже, одна почти достроенная в Марселе, молельные залы в Лионе, Метце и Лилле, вот, пожалуй, все места, предназначенные для мусульман", - отмечает он [Rager, 1950, р. 262]. Раже беспокоит то, что мусульмане-алжирцы, приехавшие во Францию, "морально заброшены". После интервью с ними он указывает, что при столкновении с бытовыми трудностями этим людям необходимо иметь возможность найти в чем-то утешение, и, по его наблюдению, лучше всего будет это сделать, обратившись к собственной религии - исламу.

В 1959 г. Ж.-П. Ру в книге "Ислам на Западе. Европа - Африка" [Roux, 1959] пишет не только об истории проникновения ислама в Европу, но и о влиянии европейской цивилизации на ислам. В первой части книги рассказывается о завоеваниях мусульманами европейских государств, а также автор дает краткий очерк истории крестовых походов и Османской империи, а в последующих повествуется о колонизации европейцами мусульманских стран и влиянии их политики на культуру последних. "Франция в своих колониях, в частности в Алжире, изначально принимала во внимание национальные и религиозные особенности мусульман... Ее влияние носит цивилизационный характер..." [Roux, 1959, р. 178].

Учитывая отношения между Францией и Алжиром и длившуюся с 1954 г. войну за независимость Алжира, книга как нельзя лучше отразила позицию Франции той эпохи по отношению к своим колониям. В качестве примера автор приводит политику Франции в Кабилии, где закон запретил вступать в брак неполовозрелым девушкам, упростил процедуру подачи женщиной на развод и предпринял еще ряд подобных указов, которые "не касались Корана". По мнению автора, Франция проводила корректную политику в колонизированных странах, так как не могла не принимать во внимание положение мусульманок и систему образования, основанную лишь на религиозных учениях. Как один из основных примеров действительно жесткого подавления исламской цивилизации он приводит Советский Союз, указывая на его политику в среднеазиатских республиках.

Автора волнует потеря европейскими странами влияния над своими колониями: близость Африки, мусульманской Африки, которая (учитывая год написания книги) выходит из-под контроля европейцев и идет на контакт с другими мусульманскими странами. Эта идея проходит красной нитью через всю книгу. И лишь в одной главе своей книги Ж.-П. Ру говорит о присутствии мусульман в европейских странах и делит их на пять категорий: временного пребывания (студенты,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком